Учитель: Половнева С.В.
Методист: Бердышева Ю.С.
2023 г.
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 | Организационный момент | Словесные (объяснение) | Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения на уроке, поставьте свою ладонь напротив ладони своего соседа и повторяйте за мной. Желаю (соприкасаются большие пальцы); успеха (указательные); большого (средние); во всём (безымянные); и везде (мизинцы); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). Молодцы, мы с вами настроились на работу на уроке. | Касаются одноименных пальцев рук своего соседа и повторяют за учителем | Фронтальная | Контроль |
2 | Речевая разминка | Словесные (объяснение), наглядные (презентация) | Ребята, перед тем, как начать работу, давайте с вами сделаем речевую разминку. Посмотрите на слайд, прочитайте чистоговорку сначала про себя, а затем мы прочитаем её все вместе. Давайте прочитаем эту чистоговорку все вместе на 3, 4 Ва-ва-ва – вот высокая трава. Вы-вы-вы – даже выше головы. Ве-ве-ве – васильки видны в траве. Ву-ву-ву – васильков букет нарву. Ви-ви-ви – только много их не рви. Молодцы, а теперь прочитает только первый ряд. Теперь читает только второй ряд. И читает чистоговорку только третий ряд. А теперь давайте прочитаем первую строчку с удивлением. Вторую строчку прочитаем с радостью. Третью строчку читаем с грустной интонацией. Четвертую строчку прочитаем с восхищением. И пятую строчку прочитаем с возмущением. | Читают чистоговорку про себя Читают чистоговорку вместе с учителем Читают чистоговорку дети, сидящие на первом ряду. Читают чистоговорку дети, сидящие на втором ряду. Читают чистоговорку дети, сидящие на третьем ряду. Читают первую строчку с удивлением Читают вторую строчку с радостью Читают третью строчку с грустью Читают четвертую строчку с восхищением Читают пятую строчку с возмущением | Фронтальная | Контроль |
3 | Актуализация знаний | Словесные (беседа) | Ребята, давайте вспомним с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? А кто написал это стихотворение? Верно. Дома вы должны были выучить это стихотворение наизусть. Кто расскажет нам его на оценку? | Со стихотворением “Осень” Константин Дмитриевич Бальмонт Учащиеся по одному выходят к доске и рассказывают стихотворение | Фронтальная, индивидуальная | Контроль, самоконтроль |
4 | Самоопределение к деятельности | Словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация) | Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде) Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка. А как вы думаете, какое слово здесь лишнее? А почему? Подумайте, что может обозначать это слово? С каким природным явлением оно связано? А что такое листопад? Верно. Слово “листопадничек” является названием литературного произведения, с которым мы сегодня с вами познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение? Чтобы узнать, кто же главный герой этого произведения, отгадайте загадку. Зверь ушастый, летом серый, А зимою снежно-белый. Всё верно. Главный герой произведения – это заяц-листопадничек. Зайчиха может приносить потомство три раза в год. Первых зайчат называют настовики, потому что они появляются, когда на снегу ещё есть наст – заледеневшая корка на снегу, летних зайчат называют колосовиками или травниками, а осенних листопадничками, потому что рождаются они осенью, когда с деревьев осываются золотые листья. Мы с вами узнали, кто же будет главный герой произведения, теперь давайте составим план урока. На слайде вы можете увидеть опорные слова. С чем мы с вами можем сегодня познакомиться? Хорошо, а что мы можем проанализировать? Молодцы, мы с вами определили план урока. Приступим к работе. | Слова Листопадничек Отвечают Высказывают свои варианты ответов С листопадом Природное явление, связанное с опадением листьев с деревьев Высказывают свои варианты ответов Это заяц Познакомиться с новым писателем и произведением “Листопадничек” Проанализировать произведение “Листопадничек” | Фронтальная | Контроль |
5 | Подготовительная работа | Словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация) | Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением одного великого писателя. А чтобы узнать, что же это за писатель, вам нужно прочитать и расшифровать эту запись. НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ Дам вам подсказку, все слова нужно читать справа налево. Верно. Иван Сергеевич – русский советский писатель, натуралист и путешественник. Писатель родился в конце весны, в Калужской губернии. Рос писатель в простой, трудовой русской семье. От матери – Марии Ивановны, унаследовал любовь к родному языку и образной народной речи. Отец писателя – Сергей Никитич, работал управляющим в лесных угодьях купцов Коншиных. В десятилетнем возрасте писатель стал курсантом Смоленского Александровского училища, куда его определил отец. В молодости Иван Сергеевич служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины. В возрасте 18-и лет Иван Сергеевич написал свое первое произведение – сказку “Соль земли”. Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях, зверях и птицах российских лесов. Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя, и на волков, и на пушного зверя, и на зайца. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом, любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. Ребята, сейчас я проверю, кто внимательнее всего меня слушал. В какое время года родился писатель? Что писатель унаследовал от своей матери? Где служил писатель в молодости? В каком возрасте Иван Сергеевич написал свое первое произведение и как оно называлось? О чём рассказывает писатель в своих произведениях? | Это Иван Сергеевич Соколов – Микитов Весной Любовь к родному языку и образной народной речи Он служил моряком на пароходах торгового флота В 18 лет, называлась она “Соль земли” О лесных обитателях, зверях и птицах российских лесов | Фронтальная | Контроль |
