СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме: В.А. Жуковский «Песня», «Ночь».

Категория: Литература
Тема: Песня 48

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия нового знания по теме: В.А.Жуковский "Песня", "Ночь".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: В.А. Жуковский «Песня», «Ночь».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ


Ф.И.О. участника: Синофеева Лариса Анатольевна

Тема урока: В.А. Жуковский «Песня», «Ночь»

Класс:

Цель урока: Организация деятельности направленной на ознакомление со стихотворениями В.А.Жуковского «Песня», «Ночь».

Задачи урока:


Дидактические:

  1. Актуализировать знания о жанре басня через проверочную работу;

  2. Формировать знания о понятии строфа, рифма через чтение и анализ стихотворений;

  3. Формировать умение выполнять анализ стихотворений В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»


Развивающие:

  1. Р: Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  2. П: Развивать умение формулировать цель урока с помощью вступительной беседы;

  3. К: Развивать умение признавать возможность существования разных точек зрения в процессе выполнения парного задания


Воспитательные:

  1. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении задания в паре;

  2. Воспитывать соблюдение правил здорового образа жизни через сохранение валеологического режима;

  3. Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, через выразительное прочтение стихотворений









ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

С: Беседа

Приветствует обучающихся.


-Добрый день, ребята! Сейчас урок литературного чтения.


-Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошо поработать на уроке, открыть для себя новые знания..

Приветствуют учителя.



Ф

ТСО

Самоконтроль




Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).





С: Беседа













П: Упражнение







С: Беседа

Актуализирует знания прошлых уроков.


- Ребята, с каким жанром вы познакомились на предыдущих уроках?

- Что такое басня?







-Для того чтобы лучше вспомнить отличительные черты басни, выполним следующее задание: на доске будут появляться определения, вам нужно сказать, какое это понятие.

Нравоучение, служащее уроком

Насмешка над кем-то или чем-то

Иносказание или сравнение с животными, растениями, сказочными персонажами

Человек, написавший басню

- Сейчас мы выполним небольшое задание в парах. Как нужно работать в паре?

-У вас на столах карточки с заданием. Вам нужно соединить автора с произведением, которое он написал.

«Мартышка и очки» И. Хемницер

«Стрекоза и муравьи» И. Крылов

«Муха» Л. Толстой

«Кукушка» А. Измайлов

«Друзья» В.А. Жуковский

«Песня», «Ночь» И. Дмитриев



- Молодцы. А какое из этих произведений вы ещё не изучали?

- Да, верно. Значит тема нашего урока будет какая?

- Правильно. Какую для себя цель вы поставите на уроке?


-А теперь поставим задачи на урок с помощью слов-помощников: узнать, прочитать, научиться, проверить

Вспоминают пройденный материал.

-Басня


-Басня – это небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей.






-Мораль

-Ирония

-Аллегория


-Баснописец

-Договариваться, слушать мнения друг друга.




«Мартышка и очки» И. Крылов

«Стрекоза и муравьи» Л. Толстой

«Муха» И. Дмитриев

«Кукушка» А. Измайлов

«Друзья» И. Хемницер

«Песня», «Ночь» В.А. Жуковский


-Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Познакомится с произведениями В.А. Жуковского «Песня», «Ночь».

-Узнать биографию В.А. Жуковского

Прочитать произведения «Песня» и «Ночь»

Научиться анализировать произведения

Проверить умение анализировать произведение

Ф

ТСО


















Карточки







ТСО















Самоконтроль




Контроль








Актуализируют знания о баснях

К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику


П: С помощью педагогического работника формулировать цель,


Р: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



















Договариваются и приходят к общему решению












Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.

С: Рассказ































С: Беседа










С: Рассказ















С: Беседа































С: Беседа

























С: Рассказ

















С: Беседа
























Рассказывает биографию автора.

- Что вы знаете о В.А. Жуковском?

- Какие произведения В.А. Жуковского вы изучали?

-Верно. Молодцы. Сейчас вспомним о биографии Василия Андреевича Жуковского.


