МОУ Горкинская ОШ
Урок литературного чтения на тему:
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Провела учитель начальных классов
Кремнева Т. О.
Учащиеся 3 класс
Цель урока:Познакомить со сказкой Д.Мамина-Сибиряка«Сказка про храброго Зайца–длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;учитьпонимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;
Развивать умение самостоятельно работать с текстом;речь учащихся,умениесравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;
Воспитывать нравственные качества личности,интерес к чтению;создатьтворческую атмосферу сотрудничества в классе.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.
Ход урока:
Прозвенел звонок Начинаем наш урок Приготовьтесь, подтянитесь
задания.
(Звучит музыка «В гостях у сказки», дети собирают картинки)
-Что изображено на ваших картинках? (сказки).Верно,это иллюстрации к сказкам.
(Народные сказки появились давным-давно.Их придумывал народ.Долгое времяэти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)
(У авторских сказок немало общего с народными,но у них есть автор.Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть
волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)
Работа по теме урока.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, на протяжении всего урока приготовьтесь работать активно и получать фишки за правильные ответы. Это поможет вам оценить свою работу в конце нашего урока.
-Сегодня мы познакомимся с литературной «Сказкой про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин.
Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посѐлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы.
Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.
Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.
лет прошло, а писателя помнят, читают его книги.
Автор написал его для своей дочери Елены, которую он очень любил.
Сам писатель отзывается о своем сборнике так: “Это моя любимая книжка – еѐ писала сама любовь, и потому она переживѐт всѐ остальное”.
(Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки)
Верно, ребята.
А для чего нужна присказка? (чтобы слушателей настроить на сказочный лад)
А как же нужно читать присказку? (плавно, нараспев).
В чем особенность присказки? (с любопытством, в ожидании, настраивает на слушание сказки).
Присказку выразительно читает ученик.
Эта присказка, а вот сказка далее пойдѐт.
Работа по учебнику (с. 182)
Прочитайте самостоятельно название сказки.
Как же называется эта сказка? («Сказка про храброго Зайца–длинные уши,косые глаза, короткий хвост»)
О ком пойдет речь в сказке? (Из названия сказки ясно,что главным героем будетзаяц. Даже даѐтся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)
О каком зайце? (о храбром Зайце–длинные уши,косые глаза,короткийхвост»)
Словарная работа (уточнение лексического значения выражений).
В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним.
Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либоОтведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком
Не смел дохнуть-замереть от ужаса,страха;испытывать робость,неосмелиться что-либо сделать.
Задал такого стрекача - убежать стремительно,с большой скоростью Выскочить из собственной кожи -сильно измениться,стать другим,
преодолеть какие-то трудности, из последних сил.
Гонится по пятам–бежит след в след.
Замертво свалился - без признаков жизни(упасть,повалиться)
4. Чтение учителем «Сказки про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Сядьте удобнее и приготовьтесь слушать «Сказку про храброго Зайца–длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
5. Работа по содержанию прослушанного.
Понравилась ли вам сказка? ( Сказка понравилась)
Чем? (веселая, интересная, смешная ситуация)
Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают).
Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк).
Кто вам понравился больше всего?
Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым)
Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова)
Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается)
Какой момент сказки для вас самый интересный?
А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало).
Чем закончилась сказка?
Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел).
Верно, ребята, а сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.
Физминутка.
Совершенствование техники чтения.
Скажите, ребята, как нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать? (четко, правильно, выразительно).
1 столбик слов прочитаем хором сначала по слогам,затем слитно:
Со-бра-лись
Хи-хик-ну-ли
За-сме-я-лись
У-лыб-ну-лись
По-бы-вав-шие
От-ве-дав-шие
Ку-выр-кать-ся
Пе-ре-го-нять
Рас-храб-рив-ший-ся Про-го-ло-дал-ся Ра-зыг-рав-шим-ся Не-о-бык-но-вен-ная Бес-страш-ный При-о-бод-рил-ся
В 3 столбике слова, которые различаются на письме и при чтении. Будьте внимательны, сочетание – ТЬСЯ читается как ЦА, сочетание – ОГО читается как
Бо-ять-ся
Ку-выр-кать-ся
Под-кра-ды-вать-ся
Сме-ют-ся
Ве-се-лять-ся
Го-нит-ся
Никого
Ничего
Физминутка для глаз.
