СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 4м классе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра".»

Тема: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.


Цели: познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приклю­чения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; продолжить формирование на­выков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабаты­вать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование со­держания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельно­сти по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — от­веты на вопросы на основе фантастических произведений учебни­ка, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отноше­ния к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: мультимедиапроектор, портрет Е.С. Велтистова, таблицы, тесты.


Ход урока

I. Организационный момент

ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё....... (видят)

Уши внимательно слушают и всё......(слышат)

Голова хорошо......(работает)

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ё. Серова способом «птичий базар».

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал — веселых, голубых?

Должно быть, оторвали от неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.


— Вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи по цвету и оба растут на полянках.)

— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?

- Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две — с удивлением, остальные — загадочно.

III. Самоопределение к деятельности.

- Обратите внимание на слова кинорежиссера Виктора Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности, к науке, к достижениям человека». Как вы объясните их? (Электроник- фантастическое научное достижение, мечта человека о создании совершенного робота ради будущего всего человечества)

- Каждый ли человек может создать Электроника? (Тот, кто умеет выдумывать и фантазировать)

- Что необходимо, по-вашему, чтобы уметь фантазировать? (Уметь выдумывать неправдоподобное, невозможное, воображать, представлять)

- ДА! Фантастику создаёт воображение человека, а воображение человека без-гра-нич-на.

- Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова.

- Сравните описание города с обычным, в котором мы жи­вем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?

— В чем Электроник похож на обычного мальчика?

- Как вы считаете, побег Электроника - это протест или каприз?

- Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?

- Как он это сделал? Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что ав­тор хотел показать читателю?

— Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?

— Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о не­обычном событии? Объясните.

- Так в чем отличие фантастического рассказа от сказки? Составьте таблицу, используя опорные слова.

Сказка

Фантастический рассказ



Работа в группах.

Слова: неправда, вымысел, небылица, ложь, вымышленные сверхъестественные события, заклинания, волшебные предметы, роботы, машина времени, формулы.

IV. Работа по теме урока

  • Словарная работа.

- Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непо­нятные слова и выражения. Проверим, все ли вам понятно в тексте.

- Как вы поняли значение слов?

КИБЕРНЕТИК— (специалист по кибернетике).

КИБЕРНЕТИКА — (наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).

КОНТРАБАС— (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра).

  • Прием «Дерево вопросов» (работа в паре)

- Сейчас мы с вами вырастим свое фантастическое дерево. На столах у вас имеется заготовка листочка, на обратной стороне которой вы напишите один вопрос по содержанию текста и прикрепите к нашему дереву.

- Кто желает ответить на эти вопросы? А мы все вместе оцениваем правильность составления вопроса и сам ответ.

- Посмотрите. У нас получилось фантастическое дерево? Почему его можно назвать фантастическим?

  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

— Проверим себя, внимательно ли вы читали.

задание

балл

Тест на листке


Игра «Стой-садись»


Последовательность событий


Итого


А). Тест.

1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а) Алиса б) Карлсон в) Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан  б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане? 
а) Электроник  б) гитара в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса; б) кибернетический мальчик; в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание  в) сбежал

7. Кибернетик – это

а) человек, умеющий умственно считать;

б) специалист по кибернетике;

в) ученый, изучающий космос.

8. Кибернетика – это

а) математическая наука, изучающая большие числа;

б) наука, изучающая непослушных мальчиков;

в) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Самопроверка: ответы на СЛАЙДЕ (В, В, А, А, Б, В, Б, В)

- Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

СЛАЙДЫ

- ОценИте себя: 8 – «5» б, 7 или 6 – «4» б, 5– «3» б, 4 и меньше – «2» б

Б). Ответить на вопросы: тест «Стой-садись»

СЛАЙДЫ

- ОцЕните себя так: сел на 1м вопросе «0» б, на 2м – «2» б, на 3м – «3» б, остался стоять – «4» б.

1. К какому из перечисленных ниже стилей относится прочитанный текст?

а) художественный;

б) научно-фантастический;

в) научно-популярный.

2. О чем говорится во втором предложении пятого абзаца?

а) он обхватил тяжёлый чемодан и поставил его на землю;

б) лицо его покраснело;

в) по форме чемодан напоминал футляр контрабаса.

3. На какой из вопросов нет ответа в тексте?

а) Откуда приехал почётный гость конгресса профессор Громов?

б) Кого встретил Электроник после побега?

в) Как чувствовал себя кибернетический мальчик после утомительного путешествия?

В). Восстанови последовательность текста, расставь цифры:

Побег Электроника.

Приезд почетного гостя на конгресс кибернетиков.

Электрическая подзарядка Электроника.

Торжественная встреча гостя.

Профессор устраивается в гостинице.

Кибернетический мальчик в чемодане открыл глаза.

Изменившийся город в глазах профессора.

Самопроверка: ответы на доске (7,1,6,2,3,5,4)

- Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

СЛАЙД

- Оцените себя: 7 – «5» б, 6 или 5 – «4» б, 4 – «3» б, 3 и меньше – «2» б.

V. Рефлексия

— Подсчитайте баллы.

14 б – оценка «5», 11 б - «4», 8 б – «3», 7 и менее «2».

- Довольны ли вы своей работой?

VI. Итог урока

- Назовите тему урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Е. Велтистов непростой писатель, он пишет о сложном просто, потому что он разгадал мысли сотен мальчишек и девчонок, мечтающих стать лучше, знать больше, и хоть кого-то удивить.


Домашнее задание: выберите самостоятельно: кто хочет попробовать себя

1. в роли художника - ваше задание нарисовать своего двойника - Электроника.

2. В роли сценариста - составить синквейн «Электроник».

3. Светооператора - найти информацию о развитии робототехники.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!