Урок литературного чтения в 4 Д классе
Тема: Н. РЫЛЕНКОВ «К РОДИНЕ»
Цель урока : познакомить со стихотворением Н. Рыленкова «К Родине»;
Задачи урока:формировать нравственные позиции по отношению к Родине, к «малой родине»; развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову; воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые результаты : Предметные: научатся анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы, понимать эстетические и нравственные ценности текста, высказывать собственные суждения; получат возможность научиться объяснять выбор слов, используемых в произведении для передачи настроения, для создания поэтических образов.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля.
Познавательные: применяют известные понятия к новому материалу; формулируют вывод.
Коммуникативные: используют доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.
Личностные: осознают чувство сопричастности к своему народу.
Х од у р о к а
I. Организационный момент.
Слайд : «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сы- новне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее» (К. Д. Ушинский).
I. Проверка домашнего задания.
Ч те н и е м и н и -с о ч и н е н и й «Без прошлого нет будущего»
III. Введение в тему.
Учитель читает стихотворение.
С л ай д :
Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.
Н. Рыленков
- Как вы понимаете прочитанные строчки?
Эти строки принадлежат замечательному поэту Николаю Рыленкову. Мы познакомимся со стихотворением «К Родине».
IV. Освоение нового материала.
Ч тение и анализ стихотворения Н. Рыленкова «К Родине».
Выразительное чтение учителем. - Поделитесь своими мыслями, чувствами о стихотворении.
Любовь к Родине пронизывает все творчество Рыленкова. У кого появилось желание самому прочитать стихотворение?
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Беседа по содержанию .
- Есть ли в тексте противопоставления? (Явного противопоставления в тексте нет. Но образ неяркой природы контрастирует с образом южной пышной природы, с ее яркими красками, резкими ароматами и звуками, которые издают животные и птицы, шумными водопадами...) - Перечитайте два первых четверостишия. Представляете ли вы другую природу - с яркими красками, резкими звуками, сильными запахами?
Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных вершин в снежных шапках, экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни крикливых красок... Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце...
Какой же образ создает поэт? Докажите словами текста. (Тающая дымка, неяркие краски, звуки нерезки, реки медленны, туманные озера.) - Как вы считаете, почему для автора дорог этот образ? (Он любит такую природу, потому что это его малая родина.)
Сведения об авторе.
С л ай д : портрет Н. И. Рыленкова.
Николай Иванович Рыленков родился 15 ноября 1909 года в деревне Алексеевке в крестьянской семье. Алексеевка в ту пору была глухой, затерявшейся среди дремучих лесов деревушкой.
Учился Н. Рыленков в селе Тюнине, закончил среднюю школу и некоторое время работал сельским учителем на Брянщине. Писать стихи Н. Рыленков начал еще в тюнинской школе, где имелась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина. 23 июня 1969 года поэт умер в городе Смоленске*. - Что значит «ускользает от беглого взора»? Объясняет ли это сам поэт? (Не на чем остановить взор, задержать его, так как все неприметно, неброско. Вторая часть стихотворения как раз объясняет значение фразы «ускользает от беглого взора».)
- Как вы считаете, пары глаголов: «увидеть - всмотреться», «услышать - вслушаться» являются в этом контексте противопоставлениями? Чем различаются действия, обозначенные глаголами, внутри каждой пары? (Увидеть можно то, что сразу открывается взору, без всякого внутреннего напряжения. Всматриваться - значит заметить то, что глазу не сразу открывается, надо приложить определенные усилия. То же самое можно сказать относительно пары «услышать -вслушаться».) - Для чего, с точки зрения поэта, нужно уметь всматриваться и вслушиваться? (Неброская, застенчивая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека порывом сильного чувства, но постепенно наполняет его сердце.) - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта? Прочитайте. («Чтоб ясной любовью...») - Какое слово усиливает это чувство? (Ясной.) - Какие звуки природы, по-вашему, могут проникнуть в душу? (Шум ветра, шелест травы, пение птиц, шум дождя, раскаты грома.) - Какие слова точнее выражают чувства автора к родной природе? • Поражает. • Ослепляет. • Завораживает. • Проникает. • Захватывает. • Околдовывает. • Очаровывает. • Удивляет. • Потрясает. - А как вы понимаете выделенные строчки? У вас есть такие способности, о которых говорит поэт? Вы умеете видеть и ценить неброскую красоту? Какие созвучья наполняли вашу душу? - Почему именно «созвучья»? (Звуки дополняют друг друга.) - Как автор называет русскую природу? (Застенчивая.) - Что значит «застенчивая»? (Скромная, спокойная, нехвастливая.) - Какой смысл вложил автор в строки: «Чтоб вдруг отразили бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы»? (Увиденное отражение природы в воде удивляет, вызывает желание внимательно посмотреть вокруг.) - Что нужно человеку для того, чтобы понять прелесть русской природы? (Человеку нужно иметь открытые глаза и сердце, уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в ее неброских признаках, и тогда она откроется, проникнет в душу.) - Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году, но его стихи, его книги продолжают деятельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах литераторов с читателями, по радио и телевидению.
Почему же люди помнят и любят Рыленкова? Стихи Рыленкова говорят сами за себя. Подлинную поэзию нельзя пересказать. Стихи его не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой. Но сказать только, что Рыленков - певец родной природы, значит ничего не сказать о его творчестве.
Поэту посчастливилось выразить застенчивую красоту России. И здесь он был удивительно точен и правдив.
Заранее подготовленные учащиеся читают отрывки из стихов о природе Н. И. Рыленкова.
У наших зим - особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга,
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема - леса,
И, кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой сказке, чудеса.
Мерцая в дымчатом тумане,
Заводят тени карусель.
Ты в бор вступаешь.
На поляне Луна сквозные стелет ткани,
Под облака уходит ель.
Она стоит в застывшем блеске,
Не шелохнется до утра
На ней, от синей хвои резки
Висят граненые подвески
Из хрусталя и серебра.
Ты глаз с нее не сводишь.
Вот он Час русских сказок, час чудес.
Клубок серебряный размотан,
И в чащу дальше не ведет он
, Как лунный луч, из рук исчез
Капелей прозрачные кисти
Развесил по яблоням дождь,
И в птичьем взволнованном свете
Горячая слышится дрожь.
Дорожка струится, как речка,
Тропинки ручьями журчат.
По мокрым ступенькам с крылечка
Сбежишь ты в очнувшийся сад.
В густые кусты у калитки
Как в волны, нырнешь с головой,
Чтоб тут же намокнуть до нитки,
Обдавшись водой грозовой.
Всю щедрость почувствовать лета
И то, что с тобой навсегда,
- И синь первозданная эта,
И эта живая вода...
Работа по тетради . - Прочитайте стихотворение Владимира Набокова «Моя весна».
Коллективное выполнение заданий в тетради и проверка работы.
V. Итог урока. - Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке? (Они о неброской красоте русской природы, о нашей Родине.) - Как вы понимаете выражение «малая родина»? (Это место, где родился человек, провел свое детство, куда ему всегда хочется вернуться.)
Домашнее задание (по выбору учащихся): выучить стихотворение наизусть;