Урок литературного чтения 4 класс
Тема: В. Бианки «Красная горка»
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя – натуралиста В.В. Бианки, расширить знания детей о природе, ее роли для человека и животных, птиц, познакомить детей с произведением В.В. Бианки «Красная горка»
Задачи:
Образовательные:
обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения «Красная горка»;
формирование умения анализировать произведение;
формирование учебных достижений , обеспечивающих у учащихся умение учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию
Развивающие:
развитие умения делать обобщающие и
самостоятельные выводы;
развитие устойчивой мотивации к процессу обучения;
обогащение словарного запаса учащихся;
развитие кругозора учащихся, внимания и памяти.
Воспитательные:
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе:
воспитывать у детей бережное отношение к природе, животным, птицам;
формировать нравственные качества
Оборудование: текст «Красная горка», портреты писателей М. Пришвина,
В.Бианки, презентация к уроку, карточки для работы в
группах
Используемые технологии:
Здоровьесберегающая ( смена видов деятельности, физминутка, отслеживание посадки детей при чтении, соблюдение светового и воздушного режима, спокойная и доброжелательная обстановка на уроке)
Личностно-ориентированный подход (использование карточек)
Информационно-коммуникативные ( компьютер, м/м у.)
Методы и приемы работы:
фронтальный опрос
индивидуальная работа
самостоятельная работа
групповая работа
работа в парах
Ход урока
Организационный момент
Урок литературного чтения
( на доске изображение солнышка)
- Солнышко ясное встало,
Доброе утро!, - сказало,
Доброе утро, всем быть добрей,
Честней и упорней и веселей!
- Ребята, давайте поделимся своим настроением друг с другом.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
У вас на столе лежат смайлики, если у вас сейчас хорошее настроение, поднимите красный смайлик. Если вам неуютно – синий.
Минутка релаксации
Сядьте удобно, закройте глазки и прислушайтесь.(звучит запись: пение птиц, звуки леса)
3. Введение к теме урока
( Беседа учителя)
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
( о природе, о животных, о птицах)
Учитель:
В любую погоду лес манит своей красотой, богатством красок.
Весной, набравшись силы, после зимнего сна, он сияет зеленью ветвей
( показ картинки леса весной)
Летом, пышный и нарядный , благоуханием цветов
(показ картинки леса летом)
Осенью , восхищаемся багряным нарядом
(картинка леса осенью)
Зимой, стоит задумчивый и притихший.
(картинка леса зимой)
И как много теряет тот, кто не подглядел, не подслушал, как чудесно, трогательно, забавно живет мир природы.
- А вы понимаете язык природы, язык птиц и зверей?
-Как вы думаете, о чем они говорят?
В мире есть такие люди, которые передают нам язык зверей и птиц на человеческий язык. Это писатели, поэты, художники и музыканты.
- Как называют таких писателей?
(писатели- натуралисты)
- А каких писателей – натуралистов вы знаете?
( М. Пришвин, Н. Сладков, И. Соколов – Микитов, Э. Шим, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, В. Бианки)
(выставка книг этих писателей)
- Писатели- натуралисты - особенные люди, они могут в обычном увидеть необычное. Вот с таким писателем мы сегодня и познакомимся на уроке литературного чтения.
Проверка домашнего задания
Но прежде всего проверим домашнее задание.
- С каким писателем – натуралистом вы познакомились на прошлом уроке? Как называлось его произведение?
Вопросы по произведению «Старый гриб»
Какие мысли у вас возникают , когда вы слышите словосочетание «старый гриб»?
Может ли он когда нибудь пригодиться?
Какие ассоциации возникают, когда говорят «старый человек»?
Как можно обратиться к пожилому, старому человеку?
Найдите слова, как мальчик назвал дедушку?
Обидно ли было бы вам, если бы вашего дедушку так назвали?
Какова основная мысль рассказа, чему учит нас это произведение?
( уважение к человеку, прожившему долгую, полную трудностей жизнь)
Как же следует относиться к пожилым людям?
