Открытый урок
по литературному чтению
3Д класс
Тема
М. Пришвин «Моя Родина».
Учитель: Ильина Оксана Геннадьевна
Тема: М. Пришвин «Моя Родина».
Цель урока: знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».
Задачи:
- учить понимать смысл текста;
- формулировать основную мысль своими словами;
- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.
Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, в группе ;формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты:
воспроизводить ранее полученные знания;
осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье;
создавать коллективный продукт;
сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.
Оборудование: презентация, выставка книг, карточки для работы в парах.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.
– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш настрой на урок.
– Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы (Слайд 1):
Кто много читает…(тот много знает)
Чтение – лучшее…(учение)
Будешь книги читать…(будешь много знать)
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей)
- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос!
II. Актуализация знаний
- Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
В. Степанов
- Попробуйте прочитать стихотворение выразительно (читают 2 ученика ).
III. Изучение новой темы
Введение в тему.
- О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)
Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … )
Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.
Тема урока будет связана со словом «Родина».
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» (Слайд 2)
Постановка задач урока.
-Чему будете учиться, поставьте цель?
Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
Узнаю, определю… (жанр произведения)
Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
Выскажу … (своё отношение)
Учиться… (сотрудничать, активно работать)
-Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.
- - Ребята , наша Родина прекрасна и богата, в её понятие входит вся огромная территория от Балтики до Тихого океана. Это и великие реки, и красивейшие города, и скромные сёла, и белоснежная берёзка. Это талантливые писатели и поэты, которые воспевали свою страну .
Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина». (Слайд 3)
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был агрономом, библиотекарем, сельским учителем. Очень много путешествовал. Он понимал, любил и восхищался русской природой. Писать свои произведения М.Пришвин начал в 30 лет. (Слайд 4)
Физкультминутка.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Выставка книг, викторина.
-М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг. (Слайд 5) Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать.
-Некоторые произведения мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.
1) « Нарочно для Зиночки принёс я чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.»
(«Лисичкин хлеб»)
2) «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает. И только вечны одни»
( «Дедушкины валенки»)
3) «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.»
( «Золотой луг»)
4) «Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.»
( «Ребята и утята»)
- О чём произведения, о которых мы вспомнили? (О природе)
-Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)
– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.
– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
А какие жанры произведений вы знаете?( стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина.)
Чтение рассказа -очерка «Моя Родина» учителем.
-Это, ребята, очерк.
- Что же такое очерк? Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены
Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. (Слайд 6)
Проверка первичного восприятия текста:
– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?
Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).
Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) Кла-до-ва-я - кладовая солнца ( Слайд 7)
Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).
Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается)
Физкультминутка
Туман повис клоками в саду и во дворе.
Поймать туман руками решил я на заре.
Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал.
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал.
Висит туман над речкой и дышит как живой,
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове.
Но поутру остались лишь капли на траве...
Повторное чтение по цепочке.
Беседа по прочитанному:
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
Какова основная мысль этого произведения? Охранять природу - значит охранять Родину.
Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
(Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.)
– Как вы понимаете значение слова «Родина»?
– Кто из вас где родился?(Ответы детей)
– Для всех нас Родина- это Рязанская область.
– Наша Рязанская область входит в состав России. Значит ,Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.
– За что же мы любим нашу Родину?
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?
(Чтобы попить с мамой вкусный чай.)
- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?
-Что Пришвин называет сокровищами?
- Что нужно делать с сокровищами?
-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?
( Призыв)
-Как их нужно читать?
- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.
IV. Самостоятельная работа (работа в парах).
-Ребята, перед вами карточки. Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой. Кто за Родину стоит горой.
- Почему вы так думаете?
(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? ( род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный)
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц).Молодцы,ребята!
А теперь ответьте на вопросы:
-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)
- И тогда и теперь в находках была моя (охота)
- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)
-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)
-Охранять природу- значит охранять (Родину)
-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)
V. Подведение итогов урока
– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?
Тест «Моя Родина»
-
Мать угостила меня…
А) чаем;
Б) кофе с молоком;
В) чаем с молоком.
2. Потом и в городе…
А) я вставал на заре;
Б)я вставал с первыми петухами;
В) я вставал рано.
3. После чаю…
А ) я уходил на охоту;
Б) я уходил на работу;
В) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца…
А) с драгоценными камнями;
Б) с великими сокровищами жизни;
В) с большим богатством.
Взаимопроверка , проверка вслух.
VI. Домашнее задание
С.58-59-читать, ответить на вопросы; с. 59 – выучить последний абзац наизусть. (Слайд 8)
VII. Рефлексия
– Выберите и такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и покажите его.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.
Приложение №1.
Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению
«Моя Родина».
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой. Кто за Родину стоит горой.
Приложение №2.
Тест «Моя Родина»
-
Мать угостила меня…
А) чаем;
Б) кофе с молоком;
В) чаем с молоком.
2. Потом и в городе…
А) я вставал на заре;
Б) я вставал с первыми петухами;
В) я вставал рано.
3. После чаю…
А ) я уходил на охоту;
Б) я уходил на работу;
В) я уходил спать.
4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца…
А) с драгоценными камнями;
Б) с великими сокровищами жизни;
В) с большим богатством.
Источники:
«Литературное чтение»,3класс.Поурочные планы по Климановой Л.Ф. и др.,
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/03/06/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-na-temu-m ,
https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-kl-4.html .