Карпова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№20 пос.Зеленый Ногинского района Московской области.
Урок литературного чтения. 2класс.
(построен по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»)
Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Педагогические цели | Обобщить знания обучающихся по разделу, развивать память, мышление, внимание, речь, учить связно излагать свои мысли. |
Планируемые результаты (предметные) | Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний. |
Личностные результаты | Эмоционально «переживают» текст |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; логические - владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов. Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения. |
Оборудование | Интерактивная доска, презентация по теме, диагностические карты, картинки с наклейками для рефлексии, учебники |
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный (адаптационный) этап. | Проверим готовность к уроку. Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая | Включение в деловой ритм. | |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Как вы понимаете значение слова «меньшие»? - О ком так можно сказать? - А кто такие «братья наши меньшие»? Давайте вместе с вами определим тему урока. -Каковы задачи урока? Для чего нам нужен этот урок? (чтобы сравнить произведения, выявить общую проблему, находить пути решения проблемы) | Предлагаю разделится на 3 группы. В каждой группе выбирают лидеров. Предлагаю представлять свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. | ЛУУД - смыслообразование (установление обучащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация |
3. Основной этап. Актуализация знаний. | Белая шляпа (факты) Вспомним, с какого рассказа Н.Сладкова мы начали эту тему? («Они и мы») Какие факты вы нашли? (что уже знаем) - Что это за существа в перьях? (Это птицы.) - Что за существа в чешуе? (Это рыбы.) - Что за существа в шерсти? (Это звери.) - Как назвать этих существ одним словом? (Животные.) - Что общее связывает нас с животными? (Жизнь.) - А почему автор называет животных нашими соседями и земляками? (Соседи потому, что живут рядом с нами. Земляки потому, что живут с нами на одной земле, на одной планете.) - Много тысячелетий живут на планете рядом с нами птицы, рыбы, звери, насекомые. - Найдите в тексте, как автор называет животных? (Странные существа, обитатели.) А сейчас я предлагаю познакомиться с отрывком из книги Н.Сладкова, помещенный в конце изучаемой темы. Предлагаю внимательно прочитать текст и перечислить то главное (необходимую информацию, факты), о чем хотел рассказать нам Н.Сладков.(1 мин. на обсуждение) | Работа в группах: Поиск фактов Ответы лидеров. По очереди выступают. Побеждает последний выступающий. | ЛУУД – нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей). ПУУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ литературных произведений, подведение под понятие. КУУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. |
4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне. | Желтая шляпа (позитивное мышление, плюсы) - Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков в произведении «Они и мы»? («Не навреди!») А в отрывке, который вы только что прочитали? К чему призывает нас автор? Зачем? Черная шляпа (проблемы, противоречия; минусы) - Как человек может навредить животным? (Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными и т.д.) - Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей) - Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.) | Поиск позитивного. Ответы лидеров. По очереди выступают. Побеждает последний выступающий. Поиск проблем. Ответы лидеров. По очереди выступают. Побеждает последний выступающий. | ПУУД – структурирование знаний, анализ и синтез, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении. РУУД – целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция. |
5.Творческий этап. | Красная шляпа (эмоции, чувства) Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения, животные? - Можем ли мы как-то помочь природе? (Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.) Прочитайте последнее предложение в отрывке из книги Н.Сладкова. Синквейн. Предлагаю составить синквейн, что же такое ЛЮБОВЬ. (в случае необходимости – раздать слова-подсказки) ЛЮБОВЬ миролюбивая, живая защищает, помогает, оберегает спасает весь мир ТРУД. Зеленая шляпа (творчество) -Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? - Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, к природе, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать? Раздельный сбор мусора (работы детей) | Поиск решений. Ответы лидеров. По очереди выступают. Побеждает последний выступающий. Прием «Синквейн». Алгоритм написания: 1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне; 2строка–2 прилагательных, описывающих признаки объекта; 3 строка – 3 глагола, описывающих характерные действия; 4 строка – фраза из 4 слов на эту тему; 5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза) Работают в группах Рисунки по раздельному сбору мусора: пластик, бумага, стекло | ЛУУД – нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей). ПУУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ литературных произведений, подведение под понятие. РУУД – целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция. |
Физкультминутка ( двигательная) | Дети по лесу гуляли За природой наблюдали Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли! | (маршируют на месте) (ладонь к глазам) (поднимаем голову и на носочках тянемся к "солнцу") (машут руками) (хлопают в ладоши)| (топают ногами) (маршируют, вдох - выдох) | |
6.Включение в систему знаний и повторение. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Синяя шляпа (обобщение) Чему научили вас произведения из раздела «О братьях наших меньших»? Вывод: нужно любить природу, животных, заботиться о них, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. | Обобщение в группах. Ответы лидеров. По очереди выступают. Побеждает последний выступающий. | ПУУД – контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний КУУД – планирование учебного сотрудничества со сверстниками, функций участников и способы взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. ПУУД – анализ и синтез, выдвижение гипотезы и ее обоснование, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. |
7.Рефлексия. | Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы определили в начале урока. -Достигли поставленной цели? -Было ли вам в процессе урока легко и интересно? -Что было сложно выполнять? - Какое задание вам показалось наиболее интересным - Какое задание вам показалось наиболее сложным? | Ответы детей. | ПУУД: оценка процесса и результатов деятельности. КУУД - умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | ответить на вопросы на с. 154 – 156. Спасибо за урок. | | |
Работа с участниками семинара.
Участников семинара я разделила на группы.
Каждой группе раздала Полоски бумаги 6 цветов, соответствующие цветам шляпы с заданиями.
Белая шляпа (факты).
Н.Сладков «Они и мы» (с.126)
1.Перечислите, о ком говориться в тексте.
2.О каких фактах говорит автор?
А теперь прочитайте текст этого автора на с.156 и перечислите то главное (необходимую информацию, факты), о чем хотел сказать Н.Сладков.
Желтая шляпа (позитивное мышление, плюсы)
1.Подумайте, какое главное правило при общении с животными предложил Н.Сладков в произведении «Они и мы»?
2.А во втором отрывке?
3.К чему призывает автор? Зачем?
Черная шляпа (проблемы, противоречия; минусы)
1.Как человек может навредить животным?
2.Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
Красная шляпа (эмоции, чувства)
Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения, животные?
Можем ли мы как-то помочь природе?
Прочитайте последнее предложение в отрывке из книги Н.Сладкова.
Синквейн.
Предлагаю составить синквейн, что же такое ЛЮБОВЬ.
(в случае необходимости – раздать слова-подсказки)
ЛЮБОВЬ
миролюбивая, живая
защищает, помогает, оберегает
спасает весь мир
ТРУД.
Прием «Синквейн».
Алгоритм написания:
1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;
2строка–2 прилагательных, описывающих признаки объекта;
3 строка – 3 глагола, описывающих характерные действия;
4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;
5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)
Зеленая шляпа (творчество)
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, к природе, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?
Попробуйте изобразить свои мысли на листе бумаги!
Синяя шляпа (обобщение)
- Чему научили вас произведения из раздела «О братьях наших меньших»?
Вывод
Строю урок по методу 6 шляп. Участники семинара обсуждают в группах ответы на вопросы. На обсуждение даю 1-2 минуты; на выступление – 1 минуту. Выступают по очереди так, как запланировано по ходу урока.
В конце семинара подводим итоги, обсуждаем различные формы проведения урока с использованием метода 6 шляп.
4