Конспект урока литературного чтения
"Немецкая народная сказка "Три бабочки"
Учитель: Земцова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ НОШ № 53 города Калининграда
Класс: 4 Б
Цель: продолжить знакомство с народными сказками разных народов
Задачи:
- познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, умения работать с текстом, учить понимать поступки героев;
- развивать память, речь, мышление, воображение и творческие способности;
- воспитывать дружеские отношения, любовь к природе, интерес к чтению и изучению творчества разных народов.
Планируемые результаты: предметные: умение прогнозировать содержание сказки, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать вслух художественное произведение;
метапредметные:
- регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;
- познавательные: анализ сказки, выделение в нем главной мысли, поиск необходимой информации в книге;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе сказки, умение выслушать сверстников;
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений), проявление интереса к чтению.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, раздаточный материал, слайды
Ход урока
Организационный момент
Подготовка к восприятию сказки
Музыкальный отрывок (Приложение 1)
- О чём вам рассказал этот отрывок?
- Как слово связано с человеком?
(Словом можно убить и словом можно вылечить)
Актуализация знаний
Работа в парах (Приложение 2)
- Вспомните и запишите известные вам жанры фольклора
(у доски представляет одна пара, остальные добавляют и на доске появляется схема)
Новый материал
- Сегодня знакомимся с новой сказкой, которая пришла к нам из Германии (слайд карта Европы, приложение 3)
Самоопределение к деятельности.
- Разгадав ребус (слайд, приложение 3) вы узнаете название сказки
(Три бабочки)
- Это название нашей сказки
- Рассмотрите иллюстрацию (слайд, приложение 3) Как вы думаете, о чём эта сказка? (Предположения детей.)
- Определите задачи урока
Работа по теме урока
(Чтение сказки самостоятельно)
- Какова тема сказки?
- Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
- Что было не понятно?
Словарная работа
Все дни напролёт (без перерыва, без конца). Дождь ещё пуще (сильнее) льёт.
Продолжение работы по теме урока
Вопросы по содержанию сказки и выборочное чтение
- Как жили бабочки до дождя?
- Как изменилось настроение бабочек с началом дождя?
- Почему цветы так отвечали?
- На каких реальных явлениях природы построен диалог цветов и бабочек?
- Кто помог бабочкам?
- Почему цветы завяли?
- Как можно изменить конец сказки?
- Какова главная мысль?
Подготовка к чтению по ролям. Чтение по ролям.
- Чему учит эта сказка?
Работа в группах
- Подумайте, какими качествами должны обладать настоящие друзья. Запишите на листках-лепестках будущей ромашки. Каждая группа представляет свой лепесток (в центре слово «дружба»)
Работа в группах
- Данные пословицы распределите в две группы (Приложение 4)
- Назовите пословицы, подходящие к сказке
- Как можно определить тему пословиц другой группы (Дружба дороже денег)
- Объясните почему?
Работа в парах
Раскрасить бабочку, одну на двоих и посадить на ромашку. (Приложение 5)
8. Итог
- Посмотрите, какая красивая получилась ромашка, какие разные получились бабочки, и всем хватило места. Так и мы с вами, все разные, но очень хорошо, когда мы дружим. Потому что дружба одна из важнейших вещей на Земле, а верная дружба это дар, который нужно беречь.
9. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
10. В завершение урока послушаем и споём песню о друзьях (приложение)