СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "И.С. Соколов – Микитов “Листопадничек". (3 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "И.С. Соколов – Микитов “Листопадничек". (3 класс)»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта урока литературного чтения

В 3 «А» классе

МБОУ СОШ №3

Студентки НК-4 группы

Зборовской Евгении Николаевны



Учитель: Половнева С.В.

Методист: Бердышева Ю.С.







2023 г.

Тема: И.С. Соколов – Микитов “Листопадничек”.

Цель: Создание условий для формирования представления у младших школьников о творчестве И.С. Соколова - Микитова; формирование навыков осознанного чтения.

Предметные: Полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выделять эпизод из текста.

Личностные: Оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; проявлять интерес к чтению.

Метапредметные:

Познавательные: Находить нужную информацию в учебнике; осознанно воспринимать литературное произведение; формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного и прочитанного произведения.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему и цели урока; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; задавать вопросы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.



Этап урока, цель этапа, время

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Организационный момент

Словесные (объяснение)

Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения на уроке, поставьте свою ладонь напротив ладони своего соседа и повторяйте за мной.

Желаю (соприкасаются большие пальцы);

успеха (указательные);

большого (средние);

во всём (безымянные);

и везде (мизинцы);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Молодцы, мы с вами настроились на работу на уроке.







Касаются одноименных пальцев рук своего соседа и повторяют за учителем

Фронтальная

Контроль

2

Речевая разминка

Словесные (объяснение), наглядные (презентация)

Ребята, перед тем, как начать работу, давайте с вами сделаем речевую разминку.

Посмотрите на слайд, прочитайте чистоговорку сначала про себя, а затем мы прочитаем её все вместе.

Давайте прочитаем эту чистоговорку все вместе на 3, 4

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы – даже выше головы.

Ве-ве-ве – васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – только много их не рви.

Молодцы, а теперь прочитает только первый ряд.



Теперь читает только второй ряд.



И читает чистоговорку только третий ряд.



А теперь давайте прочитаем первую строчку с удивлением.


Вторую строчку прочитаем с радостью.


Третью строчку читаем с грустной интонацией.


Четвертую строчку прочитаем с восхищением.



И пятую строчку прочитаем с возмущением.




Читают чистоговорку про себя


Читают чистоговорку вместе с учителем







Читают чистоговорку дети, сидящие на первом ряду.

Читают чистоговорку дети, сидящие на втором ряду.

Читают чистоговорку дети, сидящие на третьем ряду.

Читают первую строчку с удивлением

Читают вторую строчку с радостью


Читают третью строчку с грустью

Читают четвертую строчку с восхищением

Читают пятую строчку с возмущением

Фронтальная

Контроль

3

Актуализация знаний

Словесные (беседа)

Ребята, давайте вспомним с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?



А кто написал это стихотворение?


Верно. Дома вы должны были выучить это стихотворение наизусть. Кто расскажет нам его на оценку?




Со стихотворением “Осень”


Константин Дмитриевич Бальмонт




Учащиеся по одному выходят к доске и рассказывают стихотворение

Фронтальная, индивидуальная

Контроль, самоконтроль

4

Самоопределение к деятельности

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация)

Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

(На слайде) Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.

А как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

А почему?

Подумайте, что может обозначать это слово?



С каким природным явлением оно связано?

А что такое листопад?






Верно. Слово “листопадничек” является названием литературного произведения, с которым мы сегодня с вами познакомимся. Как вы думаете про кого может быть это произведение?

Чтобы узнать, кто же главный герой этого произведения, отгадайте загадку.

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Всё верно. Главный герой произведения – это заяц-листопадничек.

Зайчиха может приносить потомство три раза в год. Первых зайчат называют настовики, потому что они появляются, когда на снегу ещё есть наст – заледеневшая корка на снегу, летних зайчат называют колосовиками или травниками, а осенних листопадничками, потому что рождаются они осенью, когда с деревьев осываются золотые листья.

Мы с вами узнали, кто же будет главный герой произведения, теперь давайте составим план урока.

На слайде вы можете увидеть опорные слова. С чем мы с вами можем сегодня познакомиться?





Хорошо, а что мы можем проанализировать?





Молодцы, мы с вами определили план урока. Приступим к работе.


Слова





Листопадничек

Отвечают


Высказывают свои варианты ответов


С листопадом

Природное явление, связанное с опадением листьев с деревьев






Высказывают свои варианты ответов






Это заяц























Познакомиться с новым писателем и произведением “Листопадничек”

Проанализировать произведение “Листопадничек”


Фронтальная

Контроль

5

Подготовительная работа

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация)

Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением одного великого писателя. А чтобы узнать, что же это за писатель, вам нужно прочитать и расшифровать эту запись.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

Дам вам подсказку, все слова нужно читать справа налево.



Верно. Иван Сергеевич – русский советский писатель, натуралист и путешественник. Писатель родился в конце весны, в Калужской губернии. Рос писатель в простой, трудовой русской семье. От матери – Марии Ивановны, унаследовал любовь к родному языку и образной народной речи. Отец писателя – Сергей Никитич, работал управляющим в лесных угодьях купцов Коншиных. В десятилетнем возрасте писатель стал курсантом Смоленского Александровского училища, куда его определил отец. В молодости Иван Сергеевич служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

В возрасте 18-и лет Иван Сергеевич написал свое первое произведение – сказку “Соль земли”.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях, зверях и птицах российских лесов. Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя, и на волков, и на пушного зверя, и на зайца. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом, любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.

