СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»

МОУ Горкинская ОШ














Урок литературного чтения на тему:


Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»























Провела учитель начальных классов


Кремнева Т. О.


Учащиеся 3 класс







Цель урока:Познакомить со сказкой Д.Мамина-Сибиряка«Сказка про храброго Зайца–длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;


  1. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;учитьпонимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;


  1. Развивать умение самостоятельно работать с текстом;речь учащихся,умениесравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;


  1. Воспитывать нравственные качества личности,интерес к чтению;создатьтворческую атмосферу сотрудничества в классе.


Оборудование:


мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.


Ход урока:

    1. Орг. Момент


Прозвенел звонок Начинаем наш урок Приготовьтесь, подтянитесь

  • друг другу улыбнитесь!


    1. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего

задания.

(Звучит музыка «В гостях у сказки», дети собирают картинки)


    • У вас на партах конверты. Откройте их и соберите картинку. Подумайте, знаком ли вам сюжет на этой картинке.


-Что изображено на ваших картинках? (сказки).Верно,это иллюстрации к сказкам.

    • Что вы знаете об этом литературном жанре?


      • Сказкафольклорное или литературное произведение с элементамивымысла и фантастики.


  • Назовите их. (проверка по слайдам)

      • Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?


      • Какие бывают сказки? Что вы знаете о народных сказках? О литературных?


(Народные сказки появились давным-давно.Их придумывал народ.Долгое времяэти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)


    • Верно, ребята.


(У авторских сказок немало общего с народными,но у них есть автор.Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть


волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)


    1. Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.


  • Ребята, на протяжении всего урока приготовьтесь работать активно и получать фишки за правильные ответы. Это поможет вам оценить свою работу в конце нашего урока.


-Сегодня мы познакомимся с литературной «Сказкой про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


  • Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.(Портрет писателя)


  • Хочу вас познакомить с его биографией.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.


Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посѐлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.


Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.


Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

  1. лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.


  • Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алѐнушкинысказки”.


Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил.


  • Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – еѐ писала сама любовь, и потому она переживѐт всѐ остальное”.


  • А начинаются “Алѐнушкины сказки” с присказки.

  • Что же такое присказка?

(Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)

  • Верно, ребята.

  • А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)

  • А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).


  • В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).


  • Откройте учебник на с. 182 и послушайте присказку в исполнении Евы. (читает)


Присказку выразительно читает ученик.

  • Эта присказка, а вот сказка далее пойдѐт.


    1. Работа по учебнику (с. 182)

  • Прочитайте самостоятельно название сказки.


  • Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца–длинные уши,косые глаза, короткий хвост»)


  • О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно,что главным героем будетзаяц. Даже даѐтся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

  • О каком зайце? (о храбром Зайце–длинные уши,косые глаза,короткийхвост»)


  • Верно, ребята.


  1. Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).


  • В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.


Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либоОтведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком


  • Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примѐрз»? ( не смог говорить)


Не смел дохнуть-замереть от ужаса,страха;испытывать робость,неосмелиться что-либо сделать.


Задал такого стрекача - убежать стремительно,с большой скоростью Выскочить из собственной кожи -сильно измениться,стать другим,


преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам–бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни(упасть,повалиться)


4. Чтение учителем «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


  • Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца–длинные уши, косые глаза, короткий хвост».



5. Работа по содержанию прослушанного.

  • Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)

  • Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)

  • Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).


  • Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).

  • Кто вам понравился больше всего?

  • Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)

  • Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)


  • Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)


  • Какой момент сказки для вас самый интересный?

  • А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).

  • Чем закончилась сказка?


  • Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).


  • Верно, ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.


  1. Физминутка.

  2. Совершенствование техники чтения.


  • Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).


