I.Организационный момент | 2 мин. | «Игра подари улыбку» -Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь друг другу и всем, кто находится сегодня с нами. Ведь улыбка – знак хорошего настроения. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей Речевая разминка Организует диалог. - Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения. Презентация Слайд 1 Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! - Что вы прочитали? -По цели высказывания, какие это предложения? - Найдите глаголы, назовите их. - С какой интонацией нужно читать эти строки? - Прочитайте, выделяя голосом глаголы. | Приветствуют учителя, гостей, друг друга, демонстрируют готовность к уроку. Читают текст, отвечают на вопросы. - отрывок из стихотворения - побудительные, восклицательные - любите, храните, не жгите, не ломайте. - с восклицательной. читают текст, выделяя голосом глаголы | | + + | + + | + | |
III. Повторение изученного материала Релаксация. | 2мин 2мин 5 мин 3мин 2мин 4мин 10мин 2мин | - Открываем первую страницу. Слайд 4 1.Страница «Назови произведение» - Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»). -В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»). -Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»). -Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»). -Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»). -Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»). 2. Страница «Найди пару» Слайд 5 - Соедините фамилию автора с названием его произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка» .И.Куприн «Кабан» В.П.Астафьев «Приёмыш» Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип» М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» 3. Страница «Угадай героя» Слайд 6 -Почти в каждом прочитанном вами произведении этого раздела героем является собака или птица. Перед вами на доске клички собак и птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, угадать её и поднять жезл с правильным номером. - Читает описание собак и птиц. 1.«Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4 2«Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) 2 3.«Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько) 1 4.«Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 3 5.«Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6 6.«Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5 4. Страница «Найди лишнее» Слайд 7 - А сейчас будете работать в паре, возьмите карточку № 2 на ней в четыре столбика записаны герои разных произведений. Ваша задача: узнать произведение по его героям и в каждом столбике найти лишнего героя, т.е. героя не из этого произведения. Под каждым столбиком подпишите название произведения и автора. Тарас | Выскочка | Кабаны | Вожак | Приёмыш | Вьюшка | Ягуар | Феня | Соболько | Стриж | Марал | Мальчишки | Выскочка | Сороки | Василий | Стрижонок Скрип | Прием: « Земля, вода воздух, огонь,» Учитель организует эмоциональную разгрузку под музыку , объясняет правила выполнения. 5. Страница «Инсценирование» - Ребята подготовила для вас небольшие отрывки из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать героев, из какого произведения этот отрывок и кто его автор. 6.Страница «Народная мудрость» Слайд 8 - Попрошу группы занять свои места. Возьмите карточку № 3. Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза. Лес и вода - лето кончается. ОД Худо лето, у поля – глаза. У! Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ Одна ласточка когда солнца нету. БИ Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР У леса есть уши, а соловей кончает. ПР - Какая фраза у вас получилась? 7. Страница «Это интересно» -Часто человека – его внешность, манеру поведения, характер – сравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят: Длинноногий, как…(журавль). Мудрый, как…(сова, ворон). Надутый, как…(индюк). Каркает, как…(ворона). Разодетый, как…(павлин). Голосистый, как…(соловей). Походка плавная…(лебединая). Болтливый, как…(сорока). Большеглазый, как …(филин). | фронтальная работа - отвечают на вопросы, проверяют по слайду, контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, вносят необходимые коррективы, оценивают Индивидуальная работа по карточкам. Выполнив задание, обмениваются карточками и проводят взаимопроверку по слайду, оценивают. Слушают, угадывают, показывают номер, проверяют по слайду, оценивают свою работу. - Работают в паре. Проверяют, оценивают. - в 1 столбике лишняя Выскочка, произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»; во 2 столбике лишний Стриж, произведение М.М.Пришвина «Выскочка»; в 3 столбике лишний Василий, произведение Е.И.Чарушина «Кабан»; в 4 столбике лишняя Феня, произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Дети показывают с помощью рук, наполнение тела организма кислородом, движение языков пламени, движения в воде. 1. группа 1.«Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?» 2.«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь». Слушают, дают ответ: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш», Тарас группа. 1.«Скачи назад». 2.«Скачи как надо». 3.«Как всему сорочьему обществу надо!» 4.«Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется». Слушают, дают ответ: М.М.Пришвин «Выскочка, сороки. 3 группа. 1.«Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!» «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер». Слушают. дают ответ: Е. И. Чарушин «Кабан» Работа в группах. Составляют пословицы, проверяют, хором читают фразу. Люби природу! Оценивают работу. Фронтальная работа. Дополняют фразу. | + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + | + + + + + + + |
IV. Итог урока. Рефлексия | 5 мин. | Подведение итогов. - Какой раздел мы закончили изучать? - Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»? Слайд 9 - Прочитайте хором «Любите родную природу -озера, леса и поля. Ведь, это же наша с тобою навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей. - О природе мы говорили сегодня очень много, а причём же здесь МЫ? - Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе. Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»! Послушайте, пожалуйста, притчу: «Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные? Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью. Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью. Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся». -Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы! Рефлексия. - Назовите произведения этого раздела, которые вам особенно понравились. - Чем запомнился сегодняшний урок? - Какое задание было самым интересным? - Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов. | отвечают на вопросы, делают выводы - «Природа и мы» - взаимоотношения человека и природы. - читают текст. - Необходимо любить природу, беречь её, не забывать того, что мы являемся её частью. - отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ. - оценивают свою работу и работу одноклассников. | + + | + + | + + | + + | + + |