СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Воспитание нравственно-этических чувств на примере произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может быть полезна учителям начальных классов при подготовке к уроку литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Воспитание нравственно-этических чувств на примере произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"»

Урок по литературному чтению в 3 классе


Тема урока: «Воспитание нравственно-этических чувств на примере произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

        -познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

        -продолжить обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

        -способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

        -развивать речь учащихся.

Воспитательная:

        -воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

        -способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

-регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

-коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс» Ч.2, Кац Э.Э., карточки для работы в группах и парах, карточки самооценки, презентация по теме урока, компьютер, проектор.







Схема содержания урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



2

Проверка домашнего задания














Словарная разминка

Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания. Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос. У кого в руках окажется мяч, должен ответить на вопрос.

  1. С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках? (М. Пришвин «Лимон»)

  2. Кто такой Лимон?

  3. Как повел себя Лимон со зверями и людьми, когда появился в чужом доме?

  4. Как изменилось поведение Лимона?

  5. Какие чувства испытывал Лимон после случая со шляпой?

  6. Какие чувства вызвал у тебя Лимон в начале произведения

  7. Изменилось ли твое отношение к нему в конце рассказа?

Давайте выполним небольшую словарную разминку: подберём антонимы к словам

Бросить-…, оторвать-…, вскочить-…, отдать-…, поднять-…, перестать-… (РТ стр. 38)


3

Выход на тему урока.

Постановка цели урока, задач урока.


Отгадав кроссворд, мы узнаем с произведением какого писателя мы будем сегодня знакомиться. (Толстой)




Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? Расскажите о нём. (Слайд)


А с какими произведениями этого автора мы знакомились недавно?


Лев Николаевич Толстой писал разные по жанрам произведения: и сказки, и басни, и рассказы (Слайд)


А как вы понимаете слово «быль»?

К какому словарю нужно обратиться, чтобы узнать значение слова?


Предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки помогут вам сформулировать тему урока.


Я верный человека  друг.
Имею множество заслуг.
На цепь привязан во дворе.
Зимою сплю я в конуре.


Зверь любой его боится,
Скрыться с глаз долой стремится.
В гриве темно-золотой.
Дикой силой налитой,
Даже в самой мирной позе
Он таит для всех угрозу


Как, по-вашему, эти слова-отгадки связаны с темой сегодняшнего урока?



А что вы знаете об этих животных?


Да, ребята, верно, это герои рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Лев и собачка».

Определите тему сегодняшнего урока.





А что вам известно об этих животных? (Слайд)





















А для чего будем знакомиться с рассказом?


А какие задачи поставим перед собой?

Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке?















На доске пункты:

1. Мы - читатели и слушатели.

2. Мы - соратники.

3. Мы – аналитики.

4. Мы - творцы.


Добрые, внимательные, мудрые


Рассказ детей о писателе.


Сказка «Царь и рубашка».«Прыжок», басни «Отец и сыновья», «Лгун», «Комар и лев»



Ответы детей



К толковому словарю





Собака





Лев


















Ответы детей (Собаки самые древние друзья человека. Много тысяч лет назад человек приручил волка. Человек тогда был охотником. Волк помогал человеку в охоте. А потом стал охранять жилище. Постепенно волк превращался в собаку. Преданность собак своему хозяину не имеет границ. Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

Лев – это хищное животное, которое называют царем всех зверей. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание.



Возможно, это тоже герои рассказа, который будем читать.



Знакомство с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»


Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства.



Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства.



Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, рассуждать, анализировать и делать выводы.


1. Мы - читатели и слушатели.

(Познакомимся с рассказом)

2. Мы - соратники. (Поработаем в парах)

3. Мы - аналитики (Будем анализировать произведение.)

4. Мы - творцы. (выполним творческое задание)


5

Постановка проблемного вопроса.


Но давайте подумаем, о чём может пойти речь в произведении под названием «Лев и собачка»?

Как проверить наше предположение?

«Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя и то, что он хотел нам сказать)

Возможно, о дружбе животных


Прочитав рассказ.


6

Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога

Первичное чтение.



Послушаем рассказ, а вы следите по учебнику внимательно. (Аудиозапись).

Слушают рассказ

7

Проверка первичного восприятия.


  1. Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

  2. Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо (Слайд)

Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений.

  1. В какие моменты они возникли?

  2. Чтение детьми по цепочке.

3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? (Учебник стр. 94)
   

4) Как выглядят животные?




5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?


Работа в тетради. С. 38. №2

Постарайся по поведению собачки из рассказа понять, что она чувствовала, когда попала в клетку ко льву?

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?


Работа в тетради. С. 38. №3

Толстой не писал о том как выглядела собачка. Как ты себе её представляешь? Напиши

Работа в тетради. С. 39. №4



Определи, каким был лев.


Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко.

