Постановка учебной задачи | Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий). | С: Беседа П: Упражнение С: Беседа | Актуализирует знания прошлых уроков. - Ребята, с каким жанром вы познакомились на предыдущих уроках? - Что такое басня? -Для того чтобы лучше вспомнить отличительные черты басни, выполним следующее задание: на доске будут появляться определения, вам нужно сказать, какое это понятие. Нравоучение, служащее уроком Насмешка над кем-то или чем-то Иносказание или сравнение с животными, растениями, сказочными персонажами Человек, написавший басню - Сейчас мы выполним небольшое задание в парах. Как нужно работать в паре? -У вас на столах карточки с заданием. Вам нужно соединить автора с произведением, которое он написал. «Мартышка и очки» И. Хемницер «Стрекоза и муравьи» И. Крылов «Муха» Л. Толстой «Кукушка» А. Измайлов «Друзья» В.А. Жуковский «Песня», «Ночь» И. Дмитриев - Молодцы. А какое из этих произведений вы ещё не изучали? - Да, верно. Значит тема нашего урока будет какая? - Правильно. Какую для себя цель вы поставите на уроке? -А теперь поставим задачи на урок с помощью слов-помощников: узнать, прочитать, научиться, проверить | Вспоминают пройденный материал. -Басня -Басня – это небольшое произведение в стихах или прозе, в котором аллегорически обрисовываются человеческие поступки, социальные отношения, высмеиваются пороки людей. -Мораль -Ирония -Аллегория -Баснописец -Договариваться, слушать мнения друг друга. «Мартышка и очки» И. Крылов «Стрекоза и муравьи» Л. Толстой «Муха» И. Дмитриев «Кукушка» А. Измайлов «Друзья» И. Хемницер «Песня», «Ночь» В.А. Жуковский -Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь». -Произведения В.А. Жуковского «Песня», «Ночь». -Познакомится с произведениями В.А. Жуковского «Песня», «Ночь». -Узнать биографию В.А. Жуковского Прочитать произведения «Песня» и «Ночь» Научиться анализировать произведения Проверить умение анализировать произведение | Ф | ТСО Карточки ТСО | Самоконтроль Контроль | Актуализируют знания о баснях | К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику П: С помощью педагогического работника формулировать цель, Р: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; | Договариваются и приходят к общему решению |
Учебное действие | «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание). Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения. Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий. | С: Рассказ С: Беседа С: Рассказ С: Беседа С: Беседа С: Рассказ С: Беседа | Рассказывает биографию автора. - Что вы знаете о В.А. Жуковском? - Какие произведения В.А. Жуковского вы изучали? -Верно. Молодцы. Сейчас вспомним о биографии Василия Андреевича Жуковского. В А. Жуковский (1783-1852) – русский поэт, академик, переводчик, друг А.С. Пушкина. Поэт рос и воспитывался в имении своего отца – помещика Бунина. Матерью В.А. Жуковского была турчанка Сальха. Фамилию и отчество поэт получил от крестного отца – Андрея Жуковского, бедного дворянина. Учился В.А. Жуковский в частном пансионате в Туле, а потом в Благородном пансионе при Московском университете, где он написал свои первые стихи. Жуковский любил свою Родину и В 1812 году он вступил в ряды ополчения и защищал Москву от войск Наполеона. Потом он был учителем русского престола Александра II. Жуковский – автор множества стихотворений, поэм, баллад, сказок и переводов. - Итак, что вы узнали нового? -А может уже что-нибудь знали? Читает выразительно стихотворение. -Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями В.А. Жуковского. И первое стихотворение называется «Песня». Сейчас я вам его прочитаю. Закройте глаза сядьте правильно, слушайте внимательно. -Какие вы представили картины, слушая стихотворение? -Стихотворение называется «песня», а можете ли вы представить себе музыку читая его? -Какую мелодию представляете? -Какие строки вам очень понравились? -Как думаете, с каким настроением писал автор данное стихотворение? -О чём он мог размышлять? -А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение. Организует деятельность по анализу стихотворения. - Сейчас мы будем читать по строфам. Кто знает, а это как? - Ребята, строфа – это определенное сочетание строк , которое повторяется на протяжении всего стиха. - Итак, читаем первую строфу. Какие слова непонятны? -Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое благодатны дни? - Читаем вторую строфу. Как вы понимаете словосочетание ненастная зима? - Читаем третью строфу. Какое слово тут неясно? -Прочитайте толкование слова в учебнике. Как вы поняли, что такое уповать? - И читаем последнюю, четвертую строфу. Скажите, что обозначает слово «иная»? -Отлично. Ребята, а что такое рай? -Рай — это место, где души умерших пребывают в вечном блаженстве. То есть это место успокоения души человека. - Читаем первые две строфы. Почему скоро наступят благодатные дни? - С чем сравнивается счастье? Прочитайте. - Получается, что роза у поэта – это символ счастья. - Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт? - А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным? - Прочитаем 3 и 4 строфу. Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему? - Итак, на что должен человек всегда надеяться? - Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении? -Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение. Организует физкультминутку. