Урок литературного чтения в 4 «А» классе
по программе «Перспектива», авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Сказка «Пятеро из одного стручка»
Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Г.-Х.Андерсена; определять героев произведения, сравнивать героев; находить общее и различие; объяснять значение незнакомых слов; давать характеристику героев произведения; пересказывать сказку на основе составленного плана;
Оборудование: аудиозапись сказки; карточки; выставка книг и портрет Г.-Х.Андерсена; презентация.
I Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый
На урок литературного чтения (посмотрите друг на друга и улыбнитесь.)
II Речевая разминка. (на партах листочки со стихотворением)
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что–то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- У вас на столе лежат листочки со стихотворением. Прочитайте его все вместе шепотом.
- Какие чувства, мысли, желания возникли у вас, прочитав стихотворение?
- Прочитайте выразительно. (медленно, с ускорением, громко, тихо)
- Мы прочитали стихотворение, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
- А почему нужно читать сказки?
( Сказка помогает увидеть добро и зло, она заставляет нас смеяться и плакать, учит нас задумываться о своих поступках, быть добрыми, смелыми, заботиться о других)
III Актуализация знаний.
- Ребята, а что такое сказка?
( Это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями)
- На какие две группы можно разделить сказки? ( народные и авторские или литературные)
- А что такое литературная сказка?
( художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок, это повествовательный жанр с волшебно – фантастическим сюжетом, с персонажами реальными или вымышленными, с действительностью реальной или сказочной)
- На какие виды делятся сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных) (2слайд)
- Как строится сказка? (зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, добро побеждает зло, концовка)
- Какие средства выразительности часто используют в сказках? (метафора, эпитет, олицетворение)
IV Подготовка к усвоению новых знаний.
- С каким писателем мы с вами познакомились? (С Г.Х. Андерсеном) (3 слайд)
- Определите тему и задачи урока. (Продолжить знакомство с творчеством Андерсена и познакомиться с новой авторской сказкой)
Биография писателя:
В маленькой стране Дании в крошечном городке Оденсе, 2 апреля 1805 года родился Г.Х.Андерсен.( 4 слайд )Отец его был бедный башмачник, а мать прачкой. Семья жила бедно. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему,( 5 слайд )украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их.
В 1819 г. он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена. Перу Андерсена принадлежат 168 сказок, они переведены более чем на 100 языков. Андерсен прожил сложную жизнь, много путешествовал, был любим датской публикой.
- Что вы можете сказать о сказках Андерсена? Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на какую другую не похожей жизнью, характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, калоши, чайник, штопальная игла и крахмальный воротничок, каких только героев мы не встречаем на страницах сказок великого Андерсена!
- Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: «Как раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка»
- С одной из них мы сейчас и познакомимся.
А давайте пригласим героя сказки Андерсена, для этого вы должны отгадать загадку.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка 6 слайд)
Она будет за нами наблюдать.
С какой же сказкой Андерсена мы познакомились? (7 лайд)
Как называется эта сказка ? ( «Пятеро из одного стручка»)
- Что было задано на дом? (Прочитать сказку)
Первичное восприятие.
- Какие чувства вы испытывали, прочитав эту сказку? (волнение, тревогу, грусть)
- За каких героев вы переживали и почему?
- Кто же герои этой сказки? - Что вы знаете об этом растении?
Горох - всеми любимое растение и очень полезное. ( 8слайд)Незрелые горошины называют горошком, в нем много сахара, белка и витамина C. Однолетнее травянистое растение, благодаря усикам он цепляется за опору и удерживает растение вертикально.
V Открытие новых знаний.
- Прочитаем начало сказки. (Чтение по цепочке)
- Какие непонятные слова встретились? Подберите синонимы.
Словарная работа:
Приноравливались – приспосабливаться к чему-либо, устраиваться.
- О чем эта сказка? (о жизни пяти горошин)(9слайд)
- Как называется дом, в котором жили горошины? (стручок)
- Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
(все горошины жили в одном стручке)
- А похожи ли они друг на друга?
- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?
(думали, сидели, приноравливались, это – олицетворение)
- Что думали об окружающем мире горошины, сидя в стручке?
- Что нужно растениям для жизни?
(как хорошо и уютно, тепло и светло)
- Как вы думаете, почему горошины захотели все – таки что-то предпринять? (им было тесно, «они росли и росли», они хотели увидеть мир вне стручка, как и все дети, они любознательные)
- Как вы понимаете смысл слов «сдается нам»? (кажется)
- О чем переживали горошины, что они предчувствовали?
- Как меняется мир стручка, найдите слова в тексте? («Прошло несколько недель; горошины пожелтели, стручок тоже пожелтел, весь мир желтеет»)
- Почему меняется мир стручка?
- О чем мечтали горошины? (чтобы их поскорее выпустили на волю, увидеть мир, у всех была своя цель и только одна сказала: «будь, что будет»)
- Что стало причиной путешествия горошин по свету?
(бузинная трубочка)
- Что такое бузина?(10 слайд)
Бузина – кустарник с черными или красными ягодами. (11 слайд)
- Вам приходилось стрелять из бузинной трубочки?
