Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1Мотивация. Цель: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. | - «Верно ли утверждение одного мудреца: «Не для школы, а для жизни мы учимся». (Почему вы так считаете?) -В кого мы превращаемся на уроке литературного чтения? -А какое чувство влечёт нас к исследованию? -Назовите наших помощников. Итак, вы готовы открывать новые литературные секреты? Тогда вперёд! | Опровергают либо доказывают смысл данного утверждения В настоящих исследователей. Чувство любопытства. Дети называют членов МС Консультантов. Готовы открывать новые секреты. | Личностные: мотивация учения. Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: выявить уровень знаний и индивидуальных затруднений. | а)чистоговорка «Ехал Грека….. Грек не растерялся, с раком распрощался и на развилке 3-х дорог из камней слова извлёк. -А какие бывают загадки? -Что их объединяет? Различает? б) рассказать загадку, которую вы сами сочинили Ваши загадки будут авторские или народные? Интересно, что ждёт вас впереди? в) показ отрывка мультфильма (С. Козлов» Ёжик в тумане») https://www.youtube.com/watch?v=6jZ2G--y1hw А кто написал эту сказку? (молодцы! Всем беззвучные аплодисменты) -Какие произведения С. Козлова вы знаете? Сегодня мы в гостях у С. Козлова Познакомимся ещё с одной сказкой. Сказка мудростью богата, Скажем сказке: «Приходи!» Это присказка, ребята, Сказка будет впереди. | Произносят чистоговорку, определяют слово Загар-р + ягодки- го -я Ответы детей. (спросить5-человек) Дети делают вывод: сочинили сами, а обучающиеся класса их только узнали. Смотрят, узнают героев мультфильма, отвечают. Ответы детей. | Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивание усваимого содержания |
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: - доказать, что это сказка авторская, определить есть ли в ней черты народной сказки. | - А что за сказка, мы узнаем на страницах нашего учебника – стр.59 Сможем ли мы доказать, что это сказка авторская? Как? Тогда определите учебные задачи урока. А можем ли мы предположить, что в этой сказке есть черты народной сказки? | Ученики читают, определяют название сказки. Объясняют свой выбор – прочитать и проанализировать. Дети определяют. Дети предполагают и доказывают. | Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. |
Физминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение учебной задачи, способ выхода из затруднений 5.Реализация построенного проекта | -Знаете ли вы, что такое омут? Как понимаете выражение «чёрный омут»? -Где можем проверить эту информацию? Что ещё заметили в записи заголовка? Возможно, это персонаж сказки? Чтение сказки учителем (Страшно, я первая вхожу, вы за мной) -Понравилась сказка? Какие чувства испытали? - Кто же герой нашего рассказа? - Что вы о нём узнали? Вы переживали? -В каких сказках мы переживаем вместе с героем? - Вы готовы войти в сказку? - Найдите эпизоды встреч зайца с заклятыми врагами. Как он себя вёл? -Значит, он стал каким? (смелым) -А чего стал опасаться филин? -Почему стали опасаться его враги? (обретя смелость, он стал сильнее духом) - Значит, наш вывод, сделанный ранее, оказался верным? | Идёт словарная работа(омут-глубокая яма на дне реки или озера(Поэтому вода в этом месте кажется чёрной) Источник информации –учебник стр. 110. Слово пишется с большой буквы. Размышления детей. Эмоционально настраиваются. (следят и слушают), отвечают на вопросы. В авторских сказках. Чтение сказки по – цепочке. Выборочное чтение. Прошёл мимо волка, посвистывая, Прошёл мимо лисы, не повернув головы, Не встал, когда к нему подошёл филин. Дети доказывают. Дети подтверждают, делают вывод: переживаем вместе с героем только в авторских сказках. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. Личностные: оценивание усваимого содержания |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | Предлагаю работу в паре «Одна голова хорошо, а две - лучше» -Сравним характеры Зайца из русских народных сказок («Заюшкина избушка») -Каков заяц из этой сказки? Как жилось ему в начале сказки? Сколько раз автор повторяет слово «боялся»? -Какой вопрос Заяц задал Чёрному омуту? -Что ответил омут? -Как понимаете выражение» Время шуршит»? (уходит) -Это возможно в русских народных сказках? -Встречались ли вам размышления о времени в других сказках С.Козлова? | Работа в парах. Дети сравнивают. Вывод: в народных сказках заяц всего боится (трусишка),герой слабый, но хитрый. Ответы детей. Вывод: в авторской сказке заяц наделён способностью думать, рассуждать В сказке «Правда, мы будем всегда?» | Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. |
7 Самостоятельная работа. Цель: построение нового способа действий | Отгадывание шифра. -Отгадав шифр, вы узнаете, кто сыграл в судьбе зайца решающую роль? -Вернёмся к заголовку, что мы теперь можем сказать про Омут? Чтение сказки про себя (жужжащее чтение) | Работа в группах. 0тгадывают шифр. Приходят к выводу: Омут дважды помог зайцу обрести смелость. Читают сказку про себя. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. |
8.Включение в систему знаний и повторения | -Как ёщё можно доказать, что сказка авторская? -Эту сказку можно разбить на 3 части (подсказка помощников) -Какими словами заканчивается 1 часть? -Как начинается 3 часть? -Какую русскую народную сказку напоминает вам 2 часть сказки? -Мы доказали, что сказка авторская? (беззвучные аплодисменты) | Дети доказывают: литературная речь, наличие контекста. (зачитывают) -Иди и не бойся! -Пришла осень.. «Колобок». Да! Вывод: в основе авторской сказки лежит сюжет народной сказки «Колобок». Видим принцип накопления героев, наличие конфликта, переполоха. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
9. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | - А сейчас сюрприз. Прочитайте личное досье на Сергея Козлова. стр 62 Что ещё нового открыли? Вы знаете эту песенку? (аудиозапись песенки)»Я на солнышке лежу» Хотите быть соавторами ? Сочинить своё продолжение к этим двум строчкам. Рассмотрите карту самооценки. Оцените себя. Д.з Читать сказку по ролям. -Кто работал» до поту, чтобы поесть в охоту»? | Он ещё и поэт, сочиняет песенки. Дети слушают аудиозапись песенки) , подбирают продолжение к строчкам. Оценивают собственные достижения и результаты на линейке достижений знаком (?, !) Ответы детей. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |