СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Поучительный смысл сказок о животных на примере произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекп литературного чтения по теме «Поучительный смысл сказок о животных на примере произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».(2 урок)

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Поучительный смысл сказок о животных на примере произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».»



Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3-А

Дата: 15.01.2024

Тема: «Поучительный смысл сказок о животных на примере произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепления) (второй урок).

Задачи:

-формировать читательские и речевые умения извлекать информацию из текста как в явном, так и в скрытом виде; формировать умение работать с текстом произведения, используя такие виды работ как: чтение по ролям, выборочное чтение и сравнивание произведений;

-развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику героям сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами, выражать свои мысли и чувства.

-содействовать воспитанию нравственных качеств (правдивость, скромность, доброжелательность)

Планируемые результаты:

Предметные: учиться определять главную мысль произведения, характеризовать и оценивать поведение героев, подтверждать свой ответ примерами из текста; следовать алгоритму и обобщать знания в ходе составления синквейна.

Личностные: проявлять инициативу, интерес к предлагаемой деятельности, учиться сотрудничать, уважительно относиться к мнению одноклассников.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: ставить цели на уроке; выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществлять контроль и коррекцию своих действий; оценивать свою деятельность.

Познавательные: выполнять логические операции; высказывать, обосновывать и доказывать свое мнение примерами из текста; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задаче. Коммуникативные: уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь слушать собеседника и принимать его точку зрения; приходить к общему мнению

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.






Ход урока

I. Организационный момент.

- Подарите свои улыбки друг другу.

На доске висит пустая рамка для картины.

- Что, на ваш взгляд, можно поместить в эту рамку?

Ученики высказывают предположения (портрет героя, иллюстрация и т.д.)

- Ребята, сегодня на уроке речь пойдет о герое, но герое не обычном, а литературном. Литературные герои бывают разные: смелые и трусливые, красивые и не очень, добрые и злые, умные и глупые. А теперь – внимание! Главный вопрос нашего урока.



II. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

Н а доске вопрос. Учитель просит высказать свое мнение.







Ребята отвечают, выражая согласие или несогласие.

- Я выслушала вас, но, думаю, что к единому мнению мы придем в конце урока.

У этого вопроса есть еще один секрет: в нем заключена тема нашего урока.

Но сначала отгадайте загадку.

Одновременно учитель читает стихотворение «Бывает в прозе этот жанр…»

Бывает в прозе этот жанр,

А может быть в стихах.

В нём чудеса и волшебство

Заключено в словах.

Здесь звери думают, как люди,

Предметы говорят,

Злодеев тут накажут и осудят,

Людская мудрость здесь зарыта, словно клад.

Их пишут авторы, из уст в уста передаёт народ.

С одной из них сегодня познакомиться

Настал черёд.

- О каком жанре говорится в стихотворении? Докажите свою точку зрения.

(жанр сказки: животные и предметы говорят, есть чудеса и волшебство, злодеев накажут и осудят и т.д.)

- Вернемся к вопросу и узнаем название сказки.

Используя знаки под буквами, расшифруйте слова в рамке. (1 ученик работает у доски)










Ученик, работавший у доски, читает заголовок - «Умнее всех».

Учитель предлагает сформулировать цели урока.

-Продолжим знакомиться с … (со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех»)

- Учиться читать … (читать вслух и про себя быстро, правильно и выразительно)

- Развивать… (речь, внимание, память, мышление)

- Воспитывать в себе (любовь к чтению, терпение, умение не хвастаться).



III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

- Дома вы работали по карточке «Читатель-исследователь». Я предлагаю разбиться на группы, согласно вашему выбору домашнего задания.

За столом «Исследователи» займут места ученики, которые знакомили со сказкой своих членов своей семьи и узнавали их мнение о поступках героев.

За столом «Сказочники» - ученики, которые придумывали свое продолжение сказки.

За столом «Художники» - ученики, которые прочитали сказку и сделали иллюстрацию к эпизоду.

Дети рассаживаются по группам.

- Сейчас проверим, насколько вы были внимательны, когда читали сказку дома. А помогут в этом рисунки «художников». Они покажут иллюстрации, а вы, ребята, определите эпизод, изображенный на ней.

«Художники» показывают иллюстрации, выслушивают ответы учеников и подтверждают или опровергают правильность ответов. (Рисунки вывешиваются на доску)

-Спасибо «художникам». Давайте узнаем, что нам приготовили «исследователи».