В А. Жуковский (1783-1852) – русский поэт, академик, переводчик, друг А.С. Пушкина. 

Поэт рос и воспитывался в имении своего отца – помещика Бунина. Матерью В.А. Жуковского была турчанка Сальха. Фамилию и отчество поэт получил от крестного отца – Андрея Жуковского, бедного дворянина. Учился В.А. Жуковский в частном пансионате в Туле, а потом в Благородном пансионе при Московском университете, где он написал свои первые стихи. Жуковский любил свою Родину и В 1812 году он вступил в ряды ополчения и защищал Москву от войск Наполеона. Потом он был учителем русского престола Александра II.

Жуковский – автор множества стихотворений, поэм, баллад, сказок и переводов.


- Итак, что вы узнали нового?

-А может уже что-нибудь знали?


Читает выразительно стихотворение.

-Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями В.А. Жуковского. И первое стихотворение называется «Песня». Сейчас я вам его прочитаю. Закройте глаза сядьте правильно, слушайте внимательно.


-Какие вы представили картины, слушая стихотворение?

-Стихотворение называется «песня», а можете ли вы представить себе музыку читая его?

-Какую мелодию представляете?

-Какие строки вам очень понравились?

-Как думаете, с каким настроением писал автор данное стихотворение?

-О чём он мог размышлять?

-А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение.


Организует деятельность по анализу стихотворения.


- Сейчас мы будем читать по строфам. Кто знает, а это как?


- Ребята, строфа – это определенное сочетание строк , которое повторяется на протяжении всего стиха.


- Итак, читаем первую строфу. Какие слова непонятны?


-Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое благодатны дни?


- Читаем вторую строфу. Как вы понимаете словосочетание ненастная зима?

- Читаем третью строфу. Какое слово тут неясно?


-Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое уповать?


- И читаем последнюю, четвертую строфу. Скажите, что обозначает слово «иная»?


-Отлично. Ребята, а что такое рай?


-Рай — это место, где души умерших пребывают в вечном блаженстве. То есть это место успокоения души человека.


- Читаем первые две строфы. Почему скоро наступят благодатные дни?


- С чем сравнивается счастье? Прочитайте.


- Получается, что роза у поэта – это символ счастья.


- Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт?


- А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным?


- Прочитаем 3 и 4 строфу. Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему?


- Итак, на что должен человек всегда надеяться?


- Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении?


-Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение.


Организует физкультминутку.


Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево)


-Ребята, кто помнит, как называется второе стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся?


Читает выразительно стихотворение.


-Внимательно послушайте выразительное чтение данного стихотворения.


- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?


-А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение.


Организует деятельность по анализу стихотворения.


- Ребята, посмотрите на стихотворение. А сколько же в нем строф? Напоминаю, что для того чтобы определить, сколько строф в стихотворении, необходимо проследить за рифмой, ритмом и смысловым единством. Прочитайте стихотворение самостоятельно и предположите, сколько в нем строф.


-Хорошо, давайте прочитаем первую. Какие слова непонятны?


Утомившийся – усталый

Багряный – насыщенный красный цвет

Лазурный – светло-синий

Свод – видимая с Земли часть неба


- Какую картину описывает автор в этой строфе?


- Читаем вторую строфу. Какие слова непонятны?


Эфир – в древнегреческой мифологии: верхний слой воздуха, местопребывание богов.

Геспер – божество вечерней звезды


- О чем говорится в этой строфе?



- Читаем следующую строфу. Какие слова непонятны?


Забвенье – утрата памяти о чем-либо

Фиал – целебный успокоительный напиток


- В этой строфе мы видим обращение лирического героя к ночи, как к живому существу. Какая просьба звучит в словах лирического героя?


- Читаем последнюю строфу. Какие слова непонятны?


Миротворный – успокоительный, несущий с собой мир

Усыпительное (пенье) – пение, которое усыпляет

Томимый – подвергающийся мукам


- С кем поэт сравнивает ночь?


- Что хотел сказать автор в этой строфе?