Разные чувства: гнев, печаль, радость, восхищение, разочарование






Когда собачка попала в клетку, когда умерла


Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку



– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.


– Дружба животных. Нам вместе очень весело.




– Она испугалась, почувствовала страх.



Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.


– Ему стало её жалко, она ему понравилась.


Маленькая, хорошенькая, возможно пушистая. Добрая, ласковая, предлагает дружбу, приветливая, сумела поменять настроение льва


Добрым, преданным, верным, заботливым.

.



8

Физминутка



9

Работа с текстом. Составление плана рассказа

Обратимся к плану нашего урока. Каких людей называют соратниками? (тех, кто работает вместе) Будем работать в парах.


-Давайте разделим текст на части

Обсудите в парах: сколько частей можно выделить в рассказе. Озаглавьте части. Запишите план на листках, которые лежат у вас на столах.

Проверка плана (3-4 пары)

Работают в парах, составляют план.


Примерный план:

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.


10

Анализ произведения

Какую работу должны выполнить дальше по плану? (Анализ произведения. Мы-аналитики)

Какая работа необходима при анализе произведения?




Чтобы проанализировать произведение поработаем с текстом:


Как собачка попала в клетку ко льву? Найдите слова в тексте.





Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?


В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?


11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

Почему лев разорвал другую собачку?

12) Отчего лев умер?


13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?





Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль окружающих. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.


Можно ли сказать, что мы были внимательными читателями и слушателями? Почему?



Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль окружающих. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

Какие чувства хотел воспитать в нас автор?

Такие чувства называются нравственными.(Это способность переживать, любить, сочувствовать)




Дать характеристику героям, их поступкам.



Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке.





Ему стало её жалко, она ему понравилась.


Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.








Он был верен своей дружбе.


Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.


Чтобы мы были добрее, заботились друг о друге, умели дружить, были преданными.









Мы смогли понять чувства и мысли писателя.



На слайде : чувство радости,

Чувство сострадания, жалость, доброту, преданность, верность, гнев, разочарование, равнодушие

11

Работа в парах

Творческое задание


Предлагаю поработать в творческих парах.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление в парах

(К доске выходит пара учащихся в шапочках льва и собаки и разыгрывают диалог)

Пример:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.


12

Обобщение работы по анализу содержания текста.


Итог урока.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки?

-

преданный–значит верный кому то.

-хозяин пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.

-Нельзя предавать своего друга.

В жизни бывает и печаль, и радость.

А если бы у этого рассказа был счастливый конец ,то что … Попробуйте продолжить мою мысль.

Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем?

А теперь каждый прикоснитесь к своему сердцу.Вы слышите его.Всегда ли вы можете заметить боль ,радость,печаль других людей….

Я знаю, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор.

Соотнесите, как урок Л.Н. Толстого связан с пословицами.

Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу.





Описанный Толстым случай дружбы между животными не единственный.

Например, Несколько лет посетители, а также служащие одесского зоопарка могут наблюдать, как дружат между собой грациозная косуля и дворовый рыжий кот. Рыжий дворовый красавец, каждый день приходит к косуле в вольер, а она ожидает его и бежит к нему, как только он переступит границу вольерной изгороди. Эта парочка часами может лежать на траве, и нежится на жарком солнышке, и трутся друг о друга своими мордочками.(Слайд )

Ворон и кот

Как-то во дворе одной пожилой пары завёлся котенок, однако супруги скоро поняли, что им не нужно волноваться за бродячую кошку. Онис удивлением наблюдали, как к этому котенку начал проявлять заботу ворон, он кормил малыша червячками и жуками, кроме того он уберегал его от опасной улицы. В результате, после того как кошка Касси начала спать ночью в доме, ворон всё равно не покидал её и каждое утро ждал её у двери дома, и кошка каждое утро выбегала к ворону на улицу, для того, чтобы поиграть и побороться со своим другом.


Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)











Рассказ стал бы сказкой. Счастливый конец не затронул бы наши чувства. Мы бы не сочувствовали и не переживали бы так как сегодня













Проверка: пословицы на слайде

Жить вместе – и умереть вместе.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.


13

Рефлексия.



Какова была цель писателя? Чему хотел научить нас писатель? Какова главная мысль произведения? Напишем ответ на этот вопрос в рабочую тетрадь. Стр 39 № 5.









Какие нравственные чувства воспитало в нас это произведение?




За что мы можем сказать «спасибо» писателю Л.Н. Толстому?



Наш урок подходит к концу

Подведем итог.

Кто доволен своей работой на уроке?

Поделитесь своими чувствами.

Раскрасьте сердечко красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать.

Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие.

Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным. Покажите мне и друг другу ваши сердечки.

Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным.

На этом наш урок окончен. Спасибо за урок!


В тетрадях главная мысль : Этот рассказ учит нас быть преданными, верными друзьями, не предавать свою дружбу.
















Он заставил нас переживать, обратился к нашим чувствам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!