Литературное чтение
2 класс
УМК „Школа России”
Речевая разминка
Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Прочитайте: шепотом, тихо, увеличивая громкость, медленно увеличивая темп.
Работа по теме урока
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910 гг.)
Дата рождения : 28 августа (9 сентября) 1828
Место рождения : Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти : 7 (20) ноября 1910
Место смерти : станция Астапово, Тамбовская губерния, Российская империя
Род деятельности : Прозаик , публицист
«Филиппок»
Работа по учебнику
с. 112 - 114
Первичное чтение и словарная работа
(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
Поденный - относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
Слобода - большое село, деревня.
Постреленок — непоседа, шалун.
Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.
Работа по содержанию рассказа
– Кто главный герой?
- Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу?
- Почему дорога в школу была нелегкой?
-Что приключилось с мальчиком по дороге?
-Как развивались события в школе?
- Почему Филиппок ничего не смог ответить учителю?
-Как мальчик стал складывать свое имя?
-Чем закончился рассказ?
- Что вы узнали о Филиппке в самом начале?
- - Почему он остался дома? - Где были родители?
- Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.
- - Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
- - Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?
- - Кто же помог Филиппку?
- - Как он назвал Филиппка?
- Пострелёнок - озорник, сорванец.
- - Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
- Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
- Во весь дух - очень быстро.
- - Какое чувство испытал Филиппок на пороге школы? - Почему? - Какие сомнения были у Филиппка? Прочитайте.
- - Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
Работа с иллюстрациями:
Найди отрывок в тексте
вторник,
14 ноября
лит. чтение
у.с.112-116, читать, вопросы.
Произведение какого жанра мы прочитали? Обоснуйте признаки рассказа?
Признаки рассказа
1.Повествование о реальных событиях.
2. Небольшой объем.
3.Немного действующих лиц.
4.Описание одного эпизода.
Слобода - сторона, улица.
- Прочитайте, далеко ли была школа?
- Что случилось по дороге в школу?
- Почему собаки залаяли?
- Почему в своей слободе собаки не трогали Филиппка?
- Представьте себя на месте Филиппка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
- Как вы понимаете выражение «нашёл страх»?
- Какие синонимы можно подобрать к этому сочетанию слов?
- Почему он испугался?
- Почему Филиппок заплакал?
- Какое чувство испытал мальчик? Почему?
- А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?
- Подумайте, что было дальше?
- А как поступили бы вы?
- Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
- Что он сделал, когда вошёл? - Почему? О чём это говорит?
- Как ребята объяснили появление Филиппка в школе?
- Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал?
- Немой - лишённый способности говорить.
- Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
- А почему же он заплакал?
- Кто поддержал Филиппка?
- Что они рассказали о Филиппке? Прочитайте.
- Украдкой - скрытно, незаметно от других.
- Когда же осмелел Филиппок?
- Как изменился Филиппок в конце произведения? Почему?
- Как учитель относится к мальчику?
- А за что похвалил?
- Как о себе говорит Филиппок?
- Бедовый - ловкий, сообразительный.
- Страсть какой - очень.
- Зачем он так сказал учителю?
— Что же помогло Филиппу поверить в свои силы?
— Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?
— Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?
— Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении?
— Как можно было бы
продолжить это
произведение?
Составление плана рассказа
— Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
1. Опасная часть дороги в школу.
2. Знакомая дорога.
3. «Ты погоди хвалиться...»
4. Филипок отправляется в школу.
5. Встреча с учителем.
6. Скучно дома.
7. Раздумья на пороге школы.
8. Филипок в классе.
Л.Н.Толстой «Филиппок» План:
1. Скучно дома.
2. Филипок отправляется в школу.
3. Знакомая дорога.
4. Опасная часть дороги в школу.
5. Раздумья на пороге школы.
6. Филипок в классе.
7. Встреча с учителем.
8. «Ты погоди хвалиться...»
1. Грамоте учиться- всегда пригодится.
2. Добра желаешь – добро делай.
3. Хорошие стремления нужно поддерживать.
Итог урока
- - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
- - Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
- - Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
среда,
15 ноября
лит. чтение
у.с.112-116, пересказ по плану