Ребята озвучивают мнение членов своей семьи о поступках героев сказки.

- Большое спасибо скажем «исследователям», и мы готовы послушать группу «сказочников».

Дети рассказывают своё продолжение сказки.

- Я благодарю всех за выполненную работу.



IV. Работа над материалом. Закрепление

1. Моделирование обложки

- Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить моделирование обложки сказки.

фамилия автора и заголовок дети пишут, а жанр и тему указывают «заместителями».)

Условные обозначения



Жанр

«Заместители жанров»

Тема

«Заместители» тем

сказка



о Родине

красный

рассказ



о детях

желтый

стихотворение



о природе

зелёный

басня



о животных

коричневый

пословица


о волшебстве и приключениях

синий

загадка





былина





очерк






Мамин – Сибиряк









Умнее всех





Модель обложки

Фамилия автора



Жанр, тема





Заглавие

Дети моделируют обложку, затем комментируют свои варианты (сказка о животных

«Умнее всех», автор Д.Н. Мамин – Сибиряк)

2. Упражнение «Заколдованное слово»

Задание: Прочитай отрывок вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.

Индюшка была такая яанморкс и добрая ацитп и постоянно огорчалась, что кюднИ вечно с кем-нибудь яслиросс. Вот и сегодня, – не лепсу проснуться, а уж придумывает, с кем бы затеять уросс или даже укард. Вообще самая беспокойная ацитп, хотя и не злая. Индюшке делалось немного ондибо, когда другие ыцитп начинали подсмеиваться над Индюком и называли его монутлоб, пустомелей и йокамол. Положим, отчасти они были и правы, но найдите уцитп без недостатков? Вот то-то и есть! Таких птиц не бывает, и даже как-то еентяирп, когда отыщешь в другой птице хотя самый маленький котатсоден.


3. Составление характеристики Индюка

- А теперь закройте глаза.

Учитель вставляет портрет Индюка в рамку, предлагает детям открыть глаза.

- Назовите героя (Индюк)

- Опишите его внешность.

-Выберете характеристику индюка.

(Самая беспокойная птица, не злая, болтун, пустомеля, ломака).

- Почему все обитатели двора считали Индюка самой умной птицей?

- А как вы считаете: Индюк самая умная птица? Докажите свою точку зрения.

- «Умен, как индюк». Когда так говорят?

- А в наши дни встречаются люди, которые восхищаются только своим умом, никого вокруг не замечая?



V. Физминутка для глаз:

- К какому жанру вы отнесёте произведение «Умнее всех»? (напишите носиком слово «СКАЗКА»)

- Какая это сказка? (поморгайте столько раз, сколько слогов в слове «ЛИТЕРАТУРНАЯ»)


VII. Продолжение работы с текстом сказки (работа в группах). Контроль усвоения

1.- А теперь я хочу задать вам несколько вопросов. Ребята, скажите, какой момент в сказке самый напряжённый? Почему так считаете?

Кто из вас может этот эпизод (главный) разъяснить товарищам без слов, при помощи жестов, мимики?

Инсценировка эпизода.

- Сумели ли артисты передать кульминационный момент сказки?

- Спасибо артистам. Молодцы.

2.-У вас на столе лежит карточка с вопросами. Обсудите ответы на вопросы (в группах). Используйте текст.

1. Как автор относится к героям сказки? Почему?

2. Над чем смеётся автор этой сказки? Какие недостатки людей высмеивает?

3.Похожа ли эта сказка на басню? Чем?








Коллективное обсуждение наработок каждой группы.

3. Выберите себе одного из героев сказки. Составьте синквейн.




VIII. Домашнее задание.

- Перечитайте сказку и найдите юмористические эпизоды.


IX. Итог урока.

Я предлагаю вернуться к главному вопросу нашего урока «Можно ли всем хвастаться своим умом?»

- Изменилось ли ваше первоначальное мнение после чтения сказки?

- «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок в этой сказке, чему она учит?

- Я думаю, что мы пришли к единому мнению: умный человек не станет хвастаться своим умом, а глупец, сколько не кичиться – умнее не станет.

- Что имел, в виду Индюк, когда говорил, что ШИЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ?


X. Оценивание. Рефлексия.

- Продолжите фразу:

-Я похвалю своего одноклассника за то, что…

- Самым сложным на уроке было…

- Самым интересным на уроке было…

- Урок заставил меня задуматься о том, что…

- Спасибо за работу на уроке.


 















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!