Ребята, сейчас я проверю, кто внимательнее всего меня слушал.

В какое время года родился писатель?

Что писатель унаследовал от своей матери?




Где служил писатель в молодости?



В каком возрасте Иван Сергеевич написал свое первое произведение и как оно называлось?

О чём рассказывает писатель в своих произведениях?









Это Иван Сергеевич Соколов – Микитов





















































Весной



Любовь к родному языку и образной народной речи

Он служил моряком на пароходах торгового флота

В 18 лет, называлась она “Соль земли”



О лесных обитателях, зверях и птицах российских лесов

Фронтальная

Контроль

6

Словарная работа

Словесные (беседа), наглядные (презентация)

Ребята, мы уже познакомились с вами с автором и главным героем произведения. А сейчас, чтобы наша работа была более успешной, а текст более понятным, разберём значения некоторых слов.


Как вы думаете, что означает слово “долговязый”?



Долговязый – это высокий, худощавый, неуклюжий.


По такому же алгоритму учитель разбирает с учащимися слова: плотина, запрудили, настлано, зябнуть, робеть и ходко работают









Высказывают свои предположения

Один из детей читает значение слова

Разбирают с учителем незнакомые слова и узнают их значение

Фронтальная

Контроль, самоконтроль

7

Первичное чтение

Словесные (чтение)

Ребята, сейчас я начну читать произведение, я прочту не всё, а лишь отрывок, а потом вы расскажете мне, какие впечатления и эмоции вызвал у вас этот отрывок.

Учитель начинает читать произведение и заканчивает на словах “- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!”






Слушают чтение учителя

Фронтальная

Контроль

8

Проверка первичного восприятия

Словесные (беседа)

Ребята, какие впечатления вызвал у вас этот отрывок из произведения?

Какие эмоции вы испытали при чтении этого отрывка?



Отвечают


Отвечают

Фронтальная

Контроль

9

Второе чтение и анализ

Словесные (чтение, беседа), наглядные (презентация)

А теперь мы с вами продолжаем чтение произведения. Только читаете уже вы, а я внимательно вас слушаю.


А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.

Назовите мне героев этой сказки.



Сколько зайчат родилось у зайчихи?

Найдите и прочитайте отрывок в тексте, где говорится об изменениях в природе с приходом поздней осени.



В тексте есть ещё один отрывок в котором говорится об изменениях в природе с приходом поздней осени. Найдите и прочитайте его.


Что ответила мать-зайчиха зайчатам, когда те испугались, что замерзнут зимой на болоте?




С кем познакомился зайчик у глухой лесной речки?

Найдите в тексте отрывок, где рассказывается о том, как бобры строят плотину.

Зачем бобры валят деревья?







Найдите и прочитайте описание бобровой хатки.



Понравилась ли зайчику хатка бобров?

Почему зайчик хотел убежать из хатки бобров?





Смог ли зайчик уйти из хатки бобров и почему?




Чем закончилась сказка?



Вы большие молодцы, очень внимательно читали произведение. А теперь давайте попробуем дать характеристику главному герою зайчику-листопадничку.

На слайде вы можете видеть прилагательные, вам нужно выбрать те, которые подходят нашему главному герою.




Дети по очереди читают текст




Листопадничек, мать-зайчиха, бобры и журавли


Трое




Читают третий абзац на странице 90





Читают 5 абзац на странице 90



Что скоро у зайчат вырастит густая, теплая шерстка.


С бобрами




Чтобы заготовить на зиму корм и поставить новую хату для маленьких бобрят


Читают второй абзац на странице 92


Да


Он вспомнил своё гнездо, мать зайчиху и маленьких братьев


Не смог, потому что выход был только один – под водою

Тем, что зайчик остался в хатке бобров







Выбирают прилагательные, подходящие зайчику-листопадничку

Фронтальная

Контроль, самоконтроль

10

Синтез

Словесные (объяснение), наглядные (показ рисунков)

Ребята, у меня для вас есть ещё одно задание. Посмотрите, у вас на партах лежат белые листы, вам нужно нарисовать главного героя сказки, зайчика-листопадничка. Можете нарисовать его в момент знакомства с бобрами, а можете нарисовать его со своей матерью-зайчихой и маленькими братьями. Можете приступать, а потом покажете мне свои рисунки.














Рисуют зайчика-листопадничка и показывают свои рисунки

Фронтальная

Контроль

11

Итог урока

Словесные (беседа), наглядные (презентация)

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог урока.

С каким произведением мы с вами познакомились?


Кто автор этого произведения?



Скажите мне, что вы запомнили интересного об этом авторе?



О чём эта сказка?



Понравилось ли вам это произведение?

Давайте вернёмся к плану урока и посмотрим, сумели ли мы его выполнить. Выполнили ли мы план урока?




“Листопадничек”

Иван Сергеевич Соколов – Микитов


Рассказывают, что интересного запомнили

О приключениях зайчика-листопадничка


Отвечают





Да, выполнили

Фронтальная

Контроль

12

Рефлексия

Словесные (беседа), наглядные (презентация)

Ребята, а сейчас давайте оценим своё настроение и свою работу на уроке.

На слайде вы видите две картинки, на одной изображён солнечный день, а на втором – пасмурный, дождливый день. Выберите одну картинку, которая больше всего подходит под ваше настроение, и объясните свой выбор.









Выбирают картинку и объясняют почему

Фронтальная

Самоконтроль

13

Инструктаж к д/з

Словесные (объяснение)

Записывает д/з на доске.

Слушают и записывают д/з

Фронтальная

Контроль






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!