СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспективная начальная школа ".Тема: Н. РЫЛЕНКОВ «К РОДИНЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспективная начальная школа ".Тема: Н. РЫЛЕНКОВ «К РОДИНЕ»»

Урок литературного чтения в 4 Д классе

Тема: Н. РЫЛЕНКОВ «К РОДИНЕ»

Цель урока : познакомить со стихотворением Н. Рыленкова «К Родине»;

Задачи урока:формировать нравственные позиции по отношению к Родине, к «малой родине»; развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову; воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты : Предметные: научатся анализировать средства выразительности, позволившие создать по­этические образы, понимать эстетические и нравственные ценности текста, высказывать собст­венные суждения; получат возможность научиться объяснять выбор слов, используемых в произведении для передачи настроения, для создания поэтических образов.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: выбирают способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля.

Познавательные: применяют известные понятия к новому материалу; формулируют вывод.

Коммуникативные: используют доступные речевые средства в соответствии с задачей вы­сказывания.

Личностные: осознают чувство сопричастности к своему народу.

Х од у р о к а

I. Организационный момент.

Слайд : «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сы- новне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее» (К. Д. Ушинский).

I. Проверка домашнего задания.

Ч те н и е м и н и -с о ч и н е н и й «Без прошлого нет будущего»

III. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение.

С л ай д :

Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, - Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты.

Н. Рыленков

- Как вы понимаете прочитанные строчки?

Эти строки принадлежат замечательному поэту Николаю Рыленкову. Мы познакомимся со стихотворением «К Родине».

IV. Освоение нового материала.

Ч тение и анализ стихотворения Н. Рыленкова «К Родине».

Выразительное чтение учителем. - Поделитесь своими мыслями, чувствами о стихотворении.

Любовь к Родине пронизывает все творчество Рыленкова. У кого появилось желание самому прочитать стихотворение?

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися. Беседа по содержанию .

- Есть ли в тексте противопоставления? (Явного противопоставления в тексте нет. Но об­раз неяркой природы контрастирует с образом южной пышной природы, с ее яркими красками, резкими ароматами и звуками, которые издают животные и птицы, шумными водопадами...) - Перечитайте два первых четверостишия. Представляете ли вы другую природу - с яркими красками, резкими звуками, сильными запахами?

Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным, необычным: нет в ней ни эффектных вершин в снежных шапках, экзотических ярких растений, ни бирюзовых водоемов, ни кипящих горячих ключей, ни крикливых красок... Все краски и зву­ки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только чуткое любящее сердце...

Какой же образ создает поэт? Докажите словами текста. (Тающая дымка, неяркие краски, зву­ки нерезки, реки медленны, туманные озера.) - Как вы считаете, почему для автора дорог этот образ? (Он любит такую природу, потому что это его малая родина.)

Сведения об авторе.

С л ай д : портрет Н. И. Рыленкова.

Николай Иванович Рыленков родился 15 ноября 1909 года в деревне Алексеевке в крестьян­ской семье. Алексеевка в ту пору была глухой, затерявшейся среди дремучих лесов деревушкой.

Учился Н. Рыленков в селе Тюнине, закончил среднюю школу и некоторое время работал сель­ским учителем на Брянщине. Писать стихи Н. Рыленков начал еще в тюнинской школе, где име­лась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина. 23 июня 1969 года поэт умер в городе Смоленске*. - Что значит «ускользает от беглого взора»? Объясняет ли это сам поэт? (Не на чем остано­вить взор, задержать его, так как все неприметно, неброско. Вторая часть стихотворения как раз объясняет значение фразы «ускользает от беглого взора».)