– Чем отличались горошинки? (характерами)
Давайте вместе с вами составим таблицу о судьбе горошин, что они хотели и что с ними стало. Что говорила каждая горошина, вылетая из трубочки? У вас на парте есть таблицы. Работа в паре. (Сравнивают ответы в группе)(12 слайд)
| Что хотели? | Куда попали? | Что стало? |
1 горошина | - Лечу, куда хочу! Лови, кто может! | 2)В водосточный желоб, оттуда в голубиный зоб | Съел голубь |
2 горошина | - А я полечу прямо на солнце! | 4)Упала в канаву | Разбухла, собиралась лопнуть |
3 и 4 горошины | - А мы куда придем, там и заснем! | 3)Ушли не дальше, чем первая | Проглотили голуби |
5 горошина | - Будь что будет! | 1)Под окошко чердачной каморки | Расцвела, вылечила больную девочку |
- Можно ли по этим словам узнать характер каждой горошины?
- Какие они были?(хвастливые, эгоисты, много хочет, ленивые,5- ая – скромная, надеется на судьбу)
VI Физкультминутка.
- Куда попала 5 горошина?(под окошко чердачной каморки)
- Что такое чердак? Как вы понимаете словосочетание «чердачная каморка?
Чердак – помещение, расположенное между потолком и крышей.
Каморка – маленькая, тесная комната, чулан, находилась под самой кровлей дома и походила более на шкаф. Зимой в такой комнате было холодно, а летом очень душно.
Подённая работа – непостоянная, временная работа за определённую плату.
Тщедушная – слабая здоровьем, без сил, очень худая.
- Кто жил в каморке?
- Найдите слова, которые позволяют ярко представить, какой была девочка?
(она была такая худенькая, тщедушная, больная девочка, день – деньской лежала, т.е. весь день, изо дня в день)(13 слайд)
- В каком состоянии она находилась? (« Не жила, не умирала», терпеливо, смирно лежала)
- Почему? (Мать должна была много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.)
- Когда зародилась надежда на выздоровление? Найдите и прочитайте.
(Солнышко светило через маленькое окошечко прямо на пол и больная девочка посмотрела в оконце) (14 слайд)
- Какое чудо произошло? – Кем стал для девочки росток гороха?
(у девочки никого не было, мама много работала, она была одна, а теперь у нее появился свой садик, свой зеленый горошек, вместе с ним появилась вера в жизнь)
- Почему можно назвать это чудом?(это удивительно, что на крыше, в щели под окошком чердачной каморки, горошек дал ростки)
- Давайте посмотрим, какие изменения происходили с горошиной? Как изменялась девочка вместе с ней?
Горошина | Девочка |
пустила ростки | говорила будто живее |
славно растет | сама приподнималась |
побеги росли и ползли вверх | долго сидела блестели глазки встала с постели |
расцвела | была счастлива с сияющими глазами, румяная и здоровая |
- Как они относились к горошине? Прочитайте(бережно, с нежностью, с любовью, не могла насмотреться, «однако она подперла зеленый росток…»)
- Какие слова помогают нам понять, что девочка захотела жить?
(«любуясь, блестели глазки, счастлива она была, нежно поцеловала, настоящий праздник»)
- Что же помогло девочке выздороветь? (горошина – это, как ангел небесный)
- Кого еще сделал росток горошка счастливым? (маму)
Словарная работа
Водосточный желоб – длинное, узкое углубление, канал для стока воды, сделанный из железа.
Голубиный зоб – приспособление для хранения пищи про запас.
Раздобрела – поправиться, пополнеть.
Затхлая вода – застоявшаяся, с неприятным запахом.
- А другие горошины, как сложилась их судьба и почему? Прочитайте.(стр.45-46)
Лениться в жизни нельзя, ничего не добьешься, но даже она принесла маленькую пользу, накормила голубя; Если делать, что хочу, то окажешься в канаве; Если мечтать о несбыточном, гордиться собой, жить ради себя, то останешься навсегда один, сам с собой, горошина была хвастливой и глупой.
- Кому помогли они?( Никому)
- Какими вы представляете горошинок? (хвастливая, скромная, сонная, равнодушная, мечтательная)
- Какая горошина, по мнению Андерсена, была самая замечательная? (5 ая)
- А как считаете вы? Почему? (она сделала девочку счастливой, вдохнула в нее жизнь, у каждого должен быть свой садик, чтобы о нем заботиться) (15 слайд)
- Что хочет сказать нам эта горошина, в чем же главный смысл сказки, чему учит сказка?
(жить, даря людям добро, улыбку, радость; жить надо ради кого-то, чтобы у человека сияли глаза; жизнь дана на добрые дела)
VII Подведение итогов.
- Мы прочитали сказку и какой вывод вы для себя сделали? Настоящий человек тот, который помогает людям, доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому-то нужен и можешь помочь.
Прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена, но и в нашем, современном мире, проблематика, которую поднимает Андерсен в своих сказках, продолжает быть актуальной. Почему?
Вывод: «Жизнь дана на добрые дела»
VIII Рефлексия.
- У вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души, с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх. Я очень рада, что урок вы заканчиваете с улыбкой.
- Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о добре (16 слайд)
Ты твори по жизни одно добро,
Чтоб от доброй мысли множилось оно…
От тепла в округе расцветут сады.
Ведь добро все любят, люди и цветы!
IX Домашнее задание.
- Подготовить пересказ текста.
- Всем спасибо за урок! Доброго вам пути!
(Как вы понимаете смысл выражения «как Иона во чреве кита»? Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос. Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.Как кит проглотил Иону?Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле. Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.Иона во чреве кита.
Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет. Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.)