СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предствлен урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты







Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение, критического мышления) на уроке литературного чтения в 3 классе с учётом требований ФГОС



Тема: Л.Н.Толстой «Акула»

Подготовила

учитель высшей категории

МБОУ «ЯНШ №13»

Сидор Людмила Ярославовна





Ялта


29.11.2017г



Тип урока

Урок изучения нового материала.

Педагогические
цели

Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; понимать тему и главную мысль рассказа; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты (предметные)

научатся определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), самостоятельного чтения книг

Личностные
результаты


посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

Универсальные учебные действия
(метапредметные)


познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: определяют границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно («Что мы уже знаем по данной теме?» «Что мы уже умеем?»), связывают с целевой установкой урока;

коммуникативные: осознают цель своего высказывания; пользуются элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники

Ресурсы урока

учебник, карточки, портрет Л. Н. Толстого, презентация.





Ход урока



I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

-Вот звенит для нас звонок –

начинается урок, ровно встали,

подтянулись и друг другу улыбнулись.


II. Психологический настрой.

"Обмен настроением".

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У обучающихся на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок литературного чтения, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы откроем тайну литературного произведения. Удачи вам и новых открытий!




«Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», – гласит китайская пословица.

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.



 Речевая разминка.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

- Прочитайте медленно, с удивлением, по рядам.


III. Самоопределение к деятельности.

Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте слово.

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

– Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы детей)

- Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого. А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)

– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных фраз.

На доске записаны опорные фразы.

– Дополните фразы и определите цели урока (написаны на доске):

• Уточнить представление…

• Находить в тексте…

• Различать эмоциональное…

– Мы будем исследовать произведение Л. Н. Толстого «Акула».

( познакомимся с новыми героями; 
- будем учиться анализировать их поступки; 
- научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.)


IV. Подготовка к восприятию рассказа .
- Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей)

- Послушайте внимательно текст об акуле. 
(Ученик зачитывает статью об акуле)
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. 

Что нового узнали об акулах? 
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

Сегодня в нашем рассказе также будет речь об Африке. Несколько слов об Африке.

Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.

– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? 
- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? 
– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? 
- Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

V. Знакомство с текстом.


1.Игра «Предвидение».

Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе с таким заглавием?

2. Первичное восприятие текста.

(читает учитель и хорошо читающие учащиеся)
-Взволновало ли вас это произведение?
- За кого вы переживали, слушая рассказ?
- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа? 
- К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) 
- Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) 
3. Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно-лексическая работа. 
- Какие слова вам были незнакомы при прослушивании? 
- Где можно найти объяснение этим словам? 
Давайте выясним их значение.(Работа с толковым словарём.)
Купальня – строение для купанья.
Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).
Палуба – часть судна. 
Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела

Ропот – неуверенный, тихий возглас
сорвался с места - побежал что было сил; 
понатужься - собери силы; 
подле пушки - около пушки; 
взял фитиль – зажёг фитиль. 
пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние 

VI. Анализ произведения. 


1.Повторное чтение рассказа учащимися «цепочкой».

2.Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.
(Гордился сыном, болел за него, как на соревновании)
- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.

( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.)
Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? ( Пронзительный визг мальчиков .Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)
- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? ( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?

3.Работа в группах.


1 группа «Редакторы» восстанавливают предложения.

Н крбл с нм бл дв мльчк.

Взг тт кк бдт рзбдл ртллрст.

П влнм клхлсь жлт брх мртвй кл.


2 группа «Исследователи» исследуют слова. (трудные слова, сравнения)

– Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро

3 группа «Корреспонденты» задают вопросы к рассказу.


«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...


• дайте объяснение, почему...

• почему вы думаете...

• почему вы считаете...

• в чем разница...

• предположите, что будет, если...

• что, если...

• почему







4 группа «Иллюстраторы» словесно рисуют картины.



Коллективная работа. Составление «синквейна»
Отец
Смелый, находчивый
Гордился, испугался, выстрелил
Риск – благородное дело
Любовь побеждает все!

VII. Обобщающая беседа по тексту.

- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти).
- Каковы могли быть последствия выстрела? 
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности) 
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. 
- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию)
- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? 
(Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; 
Чтобы показать, как переживают родители за детей; 
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; 
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)


VIII. Домашнее задание

– Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:

1) Пересказать текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.

2) Пересказать текст. Во время пересказа постараться голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или когда огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду


IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.


– С творчеством какого писателя мы познакомились?

– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?

– Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?

- Вот кончается урок и подводим мы итог.

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, подсчитай результат)

Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Итого я заработал: ______ балла(ов).

Все вы сегодня работами активно, с увлечением.

Оцените свою работу на уроке. У каждого на парте кораблик с незакрашенными парусами. Закрасьте паруса. Зеленым цветом, если работали на «5», желтым – на «4», красным – на «3».

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!