Вывод: Каждый, кто живет в этом мире, имеет свое предназначение, свои задачи на земле, независимо от возраста. Но
·возраст всегда надо замечать и уважать.
- Домашнее задание вы готовили по группам
1 группа – Эссе «Как я оцениваю поступок мальчика?»
2 группа – Писатели: Составить четверостишье со словами: денек, лесок,
грибок, кузовок.
3 группа - Экологи: Составить экологические правила
Вывод: Мы должны жить в дружбе с природой, с людьми. Ведь природа и человек – едины. И не когда не забывать, что рядом с нами живут люди, которые заслуживают уважения, внимания и нашего милосердия. Будьте внимательны ко всему живому на земле.
Физминутка ( под музыку)
Новая тема
А сейчас приступим к изучению новой темы. Мы продолжим с вами говорить о природе и ее обитателях.
Речевая разминка
Сидел воробей на сосне. Заснул и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
А) Прочитаем глазками
В) Прочитаем скороговорку все вместе, хором
С) Прочитаем скороговорку с вопросительной интонацией
Д)Прочитаем с сердитой интонацией
Е) Прочитаем с ускорением
З) Прочитаем очень быстро
Загадка
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке
Словно кошки не боится, собирает крошки
А потом на ветку прыг!
И чирикает чик – чик!
- Кто же будет героем нашего урока, о ком пойдет речь ? ( воробей) ( показ картинки воробья)
-Ребята, произведение «Красная горка» написал замечательный писатель – натуралист В.В.Бианки. А кто такой В.Бианки ?
5. Работа в малых группах
У вас на столах лежит карточка, где записаны интересные факты писателей – натуралистов. Вам нужно выбрать только те данные, которые относятся к В.Бианки.
(работают в малых группах)
Каждая группа зачитывает данные о В.Бианки
- Как вы думаете, каким должен быть человек, который описывал природу,
животных, птиц?
6. Словарная работа
При чтении текста нам встретится несколько слов, которые требует пояснения. У вас на столах лежит карточка. Работаем индивидуально. Выбрать значения этих слов. ( удаль, забияка)
Проверка
7. Знакомство с произведением «Красная горка»
Перед чтением произведения, давайте немного пофантазируем
( на доске запись:
Я думаю это произведение о
Главный герой произведения
Произведение нас научит
8. Чтение произведения цепочкой
Проблемный вопрос: Можно ли эпиграфом этого произведения взять такую пословицу «Друг познается в беде»
9. Чтение произведения с остановкой
- А чем закончилась эта история, давай посмотрим.
( просмотр видео фильма)
- А теперь зачитаем концовку произведения.
- Можно ли сказать , что «Друг познается в беде»
10. Анализ произведения
Работаем в малых группах
1группа – составить вопросы к произведению
2 группа – найти в тексте , какие еще птицы жила на красной горке
3 группа – составить синквейн к слову воробей
4 группа - составить словосочетания к слову кот
5 группа - прочитать отрывок по ролям
6 группа – оформить коллаж «Красная горка»
Проверка работы в малых группах
-Так что же помогло Чику победить кота?
- Ребята, на основе произведения мы увидели, что природа, животные, птицы, могут как и человек прийти друг другу на помощь. Главное быть добрым, честным и порядочным.
11. Вывод
Очень часто встречается в жизни, что человек имеет два лица. Как вы это понимаете? В нашем произведении Чик одинаково себя вел в начале произведения и в конце? У вас на столе лежит воробышек, но он двойной, почему?
Напишите, какой Чик был в начале произведения и какой он стал в конце.
(слова можно выбрать с доски)
Проверяем
- Так что же помогло Чику измениться? (дружба)
Исполнение песни «Дружба»
Итог урока
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Кто является автором этого произведения?
- Что общего является в творчестве М. Пришвина и В. Бианки?
- Что нового вы взяли для себя, работая с этим произведением?
- Чему оно нас научило?
Рефлексия
Лесенка моих достижений на уроке
Смайлики настроения прикрепим на ступеньку