СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок литературного чтения по теме: "Природа и мы. Обобщение по разделу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока с презентацией., проведённого в 4 классе 17 марта 2021года. 

Просмотр содержимого документа
«"Урок литературного чтения по теме: "Природа и мы. Обобщение по разделу"»



Составила и провела: Васюкова Вера Владимировна

Место работы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховская средняя общеобразовательная школа. Тайшетского района

Должность: учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: обобщение по разделу «Природа и мы»
































План – конспект урока

Тема урока: Обобщение по разделу «Природа и мы»

Тема урока: Обобщение по разделу «Природа и мы», № урока – 8 в разделе «Природа и мы»

Базовый учебник: «Литературное чтение 4 класс», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова,

Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, УМК «Школа России»

Цель урока: организация деятельности учащихся по обобщению, систематизации изученного материала; формирование экологической культуры, устойчивого интереса к чтению; воспитание самостоятельности, ответственного отношения к природе; развитие познавательного интереса и мотивации учащихся.

Задачи урока:

- расширить на основе изученных произведений представление детей о мире природы;

- развивать: монологическую речь, логическое мышление, оперативную память, произвольное внимание;

- развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД;

Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний о писателях и произведениях, изученных в разделе «Природа и мы»; осознание значимости систематического чтения для личностного развития; раскрыть практическое значение природы в жизни людей, прививать знания правил поведения в природе.

Метапредметные: 

Личностные: развитие интереса к различным видам деятельности, навыков сотрудничества, понимание причин успеха и неудач в учёбе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и умение вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: правильное взаимодействие в групповой, парной работе, умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь договариваться и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний, получение и переработка полученной информации для ответов на вопросы, использование своего жизненного опыта.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала, закрепление знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Используемая технология: технология методов активного обучения.

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук, учебник «Литературное чтение - 4 класс» УМК «Школа России», аудиоприложение на электронном носителе, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных, и рисунков учащихся.

Технологическая карта урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

I.Организационный момент

 2 мин.

 «Игра подари улыбку»

-Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть оно разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь друг другу и всем, кто находится сегодня с нами. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.


Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей



Речевая разминка

Организует диалог.

- Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения.


Презентация

Слайд 1

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!


- Что вы прочитали?

-По цели высказывания, какие это предложения?

- Найдите глаголы, назовите их.

- С какой интонацией нужно читать эти строки?

- Прочитайте, выделяя голосом глаголы.





Приветствуют учителя, гостей, друг друга, демонстрируют готовность к уроку.


















Читают текст, отвечают на вопросы.










- отрывок из стихотворения

- побудительные, восклицательные

- любите, храните, не жгите, не ломайте.

- с восклицательной.

читают текст, выделяя голосом глаголы

 

 

+



















+



 +



















+





















+





 II. Актуализация знаний






















 3 мин.

Организует диалог.


- Ребята, как вы думаете, почему наш урок мы начали с чтения этого отрывка? О чём он?

- Как слово «природа» связано с темой нашего урока?


Слайд 2


- С какой целью мы проводим этот урок?


Слайд 3


Урок «Обобщение»

Даёт нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.


- Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. Мы проведём игру – путешествие по страницам прочитанных рассказов.


«Секрет здоровья»

1Физминутка для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где стена и где окно.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.


Вступают в диалог с учителем, совместно формулируют тему и задачи урока.

- Стихотворение об охране природы.



- Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».




- Повторить и обобщить изученный материал, вспомнить авторов и героев произведений, которые вошли в этот раздел.


























+

























+








+


































+



















III.

Повторение изученного материала


























































































Релаксация.




































2мин






















2мин













5 мин








































3мин





















2мин






4мин





































10мин






















2мин

- Открываем первую страницу.

Слайд 4


1.Страница «Назови произведение»


- Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).

-В этом произведении сорока лишилась хвоста. ( М.М.Пришвин «Выскочка»).

-Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ( Е.И. Чарушин «Кабан»).

-Этому герою пришлось учиться жить самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»).

-Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн «Барбос и Жулька»).

-Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. ( Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»).


2. Страница «Найди пару»

Слайд 5


- Соедините фамилию автора с названием его произведения.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»

.И.Куприн «Кабан»

В.П.Астафьев «Приёмыш»

Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»


3. Страница «Угадай героя»


Слайд 6


-Почти в каждом прочитанном вами произведении этого раздела героем является собака или птица. Перед вами на доске клички собак и птиц, возле каждой указан номер. Ваша задача: выслушав описание собаки или птицы, которое я зачитаю, угадать её и поднять жезл с правильным номером.


- Читает описание собак и птиц.

1.«Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4

2«Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) 2

3.«Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько) 1

4.«Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) 3

5.«Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) 6

6.«Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) 5

4. Страница «Найди лишнее»


Слайд 7


- А сейчас будете работать в паре, возьмите карточку № 2 на ней в четыре столбика записаны герои разных произведений. Ваша задача: узнать произведение по его героям и в каждом столбике найти лишнего героя, т.е. героя не из этого произведения. Под каждым столбиком подпишите название произведения и автора.


Тарас

Выскочка

Кабаны

Вожак

Приёмыш

Вьюшка

Ягуар

Феня

Соболько

Стриж

Марал

Мальчишки

Выскочка

Сороки

Василий

Стрижонок Скрип





Прием: « Земля, вода воздух, огонь,»

Учитель организует эмоциональную разгрузку под музыку , объясняет правила выполнения.



