СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»" в 2 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»" в 2 классе»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Уросова Ксения Александровна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №2»

Дата: 09.11.2023 Класс:

Предмет литературное чтение

Тема урока «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»».

Цель(начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): знакомство с биографией Н. Носовым, его произведениями «Заплатка» и «На горке» и проанализировать поступки героев рассказов.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Формировать знание о рассказах Н. Носова «Заплатка» и «На горке».

Формировать умение сравнивать героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке».

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знают рассказы Н. Носова «Заплатка» и «На горке».

Умеют сравнивать героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке».

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение сравнивать объекты (героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке»);

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»»;

Развивать умение выстраивать последовательность выбранных действий через составление плана работы на уроке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П.: сравнивают объекты (героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке»);

К.: строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»»;

Р.: выстраивают последовательность выбранных действий через составление плана работы на уроке.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда через беседу по теме урока.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрируют осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда через беседу по теме урока.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем о рассказах Н. Носова «Заплатка» и «На горке»

Научимся сравнивать героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке»

Тип урока: открытие новых знаний

Принципы обучения: доступности, наглядности

Методы обучения: словесный, практический, наглядный

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная

Средства и формы контроля: прием самооценки через цвет, опрос по окончанию урока

Оборудование для обучающихся: раздаточный материал с рассказами Н. Носова «Заплатка» и «На горке», тетради по литературному чтению

Оборудование для учителя: раздаточный материал с рассказами Н. Носова «Заплатка» и «На горке»

Основные термины, понятия, определения, правила:

О формление классной доски.

Девятое ноября.

Классная работа.

«Сравнение героев рассказов Н. Носова»

Николай Николаевич Носов (23.11.1908 – 26.07.1976 гг.)



Бобка

- Поленился

- Стало стыдно

- Пришил сам

- Понравилось трудиться



Котька Чижов

- Поленился

- Стало стыдно

- Исправил свою ошибку

- Понравилось трудиться



План:

1. Изучим рассказы

2. Охарактеризуем героев

3. Сравним героев

















Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Мотивационный этап


- Добрый день, класс, меня зовут Ксения Александровна, и сегодня ваш урок литературного чтения проведу я. У вас на партах должен лежать лист с рассказами, пенал и дневник. Проверьте друг друга, если есть что-то лишнее, то убираем и присаживаемся.


Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»».

- Все мы в жизни совершаем какие-либо поступки.

- Поднимите руку те, кто совершал хорошие, добрые поступки. Какие хорошие поступки вы совершали? А есть ли среди вас те, кто совершал неправильные поступки, те поступки, за которые вам было стыдно?

- А встречались ли вы в произведениях с героями, которые совершали неправильные поступки?

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с героями рассказов одного автора, и посмотреть какие поступки совершают его герои.

- Автор, с чьими рассказами я хочу вас познакомить – Николай Николаевич Носов – русский советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист.

- Вы можете записать его фамилию и имя себе в тетради по литературе. Помним о правилах посадки: ваша спина должна упираться в спинку стула, ноги стоять на полу, также не забываем правильно держать ручку.

- Мы не будем рассматривать его биографию сегодня более подробно, так как вы еще познакомитесь с этим автором в будущем, а нас сегодня ждет большая работа.




Подымают руки те, кто совершал хорошие поступки, рассказывают, какие хорошие поступки совершили. Подымают руки те, кто совершал недобрые поступки.

- Да, мы встречались с героями, которые совершали недобрые поступки.







Николай Николаевич Носов (23.11.1908 – 26.07.1976 гг.)

Постановка учебной задачи, целей урока.


Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»». Выстраивают последовательность выбранных действий через составление плана работы на уроке.

- Тема нашего урока «Сравнение героев рассказов Н. Носова».


- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.



- Попробуем составить план работы на уроке. Что мы сделаем в первую очередь? Во вторую?...


План:

1. Изучим рассказы

2. Охарактеризуем героев

3. Сравним героев




- Цель – познакомиться с произведениями Н. Носова и проанализировать поступки героев рассказов.

Совместно с учителем составляют план работы на уроке.

Реализация выбранного плана 1

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»». Знают рассказы Н. Носова «Заплатка» и «На горке».


- Предлагаю ознакомиться с рассказом Николая Носова «На горке» следующим образом, будем читать по цепочке, я начну читать произведение, а потом попрошу продолжить вас до тех пор, пока я вас не остановлю. По ходу чтения, вы можете помечать карандашом непонятные для вас слова, по окончанию чтения мы их разберём.

Словарная работа, в случае, если были слова, которые ученики не поняли.

Фанера – тонкая деревянная пластинка для оклейки поверхности других деревянных изделий.

Дворницкая – помещение для дворника.


По ходу опроса вывешиваются опорные слова.

- Кто главный герой рассказа «На горке»?


- Как вы считаете, почему Котька не пошел строить горку с ребятами?

- Что почувствовал Котька Чижов, когда на него обозлились ребята, которые строили горку?

- Что сделал Котька, после того как его пристыдили ребята?

- А как потом Котька отнесся к тому, что помог построить заново горку?

Котька Чижов

- Поленился

- Стало стыдно

- Исправил свою ошибку

- Понравилось трудиться


Распределяются по ролям и читают рассказ Н. Носова «На горке».






Разбирают непонятные слова из текста вместе с учителем.








- Главный герой рассказа «На горке» - Котька Чижов.

- Котька не пошел строить горку с ребятами, потому что поленился.