  • Что для этого необходимо? (тренироваться)


  • Возьмите карточки:

1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам,затем слитно:

Со-бра-лись

Хи-хик-ну-ли

За-сме-я-лись

У-лыб-ну-лись

По-бы-вав-шие

От-ве-дав-шие


Ку-выр-кать-ся

Пе-ре-го-нять

  • 2 столбик слов прочитаем по цепочке:


Рас-храб-рив-ший-ся Про-го-ло-дал-ся Ра-зыг-рав-шим-ся Не-о-бык-но-вен-ная Бес-страш-ный При-о-бод-рил-ся


  • В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как


  • ОВО.

  • Прочитайте самостоятельно каждый. Кто прочитает вслух? (читают)


Бо-ять-ся

Ку-выр-кать-ся

Под-кра-ды-вать-ся

Сме-ют-ся

Ве-се-лять-ся

Го-нит-ся


Никого

Ничего

  1. Физминутка для глаз.

  • Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.


9. Чтение сказки учащимися.

  • А сейчас приготовьтесь читать сказку. Начинаем читать цепочкой по абзацам ( с.


183)

  • Продолжим жужжащим чтением на с. 184.

  • Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.

- Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.


  • Последний абзац мы прочитаем по ролям ( Ева – автор, зайцы- Лена, заяц – Владик).


10. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).


  • Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а всесмеются)


  • Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 185. Найдите в тексте


предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастунподпрыгнул…из собственной кожи)


  • Так каким был заяц в сказке? Какие пословицы о трусости и хвастовстве знаете?


Кому что думается, тот того и боится.

Всякий трус о храбрости толкует.


Трусливому зайке и пенек волк.

У страха глаза велики.


Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?

11. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.


  • теперь мы с вами перескажем эту сказку с помощью иллюстраций и опорных предложений.


1)


Родился зайчик в лесу…








2)


Собрались старые зайцы…















3)




Это уж выходило забавно. Хихикнули…













4) - Да что тут долго говорить! – кричал…






5)



Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…


6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…













7) Долго бежал несчастный зайчик….












8)



Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..








9)



-Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…












10)



Храбрый заяц сразу приободрился…










  • Кто сможет пересказать всю сказку? (учащийся пересказывает)

IV. Итог урока


  • С какой сказкой познакомились?

  • Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)

  • Кто автор этой сказки?


  • Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)


  • Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).


-Правильно, ребята.


V. Домашнее задание


  • На подготовке вам необходимо подготовить пересказ сказки и придумать продолжение.


VI. Оценки за уроке.

  • А теперь оцените свою работу.


  • Посчитайте свои фишки за работу на уроке и запишите их количество на карточке с зайцем.


  • Если вы считаете, что вы работали активно, получили много фишек за ответы, не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.


  • Если вы считаете, что работали активно, получили фишки, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки

хорошо.


  • Если вы заработали мало фишек и допускали много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.


  • Спасибо за урок!

Самоанализ урока.


Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.


Урок - знакомства со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


Цели урока:


  1. Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);


  1. Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;


  1. Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;


  1. Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.


Оборудование:


мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.


Поставленные цели достигнуты, соответствуют содержанию урока. Для достижения поставленных целей использовала такие методы обучения как: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательный материал, поощрения, создание ситуации успеха.


Использовала метод наглядного моделирования: опоры, презентация, карточки.


Форма проведения:урок

Форма обучения: фронтальная


При планировании осуществляла индивидуальный подход к детям, учитывая уровень развития. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей.


Урок был построен от простого к сложному. Речевой материал усложнялся. Была проведена активизация словаря новыми выражениями из сказки. На всех этапах урока старалась осуществлять контроль знаний учащихся. Перегрузка предупреждалась физминуткой, которая была направлена на снятие эмоционального напряжения. В течение урока старалась создать эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика. В ходе урока цели и задачи выполнены.


По продолжительности урок длился 45 минут.


Занятие мне понравилось, дети работали активно. В результате учащиеся активизировали словарь, осуществляли контроль за своей деятельностью.

Список литературы:


  1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011

  2. Родная речь: учебник для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост.

Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006

  1. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол.

выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.:

1992


  1. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 3

класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: Просвещение,

2006


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!