СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе "Терпение и труд всё перетрут Звуки [д], [д']. Буквы Д, д"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе "Терпение и труд всё перетрут  Звуки [д], [д']. Буквы Д, д" Программа "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе "Терпение и труд всё перетрут Звуки [д], [д']. Буквы Д, д"»

Коммунальное учреждение «Луганский учебно – воспитательный

комплекс «Интеллект»











Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Терпение и труд всё перетрут

Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д

Урок изучения нового материала





Разработала учитель

начальных классов

Плотникова Светлана

Викторовна













Луганск 2016



Литературное чтение (обучение грамоте)

Коммунальное учреждение «Луганский учебно – воспитательный комплекс «Интеллект»

Учитель. Плотникова Светлана Викторовна

Дата проведения. 16.11.2016

Тема. Терпение и труд всё перетрут. Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить детей со звуками [д], [д,] и буквами Д, д; формировать навык правильного, слогового, выразительного, осознанного чтения. Развивать фонематический слух, способность логически мыслить, высказывать свои мысли , делать выводы. Воспитывать любовь к живой природе; уважительное отношение к людям разных профессий; уважительное отношение к чужому мнению; желание читать.

Цели урока направлены на формирование

Предметных результатов:

обучающийся научится: различать на слух звуки [д], [ д,]; находить их на слого – звуковых схемах; видеть букву д в текстах; читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой; рассказывать правила фонематического чередования звонких и глухих согласных, не отражающиеся на графическом облике слов;

получит возможность научиться выделять буквы Д д и обозначаемые ими звуки [д], [д,] в словах; характеризовать звуки по алгоритму.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

обучающийся научится: выделять и формулировать познавательную цель, моделировать – составление схем, анализировать звук, ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

получит возможность научиться составлять звуковые схемы слов, составлять рассказ по картинке и умение отвечать на вопросы по тексту.

Регулятивные УУД:

обучающийся научится формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать;

получит возможность научится осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с эталоном.

Коммуникативные УУД:

обучающийся научится принимать участие в работе парами и группами; понимать необходимость использования правил вежливости; понимать задаваемые вопросы;

получит возможность научиться использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; строить понятные для портнёра высказывания.

Личностных результатов:

у обучающихся будут сформированы уважение к людям различных профессий и осознание себя как ученика, развитие чувства необходимости учения, как главного труда для ученика;

получит возможность для понимания значимости личного опыта при создании чего – либо своими руками.

Оборудование: презентация, предметные картинки , карточки для работы в парах и группе, видео «Буква Д», музыкальная физкультминутка.

Ход урока

I.Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

- Ребята, к нам на урок сегодня спешат гости.

- Живут в лесном царстве - государстве маленькие человечки. Ходят они по узким тропинкам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня к нам в гости пришёл один из них.

- Для того, чтобы узнать кто это, вам необходимо разгадать загадку.

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: -Это...(гном)


- Догадались кто это. Мудрый гном. Он будет в роли учителя, а я буду ему помогать. Гном научит нас многим премудростям, а мы их соберем в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же, как гномы помогать друг другу, быть внимательными.

II Актуализация опорных знаний

- Прежде всего Гном хочет проверить, чему мы уже научились. И предлагает провести

«Разминку для ума»


- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На какие части делятся слова?

- На какие группы делятся все звуки?

- Гласные бывают?

- Согласные бывают?


А сейчас мы поиграем. Игра «Определи лишнее»

- В каждом ряду определи «Лишнюю» букву

А, о , у, и.

Л, н, о, м.

М, т, р, л.


III. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, Гном нами доволен. Он нас приглашает к себе в гости. Это – дом Гнома. Вот только … Мы же совсем забыли познакомиться с ним. А подскажет нам имя Гнома следующее задание.

- Из первых букв каждого слова – названия предмета, составьте имя гнома.







(Дима)

Дом Гнома Димы построен из дерева.

- Все ли буквы в слове нам уже знакомы? (Не знакома буква Д)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)


IV Изучение нового материала

1) Получение новых сведений о звуках [д]–[д,]. Исследовательская работа



- Ребята, давайте поработаем с этими словами: дом, Дима.

- Произнесите слово «дом». Из скольки слогов состоит это слово?

- Произнесите первый звук. Что мы можем сказать об этом звуке? Охарактеризуйте остальные звуки в слове.

- Произнесём слово Дима/

- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.

- Как произносится первый согласный звук в слове «дом» (Твёрдо)

- А как произносится первый согласный звук в слове «Дима»? (Мягко)

- Какой можно сделать вывод? (Звуки [д]–[д,] парные по твёрдости – мягкости).



2) Знакомство с буквой Д.



