СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения П.Бажов "Серебряное копытце", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока с использованием современных педагогических технологий

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения П.Бажов "Серебряное копытце", 4 класс»

Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова; обучать умению характеризовать поступки героев, развивать умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, продолжать формировать навык анализа художественного произведения; совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, выставка произведений П.П. Бажова, словарь С.И.Ожегова, карточки-ответы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 2

Прозвенел уже звонок,

Он позвал нас на урок

Тогда время не теряем,

Работу начинаем.

- Работа всегда идет хорошо, если человек все делает с хорошим настроением. Желаю вам хорошего настроения и успехов, чтобы урок для вас

 получился полезным, увлекательным, поучительным, весёлым.

Слайд 3

Интерактивное упражнение «Ожидание»

- Дети, чего вы ждете от сегодняшнего урока?

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Слайд 4

-Девиз нашего урока такой:

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что нужно под рукой!»

II. Мотивация к учебной деятельности Слайд 5.

Еле шорохом шурша 
В класс заходит тишина. 
Тихо, тихо, чуть дыша, 
Входит сказка не спеша. 
Отгадывание кроссворда.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это ….


Вы узнаете с каким писателем познакомитесь сегодня, если разгадаете кроссворд.



1.

с

е

р

е

б

р

я

н

ы

й


2.

к

о

ш

к

а





3.

р

о

ж

к

и


4.

с

и

р

о

т

а

5.

в

ы

с

л

е

ж

и

в

а

т

ь




1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2. «Знает она, чьё мясо съела» - Кто это? ( КОШКА)

3. Как называются 2 маленьких выроста на голове у телёнка или козлёнка? (РОЖКИ)

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».


-Прочитайте ключевое слово. Получилось слово Бажов-это фамилия писателя.

Полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

III. Сообщение темы и задач урока

Слайд 6

- Сегодня мы познакомимся с рассказом П. Бажова «Серебряное копытце»

- Какие задачи можно на уроке поставить?

(познакомиться с творчеством Бажова, его биографией, его произведениями и конкретно прочитать его произведение «Серебряное копытце »).

  1. Восприятие и осознание нового материала.

Интерактивное упражнение «Справочное бюро».

Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Выступления учащихся. Слайд 7.

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, узнали в жизни много горя и нужды. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов. Слайд 8

Когда Павел немного подрос, мать показала ему буквы, а потом мальчик учился в заводской школе в Сысерти, учился отлично. То, что Павел увидел, услышал и пережил в детстве и юности, не забывалось им никогда, в том числе рассказы своей бабушки. От неё впервые он услышал рассказы о Медной горе, которые позже стали основой бажовских сказов. Много сказов узнал Павел от своего дедушки, Василия Алексеевича Хмелинина – дедушки Слышко, как еще его звали. Через много лет он вернётся к сказам дедушки Слышко, и они станут своеобразной канвой его сказов.

Когда пришло время учиться, Павла отдали в школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

Слайд 9, выставка произведений П.П. Бажова


  • “Огневушка – Поскакушка”

  • “Малахитовая шкатулка”

  • “Хозяйка медной горы”

  • “Серебряное копытце”

  • “Каменный цветок”

  • “Горный мастер”

  • “Хрупкая веточка”

  • “Голубая змейка”

  • “Синюшкин колодец”

  • “Иванко Крылатко” и т. д.

Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”. В Екатеринбурге Бажову поставлен памятник.

Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из его сказов «Серебряное копытце»

Слайд 10. Словарь С.И.Ожегова

Работа с жанром «сказ» . Чтение определения «сказ».

Именно сказом, а не сказкой. В чем же различие сказки от сказа?
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование ведется от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.
Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках добро побеждает зло.
Здесь нужно вспомнить и о рассказе – прозаическом произведении, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. 
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа. 

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. И рассказ ведется от лица деда ….Слышко. Кто такой дед Слышко, вы уже знаете.

Слайд 11
Словарная работа

Давайте выясним значение некоторых слов. 
Пособник – помощник 
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) 
Горюн – горевать 
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы 
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи 
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание) 
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня 
Балаган – временная легкая деревянная постройка 
Душной – запах, идущий от животного (о козле) 
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег 
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). 
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Слайд 12

-Кто такой серебряное копытце?

Сдайд 13

Работа по учебнику

Чтение сказки:

- «Дикторское чтение»

- «Ты – мне, я – тебе»

- «Волна»

- « Засечка»

Слайд 14

Физкультминутка по выбору учащихся.

Слайд 15

Беседа по прочитанному.

Работа над содержанием текста.

-Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

-Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

- Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

- Дайте характеристику герою – рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

- Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

- Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

- Прочитай описание козлика.

-Какую роль играла Муренка в сказе? ( Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

-Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

- Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? За что же герои были награждены? (Они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

V. Закрепление прочитанного. Игра «А, ну-ка, ответь»

Сейчас мы немного поиграем. У вас на столе лежат карточки с ответами. Я буду вам задавать вопрос, а вы поднимайте карточку с ответом.

  • Сколько лет было Дарёнке? (6,7,8)

  • Какого цвета была кошка Мурёнка? (серая, белая, бурая)

  • Из скольких веточек были рога у козлика? (3,5,6)

  • На какой ноге у козлика серебряное копытце? (левая нога, правая передняя нога, обе передние ноги)

  • Сколько мешков сухарей взял с собой Кокованя в балаган? (2,3,5)

  • Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке? (зелёные, фиолетовые, голубые)

Слайд 16

VI. Рефлексия «Незаконченное предложение»

1. На этом уроке я похвалил бы себя за …

2. Мне было сложно…

3. После урока мне захотелось…

4. С каким настроением вы заканчиваете урок…

5. Сегодня я сумел(а)…


VII. Итог урока

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 -А какой урок извлекли вы?

-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?

- Чему учит сказка Бажова?

Слайд 17

- Как вы думаете какова дальнейшая судьба этих героев?

-Что вы запомнили об авторе?

Слайд 18

VIII. Домашнее задание

Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

Прочитать другой сказ П. П. Бажова.

Пересказать понравившийся отрывок

Перечитать сказ, дать характеристику главным героям

Нарисовать обложку к сказу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!