Чтобы глаза отдохнули, проведем разминку.
9. Чтение сказки учащимися.
183)
Продолжим жужжащим чтением на с. 184.
Молодцы. Далее шепотное чтение на с. 185.
- Дочитайте сказку до слов …завалился в ямку.
Последний абзац мы прочитаем по ролям ( Ева – автор, зайцы- Лена, заяц – Владик).
10. Работа по иллюстрациям (выборочное чтение).
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 184. Найдите в тексте предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Начали кувыркаться…а всесмеются)
предложения, соответствующие ей и зачитайте их. (Заяц-Хвастунподпрыгнул…из собственной кожи)
Кому что думается, тот того и боится.
Всякий трус о храбрости толкует.
Трусливому зайке и пенек волк.
У страха глаза велики.
Трусливый и таракана принимает за великана. Нечего тому страшиться, кто ничего не боится. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
11. Пересказ сказки по иллюстрациям и опорным словам.
1)
Родился зайчик в лесу…
2)
Собрались старые зайцы…
3)
Это уж выходило забавно. Хихикнули…
4) - Да что тут долго говорить! – кричал…
5)
Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут…
6) Дальше случилась совсем необыкновенная вещь…
7) Долго бежал несчастный зайчик….
8)
Долго не могли прийти в себя остальные зайцы…..
9)
-Да где же он, наш бесстрашный заяц? Начали искать…
10)
Храбрый заяц сразу приободрился…
IV. Итог урока
С какой сказкой познакомились?
Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор)
Кто автор этой сказки?
Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый)
Чему учит сказка? (не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть).
-Правильно, ребята.
V. Домашнее задание
VI. Оценки за уроке.
Если вы считаете, что вы работали активно, получили много фишек за ответы, не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.
Если вы считаете, что работали активно, получили фишки, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки
хорошо.
Если вы заработали мало фишек и допускали много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.
Самоанализ урока.
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в количестве 12 человек в возрасте 9 -12 лет.
Урок - знакомства со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цели урока:
Познакомить со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);
Совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки; учить понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения;
Развивать умение самостоятельно работать с текстом; речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; эмоциональность, артистичность, обогащать словарь;
Воспитывать нравственные качества личности, интерес к чтению; создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, индивидуальные карточки, словарь, презентация к уроку, иллюстрации по сказке, опорные слова для пересказа.
Поставленные цели достигнуты, соответствуют содержанию урока. Для достижения поставленных целей использовала такие методы обучения как: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательный материал, поощрения, создание ситуации успеха.
Использовала метод наглядного моделирования: опоры, презентация, карточки.
Форма проведения:урок
Форма обучения: фронтальная
При планировании осуществляла индивидуальный подход к детям, учитывая уровень развития. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных целей.
Урок был построен от простого к сложному. Речевой материал усложнялся. Была проведена активизация словаря новыми выражениями из сказки. На всех этапах урока старалась осуществлять контроль знаний учащихся. Перегрузка предупреждалась физминуткой, которая была направлена на снятие эмоционального напряжения. В течение урока старалась создать эмоциональную атмосферу, уверенность в собственные силы каждого ученика. В ходе урока цели и задачи выполнены.
По продолжительности урок длился 45 минут.
Занятие мне понравилось, дети работали активно. В результате учащиеся активизировали словарь, осуществляли контроль за своей деятельностью.
Список литературы:
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
Родная речь: учебник для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост.
Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол.
выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.:
1992
Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 3
класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: Просвещение,
2006