- Котька почувствовал стыд, когда ребята начали его ругать за совершенный поступок.

- Котька исправил свою ошибку, засыпав снова горку снегом.

- Ему понравилось строить горку, понравилось трудиться.

Динамическая пауза


- Я вижу, что вы немного устали, встаньте из-за парт и немного отдохнем.

Все ребята дружно встали                

И на месте зашагали.                

На носочках потянулись,        

А теперь назад прогнулись.        


Как пружинки мы присели        

И тихонько разом сели.                




Выпрямиться.

Ходьба на месте.

Руки поднять вверх.

Прогнуться назад, руки положить за голову.

Присесть.

Выпрямиться и сесть.

Реализация выбранного плана 2

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»»; Знают рассказы Н. Носова «Заплатка» и «На горке».


- Познакомимся с рассказом Николая Носова «Заплатка». Предлагаю ознакомиться с произведением также по цепочке. Все помнят, как мы читаем по цепочке? Помним, по ходу чтения, вы можете помечать карандашом непонятные для вас слова, по окончанию чтения мы их разберём.

Словарная работа, в случае, если были слова, которые ученики не поняли.

По ходу опроса вывешиваются опорные слова.

- Кто главный герой рассказа «Заплатка»?



- Как вы думаете, почему Бобка сам не зашил штаны в начале?

- Что почувствовал Бобка, когда вышел в рваных штанах гулять?

- А что сделал Бобка после того, как его пристыдили ребята?

- Как Бобка относится к труду после того, как сам потрудился и зашил штаны?

Бобка

- Поленился

- Стало стыдно

- Пришил сам

- Понравилось трудиться


Читают произведение Носова по одному предложению, начиная с первого ряда.





Разбирают непонятные слова из текста вместе с учителем.


- Главный герой рассказа «Заплатка» - Бобка.


- Бобка не зашил самостоятельно свои штаны, потому что поленился.

- Бобка почувствовал стыд.

- После того, как Бобку пристыдили ребята с улицы, он самостоятельно зашил штаны.

- Бобке понравилось трудиться.

Реализация выбранного плана 3

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»». Умеют сравнивать героев рассказов Н. Носова «Заплатка» и «На горке».

- Мы познакомились с рассказами Носова «Заплатка» и «На горке» и с главными героями этих рассказов – Бобкой и Котькой Чижовым.

Сравнение на основании описания героев.

- Попробуем сравнить этих двух героев. Кто мне скажет, что значит сравнить? А как вы думаете, чего больше у героев общего или различий?


- Предлагаю вам поработать в паре. Кто напомнит мне правила работы в паре? Слушайте задание. Устно, в парах сравните Бобку и Котьку, какие у героев различия, что общего у героев, опираясь на составленные нами описания на доске. На работу я вам даю 3 минуты.



- Чья пара готова представить различия Бобки и Котьки?



- Кто представит, что нашел общего у героев? Есть ли что-то еще общее?





- Как главные герои труда относятся к чужому труду? А правильно ли так относиться? А как нужно относиться к труду?





- Труд играет одну из главных ролей в жизни людей, поскольку большинство вещей, потребляемых человеком - это продукты чьего-то труда. Человек создает и потребляет продукты труда, поэтому важно ценить и уважать не только чужой труд, но и свой.

- Какой вывод мы можем сделать?


Изображения Бобки и Котьки Чижова с описаниями.





- Сравнить – значит найти общее и различия. У героев рассказов Носова больше общего, чем различий.



- При работе в паре нужно быть дружными, слушать друг друга, уважать…



Работают в парах над общими чертами героев и над их различиями.



- Герои рассказов оказались в разных ситуациях. Бобка порвал свои любимые штаны, а Котька засыпал песком горку.

- Бобка и Котька оба поленились и не потрудились в начале своих рассказов. Потом они испытали стыд за свою лень. А после того, как они попробовали потрудиться – им понравился труд.

- Главные герои рассказа относятся к чужому труду недобросовестно. Относиться к труду так, как сделали это Котька и Бобка нельзя, потому что нужно уважать чужой труд, ценить, относиться к чужому тружу бережно.







- Что труд играет важную роль в нашей жизни, мы должны ценить свой труд и труд другого человека.

Рефлексия

строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей по теме «Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и «Заплатка»»;

- Какая у нас была тема? Какую цель мы поставили? Достигли ли мы её?







- Что нового вы узнали на уроке?





- Оцените свою работу на уроке с помощью листов самооценки. У вас на листах написаны виды деятельности, которыми мы занимались на уроке, поставьте галочку или плюсик в клеточке той деятельности, в которой вы принимали участие. По окончанию заполнения попрошу вас сдать листы самооценки на учительский стол.


- Откроем дневники и запишем домашнее задание. Домашнее задание:

Найти и прочитать любой рассказ Н. Носова и составить описание главного героя или нарисовать главного героя.


- Тема нашего урока была «Сравнение героев рассказов Н. Носова». Цель – познакомиться с писателем Н. Носовым, его произведениями и проанализировать поступки героев рассказов. Мы достигли поставленной цели.


- Мы узнали о том, что есть такой писатель, как Николай Носов, познакомились с его произведениями.


Оценивают свою работу на уроке с помощью листов самооценки.








Записывают в дневники домашнее задания.



Карточка самооценки


Вид деятельности

Я участвовал(а) в чтении по цепочке


Я участвовал(а) в составлении описания героев


Я участвовал(а) в парной работе


Я узнал(а) что-то новое




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя