Литературное чтение. Дата ___________________
Тема урока: Русская народная сказка «Заяц – хваста».
Цель: Учить анализу художественного произведения.
1.Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Заяц – хваста», её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; чтению по ролям.
2.Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать.
3.Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
Планируемые результаты: Развивать умение анализировать и обобщать прочитанное, учить выразительному чтению и чтению по ролям.
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия для выполнения поставленной задачи.
Коммуникативные УУД: Формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент. Артикуляционная гимнастика.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Надеюсь, нам с вами сегодня будет работать очень легко. Желаю вам удачного полёта на уроке.
Прежде чем начнём работу подготовим своё речевой аппарат:
1)Дыхательное упражнение «33 Егорки…»
«Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки: (глубокий вдох и продолжаем) раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
2) Чистоговорка
«Не хочет косой косить косой» (запись на доске)
2. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Зайцы»
-Как объясняет автор, почему заяц запутывает свои следы? Для чего он это делает?
-Кто главный герой рассказа Толстого?
-А кто помнит сказки, в которых главный герой заяц? Назовите их.
3. Постановка учебной задачи.
-Отгадайте, из какого произведения эти отрывки?.
1) «Жили – были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» (Заюшкина избушка)
2) «А Зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: «Вот страсти – то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли?» (У страха глаза велики)
-Каков жанр этих произведений?(сказка)
-Вы можете сказать с каким произведением мы будем работать?
- Если отгадаете вы загадку, то узнаете кто главный герой сказки.
-Как вы думаете эта сказка авторская или народная?
4. Первичное знакомство с текстом.
Учитель организует чтение сказки.
- О ком эта сказка?
-Каким вы увидели главного героя сказки?
-Понравился ли вам он?
-Что осуждается и что поощряется в этой сказке?
Игра «Найди пару» - для усвоения новых слов.
ФИЗМИНУТКА
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
5. Повторное чтение и работа с текстом.
-Найдите ту часть сказки, которая относится к первой картинке.(слайд 5)
Приходит заяц к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
-Выразительно прочитайте, как заяц хвастает.
-Найдите отрывок, к которому нарисована вторая картинка. (заяц испугался)
-Подготовьтесь читать этот отрывок по ролям.
-Поработаем драматургами.
-Распределите слова среди актёров.
-Подпишите заглавными буквами роли.
(дети карандашом отмечают слова Зайца (з), вороны (в), автора (а).)
- Как нужно читать слова зайца?
-А слова вороны?
Игра «Радиотеатр» (актёры одевают маски)
-Вам понравилось выступление актёров? Тогда похлопайте им.
- Дома самостоятельно поработаете драматургами, закончите распределять роли и завтра прочитаем всю сказку по ролям.
-А пока продолжаем работу со сказкой.
Найдите слова, которые подходят к этому рисунку.
6. Итог урока.
- С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
- Что вы можете сказать о герое этой сказки?
- Что вы для себя возьмёте из этой сказки?
7. Рефлексия.
Подведём итог нашей работы. Выскажите своё мнение о проделанной работе на уроке.
-Мне было интересно….
- Мне очень понравилось…
-Я затруднялся …
8. Домашнее задание.
С.136-137 пересказ, работа по вопросам с. 138-139