СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с целью создания условий для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствования навыков правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовует развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовует воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА. «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…»»

Предмет. Литературное чтение.

3класс.

Уроки 20–21. Русские поэты XIX–XX веков. Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
(учебник, с. 66–67; рабочая тетрадь, с. 33)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста
по вопросам учителя (учебника); находить в произведении средства художественной выразительности

(сравнение, олицетворение); читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия
с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии

Личностные:

знают наизусть стихотворения о Родине, красоте ее природы, читают их выразительно, передавая самые позитивные чувства к Родине

Образовательные ресурсы: слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина, толковые словари



Сценарий урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

I. Проверка
домашнего
задания

1. Организует выставку детских работ (перед началом урока).

2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Выразительно читают стихотворение, анализируют детские работы, представленные на выставке

Слушают взрослого
и сверстников, дают объективную оценку работе сверстников

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Демонстрирует слайды весенней природы.

– Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите это.


– Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу.


– Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С. Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт настроение весны, учиться выразительному чтению


Выдвигают предположения, аргументируют.

Формулируют учебную задачу.

Внимательно слушают

Актуализируют жизненный опыт, формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу

III. Изучение нового материала.

1. Биография
И. С. Никитина.


– Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека: зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир литературы.

Слушают рассказ учителя.






Адекватно воспринимают информацию.




2. Работа над стихотворением И. С. Никитина

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»:

– Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения?

– Как вы можете описать ваше настроение?

– Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное?

– Найдите в тексте картины природы, прочтите описание.

Высказывают свое мнение.



Высказывают и аргументиру-ют свое мнение.


Владеют навыками выборочного чтения.

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

– Посмотрите слайды о весне.

– О какой природной зоне пишет автор? Уберите «лишнее».

– Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные особенности заметили?

– О степи.

Рассматривают и описывают содержание картин.

Знают характерные признаки природной зоны степи.

2) Работа со словарем.


– Найдите в словаре определение степи.

Зачитывают определение: степь – равнина, порос-шая травянистой растительностью. Характерная особенность – отсутствие леса.

Владеют навыком работы со словарем.



– Объясните значение слов полно, ковыль, копны, в угоду.

Работают со словарем
в парах:

в угоду косцам – сделать приятное, угодить;

полно (спать беспробуд-

но) – хватит;

ковыль – степная трава;

копны – небольшой округлый стог сена.











3) Анализ произведения

Создает условия для проведения анализа стихотворения.

– Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью.

– Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения».

– К кому обращается поэт в стихотворении?

– Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора живая?


– Как называется этот художественный прием?

– Какие картины природы сменяют друг друга?









– Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему?



Выполняют рекомендации учителя.

– К степи.

Зачитывают с выражением строчки стихотворения, аргументируют свой ответ.

– Олицетворение.

– 1-я картина – степь должна пробудиться и умыться росою, нарядиться в цветы;

2-я картина – наступление весны, летят журавли караваном, ручьи по оврагам шумят;

3-я картина – небо с плывущими тучами

Осуществляют анализ произведения, строят речевое связное высказывание. Понимают смысл произведения

IV. Проверка знаний

1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста:

Один весенний день… …всем красна.

Матушка весна… …весну принесла.

Вода с гор потекла… …год кормит.

2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны

Составляют пословицы, объясняют скрытый смысл пословиц.


Обсуждают задание
в парах, предлагают

совместную версию

Согласовывают усилия
по решению учебной задачи,

договариваются и приходят к единому мнению при работе в парах

V. Домашнее задание

• Выразительно читать стихотворение.

• Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33

Уточняют задания, принимают к сведению информацию

Принимают
и сохраняют учебную задачу

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что понравилось на уроке?

– Что открыли для себя нового?

– Как оцениваете свое участие в уроке?

Дают оценку своей работе, анализируют активность участия

Строят монологические высказывания





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!