СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. 2класс. (построен по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики в группах планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. 2класс. (построен по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)»

Карпова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№20 пос.Зеленый Ногинского района Московской области.



Урок литературного чтения. 2класс.

(построен по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)







Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Педагогические цели

Обобщить знания обучающихся по разделу, развивать память, мышление, внимание, речь, учить связно излагать свои мысли.

Планируемые результаты (предметные)

Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

Личностные результаты

Эмоционально «переживают» текст

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические - владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.


Оборудование

Интерактивная доска, презентация по теме, диагностические карты, картинки с наклейками для рефлексии, учебники



Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный (адаптационный) этап.

Проверим готовность к уроку.

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая

Включение в деловой ритм.



2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы понимаете значение слова «меньшие»?

- О ком так можно сказать?

- А кто такие «братья наши меньшие»?

Давайте вместе с вами определим тему урока.

-Каковы задачи урока? Для чего нам нужен этот урок? (чтобы сравнить произведения, выявить общую проблему, находить пути решения проблемы)


Предлагаю разделится  на 3 группы. В каждой группе выбирают лидеров.

Предлагаю представлять свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.



ЛУУД - смыслообразование (установление обучащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация

3. Основной этап.

Актуализация знаний.

Белая шляпа (факты)

Вспомним, с какого рассказа Н.Сладкова мы начали эту тему? («Они и мы»)

Какие факты вы нашли? (что уже знаем)

- Что это за существа в перьях? (Это птицы.)

- Что за существа в чешуе? (Это рыбы.)

- Что за существа в шерсти? (Это звери.)

- Как назвать этих существ одним словом? (Животные.)

- Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.)

- А почему автор называет животных нашими соседями и

земляками?

(Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.)

- Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы,

рыбы, звери, насекомые.

- Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные

существа, обитатели.)

А сейчас я предлагаю познакомиться с отрывком из книги Н.Сладкова, помещенный в конце изучаемой темы. Предлагаю внимательно прочитать текст и перечислить то главное (необходимую информацию, факты), о чем хотел рассказать нам Н.Сладков.(1 мин. на обсуждение)

Работа в группах:

Поиск фактов



Ответы лидеров.

По очереди выступают. Побеждает последний выступающий.

ЛУУД – нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей).

ПУУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ литературных произведений,

подведение

под понятие.

КУУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

Желтая шляпа (позитивное мышление, плюсы)

- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков в произведении «Они и мы»? («Не навреди!»)

А в отрывке, который вы только что прочитали?

К чему призывает нас автор? Зачем?


Черная шляпа (проблемы, противоречия; минусы)

- Как человек может навредить животным?

(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу

маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными и т.д.)

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных

животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда

люди обижали животных? (Ответы детей)

- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?

(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)



Поиск позитивного.

Ответы лидеров.

По очереди выступают. Побеждает последний выступающий.



Поиск проблем.

Ответы лидеров.

По очереди выступают. Побеждает последний выступающий.












ПУУД – структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении.

РУУД – целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция.

5.Творческий этап.


Красная шляпа (эмоции, чувства)

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения, животные?

- Можем ли мы как-то помочь природе?

(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.) Прочитайте последнее предложение в отрывке из книги Н.Сладкова.


Синквейн.

Предлагаю составить синквейн, что же такое ЛЮБОВЬ.

(в случае необходимости – раздать слова-подсказки)

ЛЮБОВЬ

миролюбивая, живая

защищает, помогает, оберегает

спасает весь мир

ТРУД.





Зеленая шляпа (творчество)

-Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, к природе, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Раздельный сбор мусора (работы детей)



Поиск решений.

Ответы лидеров.

По очереди выступают. Побеждает последний выступающий.


Прием «Синквейн».

Алгоритм написания:

1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект,  о котором пойдет речь в синквейне;

2строка–2 прилагательных, описывающих признаки объекта;

3 строка – 3 глагола, описывающих  характерные действия;

4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;

5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)


Работают в группах

Рисунки по раздельному сбору мусора: пластик, бумага, стекло

ЛУУД – нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей).

ПУУД –

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ литературных произведений,

подведение

под понятие.

РУУД – целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция.

Физкультминутка

( двигательная)

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли!

(маршируют на месте)

(ладонь к глазам)

(поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу")

(машут руками)

(хлопают в ладоши)|

(топают ногами)

(маршируют, вдох - выдох)


6.Включение в систему знаний и повторение. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.






Синяя шляпа (обобщение)

Чему научили вас произведения из раздела «О братьях наших меньших»?

Вывод: нужно любить природу, животных, заботиться о них, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.


Обобщение в группах.

Ответы лидеров.

По очереди выступают. Побеждает последний выступающий.


ПУУД – контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний

КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

ПУУД – анализ и синтез, выдвижение гипотезы и ее обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.

7.Рефлексия.


Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока.

-Достигли поставленной цели?

-Было ли вам в процессе урока легко и интересно?

-Что было сложно выполнять?

- Какое задание вам показалось наиболее интересным

- Какое задание вам показалось наиболее сложным?


Ответы детей.

ПУУД: оценка процесса и результатов деятельности. КУУД - умение выражать свои мысли.


Домашнее задание

ответить на вопросы на с. 154 – 156. Спасибо за урок.











Работа с участниками семинара.

Участников семинара я разделила на группы.

Каждой группе раздала Полоски бумаги 6 цветов, соответствующие цветам шляпы с заданиями.


Белая шляпа (факты).

Н.Сладков «Они и мы» (с.126)

1.Перечислите, о ком говориться в тексте.

2.О каких фактах говорит автор?

А теперь прочитайте текст этого автора на с.156 и перечислите то главное (необходимую информацию, факты), о чем хотел сказать Н.Сладков.



Желтая шляпа (позитивное мышление, плюсы)

1.Подумайте, какое главное правило при общении с животными предложил Н.Сладков в произведении «Они и мы»?

2.А во втором отрывке?

3.К чему призывает автор? Зачем?



Черная шляпа (проблемы, противоречия; минусы)

1.Как человек может навредить животным?

2.Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?



Красная шляпа (эмоции, чувства)

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения, животные?

Можем ли мы как-то помочь природе?

Прочитайте последнее предложение в отрывке из книги Н.Сладкова.

Синквейн.

Предлагаю составить синквейн, что же такое ЛЮБОВЬ.

(в случае необходимости – раздать слова-подсказки)

ЛЮБОВЬ

миролюбивая, живая

защищает, помогает, оберегает

спасает весь мир

ТРУД.

Прием «Синквейн».

Алгоритм написания:

1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект,  о котором пойдет речь в синквейне;

2строка–2 прилагательных, описывающих признаки объекта;

3 строка – 3 глагола, описывающих  характерные действия;

4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;

5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)



Зеленая шляпа (творчество)

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, к природе, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?

Попробуйте изобразить свои мысли на листе бумаги!



Синяя шляпа (обобщение)

- Чему научили вас произведения из раздела «О братьях наших меньших»?

Вывод

Строю урок по методу 6 шляп. Участники семинара обсуждают в группах ответы на вопросы. На обсуждение даю 1-2 минуты; на выступление – 1 минуту. Выступают по очереди так, как запланировано по ходу урока.

В конце семинара подводим итоги, обсуждаем различные формы проведения урока с использованием метода 6 шляп.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!