- Как вы считаете, пары глаголов: «увидеть - всмотреться», «услышать - вслушаться» являют­ся в этом контексте противопоставлениями? Чем различаются действия, обозначенные глаголами, внутри каждой пары? (Увидеть можно то, что сразу открывается взору, без всякого внутренне­го напряжения. Всматриваться - значит заметить то, что глазу не сразу открывается, надо приложить определенные усилия. То же самое можно сказать относительно пары «услышать -вслушаться».) - Для чего, с точки зрения поэта, нужно уметь всматриваться и вслушиваться? (Неброская, застенчивая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека порывом сильного чувства, но постепенно наполняет его сердце.) - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта? Прочитайте. («Чтоб ясной любовью...») - Какое слово усиливает это чувство? (Ясной.) - Какие звуки природы, по-вашему, могут проникнуть в душу? (Шум ветра, шелест травы, пение птиц, шум дождя, раскаты грома.) - Какие слова точнее выражают чувства автора к родной природе? • Поражает. • Ослепляет. • Завораживает. • Проникает. • Захватывает. • Околдовывает. • Очаровывает. • Удивляет. • Потрясает. - А как вы понимаете выделенные строчки? У вас есть такие способности, о которых говорит поэт? Вы умеете видеть и ценить неброскую красоту? Какие созвучья наполняли вашу душу? - Почему именно «созвучья»? (Звуки дополняют друг друга.) - Как автор называет русскую природу? (Застенчивая.) - Что значит «застенчивая»? (Скромная, спокойная, нехвастливая.) - Какой смысл вложил автор в строки: «Чтоб вдруг отразили бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы»? (Увиденное отражение природы в воде удивляет, вызывает желание внимательно посмотреть вокруг.) - Что нужно человеку для того, чтобы понять прелесть русской природы? (Человеку нужно иметь открытые глаза и сердце, уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в ее неброских признаках, и тогда она откроется, проникнет в душу.) - Николай Иванович Рыленков умер в 1969 году, но его стихи, его книги продолжают дея­тельную жизнь. Рыленковские строки звучат на уроках литературы в школах, на встречах лите­раторов с читателями, по радио и телевидению.

Почему же люди помнят и любят Рыленкова? Стихи Рыленкова говорят сами за себя. Под­линную поэзию нельзя пересказать. Стихи его не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой. Но сказать только, что Рыленков - певец родной природы, значит ничего не сказать о его творчестве.

Поэту посчастливилось выразить застенчивую красоту России. И здесь он был удивительно точен и правдив.

Заранее подготовленные учащиеся читают отрывки из стихов о природе Н. И. Рыленкова.

У наших зим - особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга,

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега.

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема - леса,

И, кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой сказке, чудеса.

Мерцая в дымчатом тумане,

Заводят тени карусель.

Ты в бор вступаешь.

На поляне Луна сквозные стелет ткани,

Под облака уходит ель.

Она стоит в застывшем блеске,

Не шелохнется до утра

На ней, от синей хвои резки

Висят граненые подвески

Из хрусталя и серебра.

Ты глаз с нее не сводишь.

Вот он Час русских сказок, час чудес.

Клубок серебряный размотан,

И в чащу дальше не ведет он

, Как лунный луч, из рук исчез

Капелей прозрачные кисти

Развесил по яблоням дождь,

И в птичьем взволнованном свете

Горячая слышится дрожь.

Дорожка струится, как речка,

Тропинки ручьями журчат.

По мокрым ступенькам с крылечка

Сбежишь ты в очнувшийся сад.

В густые кусты у калитки

Как в волны, нырнешь с головой,

Чтоб тут же намокнуть до нитки,

Обдавшись водой грозовой.

Всю щедрость почувствовать лета

И то, что с тобой навсегда,

- И синь первозданная эта,

И эта живая вода...

Работа по тетради . - Прочитайте стихотворение Владимира Набокова «Моя весна».

Коллективное выполнение заданий в тетради и проверка работы.

V. Итог урока. - Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке? (Они о неброской красоте русской при­роды, о нашей Родине.) - Как вы понимаете выражение «малая родина»? (Это место, где родился человек, провел свое детство, куда ему всегда хочется вернуться.)

Домашнее задание (по выбору учащихся): выучить стихотворение наизусть;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!