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки) Приседание с хлопками: Вниз — хлопок и вверх — хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево) -Ребята, кто помнит, как называется второе стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся? Читает выразительно стихотворение. -Внимательно послушайте выразительное чтение данного стихотворения. - Какие чувства вызвало у вас стихотворение? -А сейчас сами прочитайте про себя стихотворение. Организует деятельность по анализу стихотворения. - Ребята, посмотрите на стихотворение. А сколько же в нем строф? Напоминаю, что для того чтобы определить, сколько строф в стихотворении, необходимо проследить за рифмой, ритмом и смысловым единством. Прочитайте стихотворение самостоятельно и предположите, сколько в нем строф. -Хорошо, давайте прочитаем первую. Какие слова непонятны? Утомившийся – усталый Багряный – насыщенный красный цвет Лазурный – светло-синий Свод – видимая с Земли часть неба - Какую картину описывает автор в этой строфе? - Читаем вторую строфу. Какие слова непонятны? Эфир – в древнегреческой мифологии: верхний слой воздуха, местопребывание богов. Геспер – божество вечерней звезды - О чем говорится в этой строфе? - Читаем следующую строфу. Какие слова непонятны? Забвенье – утрата памяти о чем-либо Фиал – целебный успокоительный напиток - В этой строфе мы видим обращение лирического героя к ночи, как к живому существу. Какая просьба звучит в словах лирического героя? - Читаем последнюю строфу. Какие слова непонятны? Миротворный – успокоительный, несущий с собой мир Усыпительное (пенье) – пение, которое усыпляет Томимый – подвергающийся мукам - С кем поэт сравнивает ночь? - Что хотел сказать автор в этой строфе? - Из этого мы можем сделать вывод, что ночь особенным образом влияет на людей. -Тогда какие она вызвала чувства у лирического героя Жуковского? -Вы большие молодцы. Сейчас пару человек по желанию прочитают нам выразительно данное стихотворение. | Слушают учителя. Высказывают свое мнение. - «Жаворонок», «Птичка» Высказывают свое мнение. Слушают учителя. Анализируют стихотворение. Высказывают свое мнение. Читают и анализируют стихотворение. -По частям -Благодатны дни. -Это радостные дни. -Была плохая погода. Не было ясных деньков. -Уповай -Верить во что-то -Другая Высказывают свое мнение. -Так как скоро наступит весна -Розою прекрасной сердце расцветет. -Сердце отдыхает, ждет весны. -Оно становится ясным с приходом весны. -Нужно верить в то, что есть где-то край, где всегда весна. -На лучшее, верить только в хорошее. -В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее. Читают выразительно стихотворения. Повторяют движения за учителем. - «Ночь» Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Читают стихотворение. Анализируют стихотворение. -Четыре -Утомившийся, багряный, лазурный, свод. -Закат. Солнце уходит, наступает темнота. -Эфир, Геспер -Наступила ночь, появляются звезды на небе. -Забвенье, фиал -Сойти к людям и дать мира. -Миротворный, усыпительный, томимый. -С мамой -Чтобы ночь наступила, усыпила и успокоила людей. -Покой, умиротворение, исцеление. Читают выразительно стихотворение. | Ф Ф Ф Ф Ф | ТСО Учебник ТСО Учебник ТСО Учебник ТСО Учебник ТСО | Контроль Контроль Контроль Контроль Контроль | Демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей Определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; н Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей | К: Проявлять уважительное отношение к собеседнику, П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение К: Признавать возможность существования разных точек зрения; П: Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; К: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение К: Признавать возможность существования разных точек зрения; | Приобретение эстетического опыта слушания Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; Соблюдение правил здорового образа жизни Приобретение эстетического опыта слушания, Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; |
Действие контроля и самоконтроля | Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону. | П: Упражнение С: Беседа | Организует проверку усвоения знаний. -Итак, ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задания на карточках. Внимательно читайте задания и их выполняйте. 1 задание. Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Песня»? 2 задание. С чем В.А. Жуковский сравнивает счастье в стихотворении «Песня»? 3 задание. Какая основная мысль стихотворения В.А. Жуковского «Ночь»? 4 задание. С чем В.А. Жуковский сравнивает ночь в стихотворении «Ночь»? Организует взаимопроверку по эталону. -Сейчас обменяйтесь карточками с соседом. На экране правильные ответы. Если ваш сосед ответил верно или правильно размышлял, то ставим «+», если неправильно, то «-». Если все 4 – «+», то ставим отметку 5, если 3 – «+», то 4, если 2 – «+», то 3 и если 1 – «+», то 2. -У кого 5, 4, 3, 2? - Что можем посоветовать ребятам, которые получили отметки 3 и 2? | Выполняют задание. 1 задание. В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее. 2 задание. С сердцем 3 задание. Ночь по-разному влияет на человека. Она может успокаивать, исцелять, умиротворять человека. 4 задание. -С мамой Проверяют работы друг друга по эталону. Высказывают свое мнение. | И П Ф | Карточки ТСО | Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль | Закрепляют знания о произведениях В.А. Жуковского «Песня» и «Ночь» | Р: Устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности; | |