Африканская сказка «Лентяйка».
Цель урока: учить находить главную мысль произведения; совершенствовать навык правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся, творческое воображение, интерес к чтению
Ход урока
1. Организационный момент
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей!
2. Речевая разминка. ( презентация)
3. Проверка домашнего задания.
Постарайтесь прочитать басню так, чтобы и нам, и слушателям она понравилась.
– Какие мудрые мысли, крылатые слова из басен Крылова вы хотите прочитать (сказать)? Из какой они басни?
4. Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие на один материк. А вот, что это за материк, вы должны догадаться сами.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звёзды ночью яркие.
Есть леса дремучие,
Растения колючие.
Что же это за страна?
Очень жаркая она.
(Африка)
-Ребята, а что вы знаете об Африке?
Африка – это самый жаркий материк в мире. Летом там всегда светит солнце, а зимой идут дожди. Но есть там также страны, в которых вообще не бывает зимы, а лето стоит круглый год. Больше половины территории Африки занимают пустыни и саванны. В пустынях все покрыто песком, растения встречаются очень редко. Днем там жарко, но ночью становится холодно. Иногда дует сильный ветер и бывают песчаные бури, во время которых находиться в пустынях опасно и для зверей, и для человека. Люди передвигаются там на верблюдах, эти животные очень выносливы и могут обходиться без пищи и воды много дней.
В саванне не так жарко, как в пустыне, но все равно лето там засушливое. Зато зимой идут дожди, благодаря им растут травы, кустарники и деревья. Все это является пищей для животных, поэтому их в саванне много. Это антилопы, жирафы, зебры, водятся там и страусы. На них охотятся львы и леопарды. Есть в саванне и более крупные животные, это слоны и носороги.
В Африке много тропических лесов, их называют джунглями. Там тепло и влажно, много травы и высоких деревьев. Между ними растут лианы, это вьющиеся растения, которые цепляются за ветки и стволы и тянутся вверх, к солнцу. В джунглях много непроходимых мест, где растения стоят сплошной стеной, через которую не может пройти ни человек, ни зверь. Поэтому многие животные Африки селятся прямо на деревьях, например, обезьяны, их в джунглях очень много. Здесь же живут различные птицы, а также змеи. В густых зарослях прячутся антилопы, кабаны, газели, на них постоянно ведут охоту хищники – леопарды, дикие кошки, пантеры.
В Африке есть также горы, реки и озера. В воде живут крокодилы и бегемоты, множество рыб и других обитателей, сюда приходят на водопой и те животные, что обитают на суше.
Этот материк населяет множество различных народов, всего там проживает около одного миллиарда человек. В Африке находится 55 стран.
- Вы уже догадались из какой страны наше произведение?
5. Подготовка к восприятию.
– Познакомьтесь с названием следующего произведения.
Что вы можете сказать о нем до чтения?
- К какому жанру относится это произведение?
- Как вы думаете ,это авторская сказка или народная?
-Докажите, почему это народная сказка?
- Сказки каких народов вы знаете?
6. Актуализация изученного материала.
Игра « перевертыши»
7. Знакомство с текстом проводится в виде чтения про себя.
8. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом.
Найдите в тексте объяснение африканского слова «акассу».
(Хлебцы из кукурузной муки.)
– С чего начинаются события сказки?
– Почему Догбе названа в сказке лентяйкой? Подтвердите
словами текста. («Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться».)
Читая начало сказки, вы сочувствуете героине или осуждаете ее? Почему?
– Какое событие в сказке вы считаете главным?
– Что заставило Догбе измениться?
– За что юноша полюбил Догбе?
– Разве этого мало – быть красивой?
– Чем закончилась сказка?
– Какова главная мысль сказки?
ФИЗМИНУТКА
9. Работа по теме урока.
Рабочая тетрадь с. 25 № 4-5
Как вы понимаете смысл пословиц:
Всяк кузнец своего счастья;
Кто любит труд, того и люди чтут;
Собирай по ягодке – наберешь кузовок;
Чему научишься в молодости, пригодится в старости;
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть?
– Какие из этих русских пословиц совпадают с главной мыслью африканской сказки?
10. Итог урока.
Со сказкой какой страны мы познакомились?
Что вы запомнили об этой стране?
- Какая главная мысль этой сказки?
- Как вы думаете, а как бы закончилась сказка, если бы Догбе не изменилась?
11. Рефлексия. Слайд
12.Домашнее задание
Учащиеся готовятся к творческому пересказу: девочки – от лица Догбе, мальчики – от лица жениха.