- Ребята, как вы думаете, как будет называться буква, которой обозначаются звуки [д]–[д,] при письме?

- Посмотрите, это печатная заглавная (большая) и строчная (маленькая) буква Д.

- На что похожа печатная буква Д? (На дом, на печку, на трубу и т. д.)

Этот домик – буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идёт дымок,

А в окошке кошка.



Дело в том, мои друзья,

Что без Д , никак нельзя,

Дима, Даша и друзья,

Построить Дом без Д нельзя.



- Найдите букву Д на ленте букв.

- Какого она цвета? Почему?



3) Знакомство со старинной буквой Д.



- Рассмотрите старинную букву Д.

- Похожа она на современную?

- Ребята, в старинной славянской азбуке каждой букве соответствовал не звук, а слово. По-старославянски буква Д называлась «добро».

- Что означает это слово? ( Добрые дела, открытость, чуткость, правильные поступки человека).

- А вы можете назвать себя добрыми?

4) Печатание буквы Д

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вышли гномы как – то раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре.

Гномы дёрнули за гири.

Тут раздался сильный звон,

Убежали гномы вон.

5) Просмотр учебного видео.

- Внимательно смотрите видео и запоминайте, в каких словах встречается звуки [д]–[д,].

- А сейчас давайте сделаем зарядку для язычка.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

День долбил, два долбил –

Дырку в дубе он пробил.

- Ребята, а какими словами можно охарактеризовать дятла? (Он трудолюбивый)

6) Работа с учебником. Объяснение значения пословицы.

- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»

- А какую работу вы выполняете каждый день? (Ваша работа – это учёба)

7) Игра «Слова рассыпались»

ФЁШОР (Шофёр)

РАЧВ (Врач)

ТЕЧИУЛЬ (Учитель)

ДЛАК (Клад) Какой слышится звук на конце слова клад? (Клад - клады)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Какие профессии вы ещё знаете?

8) Работа с текстом

Стр. 105 Чтение текста о водолазах. Вопросы по содержанию текста.

- Кто такие водолазы?

- Где работают?

- Кем являются папы Нади и Димы?

- Что они делали на дне реки?

- Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности)


9) Работа в тетради.

По дну реки идут водолазы.

10) Рассказ учителя

Водолазы не только ремонтируют или помогают строить мосты, не только изучают подводный мир, но и помогают поднимать затонувшие корабли. На этих кораблях вполне могли быть и сокровища. Например, давным – давно испанцы перевозили на кораблях из Америки золото и серебро. Корабли тогда были деревянные, парусные и в шторм часто тонули. Потом, натолкнувшись на айсберг, утонул мощный пароход «Титаник», стальной, с двигателем, на котором плыли из Англии в Америку миллионеры. «Титаник» утонул вместе с большинством пассажиров и их сокровищами. Через много лет водолазы нашли место гибели «Титаника» и начали извлекать из него то, что в нём сохранилось, в том числе и драгоценности.

11) Составление предложений по картинке детьми.

- Что вы видите на картинке? (Водолазов. Они обследуют дно, очищают от ненужного мусора; ищут затонувшие корабли.)

- Что увидели водолазы на дне реки? (Сокровища, клад)

- Что ещё видели водолазы на морском дне? (Медузу, морскую звезду, осьминога, раковину с жемчугом, рыбу - пилу)

- Какая пословица подходит к составленному рассказу («Авось» да «как - нибудь» до добра не доведут)

12) Работа с многозначным словом «Звезда»

Да – да – да – в небе яркая звезда.

Ду – ду- ду – на дне увидел я звезду.

Ди – ди – ди – на листе звезду найди.

Да – да – да – песенку поёт звезда.

- Составление предложений со словом употреблённом в разных значениях.

13) Работа с «однокоренными» словами (без употребления термина)

Вода Труд

Водопад Трудна

Водолаз

Водные

Подводные

14) Ребусы

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная)

V. Закрепление изученного материала

1) Игра "Поймай звук".

[Д] - хлопают [Д']- топают

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.

2) Шарада.

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьею живем.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Дача — задача)


3) Кроссворд.

Рассмотрите рисунки.

Впишите в клеточки кроссворда четыре слова, которые начинаются с буквы Д.


4)Игра «Найди слова в слове».

В слове «дубок» спрятались слова: дуб, бок, бук, док, куб, код.

5)Игра «Звук заблудился».

– Какой звук «заблудился»?

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.



VI. Рефлексия

- У вас на партах лежат цветочки: красные – означает – да, розовые – сомнение, голубые – нет. Приклейте соответствующий цветочки на полянку.

- У меня сегодня всё получилось.

- Я открыл новые знания.

- Я сегодня доволен своей работой на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!