5. Страница «Инсценирование»


- Ребята подготовила для вас небольшие отрывки из прочитанных произведений. Вам необходимо отгадать героев, из какого произведения этот отрывок и кто его автор.
































6.Страница «Народная мудрость»


Слайд 8


- Попрошу группы занять свои места. Возьмите карточку № 3. Перед вами пословицы о природе. Ваша задача: подобрать к началам пословиц их вторые части. Если вы всё сделаете правильно, то из буквенных сочетаний, расположенных возле вторых частей, составится фраза.

Лес и вода - лето кончается. ОД

Худо лето, у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР

У леса есть уши, а соловей кончает. ПР


- Какая фраза у вас получилась?


7. Страница «Это интересно»


-Часто человека – его внешность, манеру поведения, характер – сравнивают с животными (птицами). Сейчас проверим, какие вы наблюдательные. Про кого так говорят:

Длинноногий, как…(журавль).

Мудрый, как…(сова, ворон).

Надутый, как…(индюк).

Каркает, как…(ворона).

Разодетый, как…(павлин).

Голосистый, как…(соловей).

Походка плавная…(лебединая).

Болтливый, как…(сорока).

Большеглазый, как …(филин).







фронтальная работа

- отвечают на вопросы, проверяют по слайду, контролируют свою деятельность и деятельность партнеров, вносят необходимые коррективы, оценивают
















Индивидуальная работа по карточкам.

Выполнив задание, обмениваются карточками и проводят взаимопроверку по слайду, оценивают.










Слушают, угадывают, показывают номер, проверяют по слайду, оценивают свою работу.





































- Работают в паре. Проверяют, оценивают.




- в 1 столбике лишняя Выскочка, произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;

во 2 столбике лишний Стриж, произведение М.М.Пришвина «Выскочка»;

в 3 столбике лишний Василий, произведение Е.И.Чарушина «Кабан»;

в 4 столбике лишняя Феня, произведение В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».





Дети показывают с помощью рук, наполнение тела организма кислородом, движение языков пламени, движения в воде.




1. группа

1.«Не скучно тебе, дедушка? Жутко одному-то в лесу?»

2.«Одному? Тоже скажет… Я тут князь князем живу. Всё у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю всё. Сердце радуется в другой раз посмотреть на божью тварь».

Слушают, дают ответ: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш», Тарас


  1. группа.

1.«Скачи назад».

2.«Скачи как надо».

3.«Как всему сорочьему обществу надо!»

4.«Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется».

Слушают, дают ответ: М.М.Пришвин «Выскочка, сороки.


3 группа.

  1. 1.«Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька! Обратно! Я вас!»

  2. «Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев – в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер».

Слушают. дают ответ: Е. И. Чарушин «Кабан»











Работа в группах. Составляют пословицы, проверяют, хором читают фразу. Люби природу! Оценивают работу.

















Фронтальная работа. Дополняют фразу.


 





+





















+














+








































+
























+








































+




















+


 





+





















+














+








































+
















+








+








































+




















+


 





+





















+














+








































+
























+








































+




















+






+





















+














+








































+
























+








































+




















+






+





















+














+








































+
























+








































+




















+

IV. Итог урока. Рефлексия

 5 мин.

Подведение итогов.

- Какой раздел мы закончили изучать?

- Как вы думаете, какой главный смысл произведений, которые включены в раздел «Природа и мы»?


Слайд 9

- Прочитайте хором


«Любите родную природу -озера, леса и поля.

Ведь, это же наша с тобою навеки родная

земля.

На ней мы с тобою родились,

живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе мы к ней

относиться добрей.

- О природе мы говорили сегодня очень много, а причём же здесь МЫ?



- Верно, ребята. Каждый автор этого раздела донёс до нас идею большой любви к природе. Погубив природу, мы погибнем сами. Ведь природа даёт нам очень многое. Нам есть чему поучиться у её обитателей. Но самая большая ценность, которую человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: « Здоровому всё здорово»!


Послушайте, пожалуйста, притчу:

«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.

Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».

-Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!

Рефлексия.

- Назовите произведения этого раздела, которые вам особенно понравились.

- Чем запомнился сегодняшний урок?

- Какое задание было самым интересным?

- Оцените свою работу на уроке.


Домашнее задание:

Я советую вам взять и почитать дома книги о природе разных авторов.


отвечают на вопросы, делают выводы

- «Природа и мы»


- взаимоотношения человека и природы.




- читают текст.











- Необходимо любить природу, беречь её, не забывать того, что мы являемся её частью.












































- отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ.


- оценивают свою работу и работу одноклассников.





 +






























































+

































 +






























































+


















+






























































+

































+






























































+






























































+



Приложение


Карточка №1 «Найди пару»


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»

А.И.Куприн «Кабан»

В.П.Астафьев «Приёмыш»

Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»




Карточка №2 «Найди лишнее»


Тарас

Выскочка

Кабаны

Вожак

Приёмыш

Вьюшка

Ягуар

Феня

Соболько

Стриж

Марал

Мальчишки

Выскочка

сороки

Василий

Стрижонок Скрип



Карточка №3 «Народная мудрость»


Лес и вода - лето кончается. ОД

Худо лето, у поля – глаза. У!

Ласточка весну начинает, родные брат и сестра. ЛЮ

Одна ласточка когда солнца нету. БИ

Отщебетали пичужки – не делает весны. ИР

У леса есть уши, а соловей кончает. ПР




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!