6 | Словарная работа | Словесные (беседа), наглядные (презентация) | Ребята, мы уже познакомились с вами с автором и главным героем произведения. А сейчас, чтобы наша работа была более успешной, а текст более понятным, разберём значения некоторых слов. Как вы думаете, что означает слово “долговязый”? Долговязый – это высокий, худощавый, неуклюжий. По такому же алгоритму учитель разбирает с учащимися слова: плотина, запрудили, настлано, зябнуть, робеть и ходко работают | Высказывают свои предположения Один из детей читает значение слова Разбирают с учителем незнакомые слова и узнают их значение | Фронтальная | Контроль, самоконтроль |
7 | Первичное чтение | Словесные (чтение) | Ребята, сейчас я начну читать произведение, я прочту не всё, а лишь отрывок, а потом вы расскажете мне, какие впечатления и эмоции вызвал у вас этот отрывок. Учитель начинает читать произведение и заканчивает на словах “- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!” | Слушают чтение учителя | Фронтальная | Контроль |
8 | Проверка первичного восприятия | Словесные (беседа) | Ребята, какие впечатления вызвал у вас этот отрывок из произведения? Какие эмоции вы испытали при чтении этого отрывка? | Отвечают Отвечают | Фронтальная | Контроль |
9 | Второе чтение и анализ | Словесные (чтение, беседа), наглядные (презентация) | А теперь мы с вами продолжаем чтение произведения. Только читаете уже вы, а я внимательно вас слушаю. А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали. Назовите мне героев этой сказки. Сколько зайчат родилось у зайчихи? Найдите и прочитайте отрывок в тексте, где говорится об изменениях в природе с приходом поздней осени. В тексте есть ещё один отрывок в котором говорится об изменениях в природе с приходом поздней осени. Найдите и прочитайте его. Что ответила мать-зайчиха зайчатам, когда те испугались, что замерзнут зимой на болоте? С кем познакомился зайчик у глухой лесной речки? Найдите в тексте отрывок, где рассказывается о том, как бобры строят плотину. Зачем бобры валят деревья? Найдите и прочитайте описание бобровой хатки. Понравилась ли зайчику хатка бобров? Почему зайчик хотел убежать из хатки бобров? Смог ли зайчик уйти из хатки бобров и почему? Чем закончилась сказка? Вы большие молодцы, очень внимательно читали произведение. А теперь давайте попробуем дать характеристику главному герою зайчику-листопадничку. На слайде вы можете видеть прилагательные, вам нужно выбрать те, которые подходят нашему главному герою. | Дети по очереди читают текст Листопадничек, мать-зайчиха, бобры и журавли Трое Читают третий абзац на странице 90 Читают 5 абзац на странице 90 Что скоро у зайчат вырастит густая, теплая шерстка. С бобрами Чтобы заготовить на зиму корм и поставить новую хату для маленьких бобрят Читают второй абзац на странице 92 Да Он вспомнил своё гнездо, мать зайчиху и маленьких братьев Не смог, потому что выход был только один – под водою Тем, что зайчик остался в хатке бобров Выбирают прилагательные, подходящие зайчику-листопадничку | Фронтальная | Контроль, самоконтроль |
10 | Синтез | Словесные (объяснение), наглядные (показ рисунков) | Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание. Посмотрите, у вас на партах лежат белые листы, вам нужно нарисовать главного героя сказки, зайчика-листопадничка. Можете нарисовать его в момент знакомства с бобрами, а можете нарисовать его со своей матерью-зайчихой и маленькими братьями. Можете приступать, а потом покажете мне свои рисунки. | Рисуют зайчика-листопадничка и показывают свои рисунки | Фронтальная | Контроль |
11 | Итог урока | Словесные (беседа), наглядные (презентация) | Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог урока. С каким произведением мы с вами познакомились? Кто автор этого произведения? Скажите мне, что вы запомнили интересного об этом авторе? О чём эта сказка? Понравилось ли вам это произведение? Давайте вернёмся к плану урока и посмотрим, сумели ли мы его выполнить. Выполнили ли мы план урока? | “Листопадничек” Иван Сергеевич Соколов – Микитов Рассказывают, что интересного запомнили О приключениях зайчика-листопадничка Отвечают Да, выполнили | Фронтальная | Контроль |
12 | Рефлексия | Словесные (беседа), наглядные (презентация) | Ребята, а сейчас давайте оценим своё настроение и свою работу на уроке. На слайде вы видите две картинки, на одной изображён солнечный день, а на втором – пасмурный, дождливый день. Выберите одну картинку, которая больше всего подходит под ваше настроение, и объясните свой выбор. | Выбирают картинку и объясняют почему | Фронтальная | Самоконтроль |
13 | Инструктаж к д/з | Словесные (объяснение) | Записывает д/з на доске. | Слушают и записывают д/з | Фронтальная | Контроль |