- Из этого мы можем сделать вывод, что ночь особенным образом влияет на людей.

-Тогда какие она вызвала чувства у лирического героя Жуковского?


-Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение.

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение.

- «Жаворонок», «Птичка»
























Высказывают свое мнение.



Слушают учителя.







Анализируют стихотворение.

Высказывают свое мнение.











Читают и анализируют стихотворение.


-По частям







-Благодатны дни.



-Это радостные дни.



-Была плохая погода. Не было ясных деньков.

-Уповай



-Верить во что-то



-Другая



Высказывают свое мнение.






-Так как скоро наступит весна



-Розою прекрасной сердце расцветет.




-Сердце отдыхает, ждет весны.



-Оно становится ясным с приходом весны.


-Нужно верить в то, что есть где-то край, где всегда весна.


-На лучшее, верить только в хорошее.

-В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее.

Читают выразительно стихотворения.



Повторяют движения за учителем.















- «Ночь»




Слушают учителя.





Высказывают свое мнение.


Читают стихотворение.



Анализируют стихотворение.



-Четыре








-Утомившийся, багряный, лазурный, свод.







-Закат. Солнце уходит, наступает темнота.


-Эфир, Геспер







-Наступила ночь, появляются звезды на небе.


-Забвенье, фиал






-Сойти к людям и дать мира.





-Миротворный, усыпительный, томимый.








-С мамой


-Чтобы ночь наступила, усыпила и успокоила людей.




-Покой, умиротворение, исцеление.


Читают выразительно стихотворение.

Ф










































Ф
















































Ф



































Ф













































Ф

ТСО





































Учебник



















ТСО




















Учебник























ТСО
























Учебник




















ТСО






















Учебник








ТСО











Контроль

































Контроль
















































Контроль















































Контроль





























Контроль



























Демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы




Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н


Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;



Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей




Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;




















Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н









Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей





К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику,


































П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;








К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение









К: Признавать возможность существования разных точек зрения;

































П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;





К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение






К: Признавать возможность существования разных точек зрения;




























Приобретение эстетического опыта слушания












Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;





























































Соблюдение правил здорового образа жизни










Приобретение эстетического опыта слушания,










Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;


Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

П: Упражнение




























С: Беседа




Организует проверку усвоения знаний.

-Итак, ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задания на карточках. Внимательно читайте задания и их выполняйте.


1 задание.

Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Песня»?



2 задание.


С чем В.А. Жуковский сравнивает счастье в стихотворении «Песня»?


3 задание.


Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Ночь»?



4 задание.


С чем В.А. Жуковский сравнивает ночь в стихотворении «Ночь»?


Организует взаимопроверку по эталону.



-Сейчас обменяйтесь карточками с соседом. На экране правильные ответы. Если ваш сосед ответил верно или правильно размышлял, то ставим «+», если неправильно, то «-». Если все 4 – «+», то ставим отметку 5, если 3 – «+», то 4, если 2 – «+», то 3 и если 1 – «+», то 2.


-У кого 5, 4, 3, 2?


- Что можем посоветовать ребятам, которые получили отметки 3 и 2?

Выполняют задание.





1 задание.

В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее.

2 задание.


С сердцем



3 задание.


Ночь по-разному влияет на человека. Она может успокаивать, исцелять, умиротворять человека.

4 задание.


-С мамой



Проверяют работы друг друга по эталону.











Высказывают свое мнение.

И


























П










Ф

Карточки

























ТСО

Самоконтроль

























Взаимоконтроль








Контроль









Закрепляют знания о произведениях В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь»


























Р: Устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;


Действиеоценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания

С: Беседа

Подводит итоги урока.


- Что изучали на уроке?




-О чем были данные произведения?


Запишите домашнее задание: выразительно читать, отвечать на вопросы.

Подводят итоги урока.


-Повторили биографию В.А. Жуковского и изучили его произведения «Песня» и «Ночь»


Высказывают свое мнение.

Ф

ТСО

Контроль


К: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!