Тема: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
Цели: познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: мультимедиапроектор, портрет Е.С. Велтистова, таблицы, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент
ТИМ ЧИР («кричалка» для поднятия духа)
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё....... (видят)
Уши внимательно слушают и всё......(слышат)
Голова хорошо......(работает)
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Ё. Серова способом «птичий базар».
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их! И кто их только выдумал — веселых, голубых? Должно быть, оторвали от неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок. | |
— Вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи по цвету и оба растут на полянках.)
— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?
- Что ей помогло в этом? (Фантазия.)
— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две — с удивлением, остальные — загадочно.
III. Самоопределение к деятельности.
- Обратите внимание на слова кинорежиссера Виктора Приходько: «Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к человеческой личности, к науке, к достижениям человека». Как вы объясните их? (Электроник- фантастическое научное достижение, мечта человека о создании совершенного робота ради будущего всего человечества)
- Каждый ли человек может создать Электроника? (Тот, кто умеет выдумывать и фантазировать)
- Что необходимо, по-вашему, чтобы уметь фантазировать? (Уметь выдумывать неправдоподобное, невозможное, воображать, представлять)
- ДА! Фантастику создаёт воображение человека, а воображение человека без-гра-нич-на.
- Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.
- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова.
- Сравните описание города с обычным, в котором мы живем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
— В чем Электроник похож на обычного мальчика?
- Как вы считаете, побег Электроника - это протест или каприз?
- Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?
- Как он это сделал? Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что автор хотел показать читателю?
— Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?
— Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии? Объясните.
- Так в чем отличие фантастического рассказа от сказки? Составьте таблицу, используя опорные слова.
Сказка | Фантастический рассказ |
| |
Работа в группах.
Слова: неправда, вымысел, небылица, ложь, вымышленные сверхъестественные события, заклинания, волшебные предметы, роботы, машина времени, формулы.
IV. Работа по теме урока
- Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непонятные слова и выражения. Проверим, все ли вам понятно в тексте.
- Как вы поняли значение слов?
КИБЕРНЕТИК— (специалист по кибернетике).
КИБЕРНЕТИКА — (наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).
КОНТРАБАС— (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра).
- Сейчас мы с вами вырастим свое фантастическое дерево. На столах у вас имеется заготовка листочка, на обратной стороне которой вы напишите один вопрос по содержанию текста и прикрепите к нашему дереву.
- Кто желает ответить на эти вопросы? А мы все вместе оцениваем правильность составления вопроса и сам ответ.
- Посмотрите. У нас получилось фантастическое дерево? Почему его можно назвать фантастическим?
— Проверим себя, внимательно ли вы читали.
задание | балл |
Тест на листке | |
Игра «Стой-садись» | |
Последовательность событий | |
Итого | |
А). Тест.
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а) Алиса б) Карлсон в) Громов
2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?
а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска
3. Какой багаж был у профессора?
а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами
4. Что находилось в чемодане?
а) Электроник б) гитара в) кукла
5. Кто такой Электроник?
а) ученик 4 класса; б) кибернетический мальчик; в) сын профессора Громова
6. Что случилось с Электроником в гостинице?
а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал
7. Кибернетик – это
а) человек, умеющий умственно считать;
б) специалист по кибернетике;
в) ученый, изучающий космос.
8. Кибернетика – это
а) математическая наука, изучающая большие числа;
б) наука, изучающая непослушных мальчиков;
в) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
Самопроверка: ответы на СЛАЙДЕ (В, В, А, А, Б, В, Б, В)
- Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
СЛАЙДЫ
- ОценИте себя: 8 – «5» б, 7 или 6 – «4» б, 5– «3» б, 4 и меньше – «2» б
Б). Ответить на вопросы: тест «Стой-садись»
СЛАЙДЫ
- ОцЕните себя так: сел на 1м вопросе «0» б, на 2м – «2» б, на 3м – «3» б, остался стоять – «4» б.
1. К какому из перечисленных ниже стилей относится прочитанный текст?
а) художественный;
б) научно-фантастический;
в) научно-популярный.
2. О чем говорится во втором предложении пятого абзаца?
а) он обхватил тяжёлый чемодан и поставил его на землю;
б) лицо его покраснело;
в) по форме чемодан напоминал футляр контрабаса.
3. На какой из вопросов нет ответа в тексте?
а) Откуда приехал почётный гость конгресса профессор Громов?
б) Кого встретил Электроник после побега?
в) Как чувствовал себя кибернетический мальчик после утомительного путешествия?
В). Восстанови последовательность текста, расставь цифры:
Побег Электроника.
Приезд почетного гостя на конгресс кибернетиков.
Электрическая подзарядка Электроника.
Торжественная встреча гостя.
Профессор устраивается в гостинице.
Кибернетический мальчик в чемодане открыл глаза.
Изменившийся город в глазах профессора.
Самопроверка: ответы на доске (7,1,6,2,3,5,4)
- Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
СЛАЙД
- Оцените себя: 7 – «5» б, 6 или 5 – «4» б, 4 – «3» б, 3 и меньше – «2» б.
V. Рефлексия
— Подсчитайте баллы.
14 б – оценка «5», 11 б - «4», 8 б – «3», 7 и менее «2».
- Довольны ли вы своей работой?
VI. Итог урока
- Назовите тему урока. Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
- Е. Велтистов непростой писатель, он пишет о сложном просто, потому что он разгадал мысли сотен мальчишек и девчонок, мечтающих стать лучше, знать больше, и хоть кого-то удивить.
Домашнее задание: выберите самостоятельно: кто хочет попробовать себя
1. в роли художника - ваше задание нарисовать своего двойника - Электроника.
2. В роли сценариста - составить синквейн «Электроник».
3. Светооператора - найти информацию о развитии робототехники.