Литературное чтение
2 класс
УМК „Школа России”
Проверка домашнего задания
У.с.195
Речевая разминка
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет,
Что-то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты…
Только скажут:
«Сергей Есенин» -
Всей России встают черты…
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет на воспитание он был отдан деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти всё его детство.
Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. Его называли певцом русской природы.
Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина.
Стихотворение «Поёт зима, аукает…» написано в 1910 г., опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием «Воробышки».
Поет – сильно дует
Аукает – перекликается
Сосняк - сосновый лес
Метелица - ласково метель (буран, вьюга) — перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Стозвоном – звон 100 сосен
(автор.)
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Работа по теме урока (с.195)
- Какие картины увидели?
- Какое слово придумал поэт?
- Какие приёмы использованы поэтом для создания картины?
- Как вы считаете зима суровая или мягкая?
- Что важнее для создания картины суровой зимы – написать о метели или о воробышках?
Берёзы у ручья. С.Ю.Карпова
Снег. Берёзы. И.Э.Грабарь
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Какие картины вы увидели?
-Прочитайте первые три строки. Как вы их понимаете?
-Какое слово придумал поэт?
-Прочитайте следующие три строки.
Какой главный прием для создания картины здесь
использован?
-Прочитайте строки о метелице и воробышках.
-Как вы считаете ,это зима суровая или мягкая?
-Что важнее для создания картины суровой и
холодной зимы – написать о метели, холод
ной вьюге или о воробышках?
-Прочитайте стихотворение выразительно.
Картина первой строфы
- Метафоры: зима поет, аукает, баюкает лес; облака плывут с тоской глубокою
- Эпитеты: мохнатый лес, глубокая тоска, седые облака
- Неологизм: стозвон
Картина второй строфы
- Метафоры: метелица стелется шелковым ковром; воробышки прижались
- Эпитеты: метелица холодна, воробышки игривые
- Сравнение: как детки сиротливые
Работа по теме урока (с.196)
- Чем это стихотворение напоминает сказку?
- Как вы понимаете подчёркнутые выражения?
- Найдите в тексте метафоры.
- Для чего поэт употребил метафоры?
- Найдите в тексте олицетворения.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
Укрыться - закрыться со всех сторон.
Накрыться - закрыться сверху снегом.
Принакрыться - слегка накрыться.
Чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Чем это стихотворение напоминает сказку?
-Как вы понимаете подчеркнутые выражения?
-Прочитай стихотворение выразительно.
-Перечитайте стихотворение и определите, есть ли здесь метафоры
-Для чего поэт употребляет метафоры ?
-Есть ли здесь другие выразительные
средства языка – сравнение или олицетворение?
-Прочитайте стихотворение выразительно.
- Каково его отношение к березе?
- Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
Эпитеты - белая берёза, пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой, золотым огнём. Сравнение -точно серебром. Метафора - заря… обходя… обсыпает…
Олицетворения - принакрылась снегом, заря обходит, обсыпает серебром.
четверг,
11 января
лит. чтение
у.с.195-197, 1 любое наизусть.