СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе "Е. А. БАРАТЫНСКИЙ "ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!", "ГДЕ СЛАДКИЙ ШЕПОТ МОИХ ЛЕСОВ?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с произведениями русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..» и «Где сладкий шёпот моих лесов?»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с творчеством Е. А. Баратынского; вырабатывать навык анализа поэтического текста; формировать умение и навыки выразительного чтения, используя эпитеты; развивать и обогащать речь, внимание, творческое воображение через прием словесного рисования; воспитывать интерес к предмету и культуре общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе "Е. А. БАРАТЫНСКИЙ "ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!", "ГДЕ СЛАДКИЙ ШЕПОТ МОИХ ЛЕСОВ?"»

Тема: Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»,
«Где сладкий шепот моих лесов?»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с произведениями русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..» и «Где сладкий шёпот моих лесов?»

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с творчеством Е. А. Баратынского; вырабатывать навык анализа поэтического текста; формировать умение и навыки выразительного чтения, используя эпитеты; развивать и обогащать речь, внимание, творческое воображение через прием словесного рисования; воспитывать интерес к предмету и культуре общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать интерес и внимание к художественному слову

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством Е. А. Баратынского и содержанием его произведений «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»;

научатся: видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности

Метапредметные:

Познавательные: подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.

Регулятивные: фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные: строить связное высказывание из 7–8 предложений по теме; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные:осмысливать настроение лирического произведения
Е. А. Баратынского; понимать назначение изобразительно-выразительных средств в произведении


Оборудование: АРМ учителя, презентация по теме урока, аудиоприложение с записью стихотворения, карточки для парной и групповой работы, листы самооценки.

Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Сохраним наше настроение до конца урока!

Девиз урока: «Уверенность, успех, удовольствие» СЛАЙД 1


Приветствие учителя и товарищей

Организация к уроку

2. Речевая разминка

- Прочитайте про себя:

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай. СЛАЙД 2

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно?(О весне)

- Давайте прочитаем этот отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки

- Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этого стихотворения?

Читают стихотворение про себя. Отвечают на вопросы учителя. Читают отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки.

Высказывают своё мнение.


Строить речевое высказывание в устной форме,

обосновывать свое мнение

3. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

( С творчеством А.А.Фета).

- С какими стихотворениями познакомились?

Далее слушаются несколько стихотворений, проводится беседа. Стихотворений не должно быть очень много, достаточно 2–3 произведений.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. Учащиеся вывешивают на доске рисунки к стихотворениям А. А. Фета, затем зачитывают отрывки из стихотворений, соответствующие рисункам.

(Выставка рисунков)

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

4. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!»

Работа в паре. СЛАЙД 3

- А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать.

- Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги. РАБОТА В ПАРАХ
- Какую фамилию прочитали?
- Баратынский.

Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века.

– Прочитайте тему урока. СЛАЙД 5, 6

– Определите цель урока, используя опорные слова. (Познакомиться с произведениями поэта Е.А. Баратынского)

– Знакома ли вам фамилия этого поэта, его
стихи?

Задачи урока СЛАЙД 7

Познакомиться… (с биорафией поэта и его стихотворениями)

Проанализировать… (прочитанное стихотворение.)

Провести словарно-лексическую работу

Научиться… (выразительно читать)


Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя.


Выполняют задание, узнают автора.

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения


МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ


БАРАТЫНСКИЙ

Формулируют цель урока и задачи

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

5. Знакомство с творчеством
поэта

Рассказывает о творчестве поэта. СЛАЙД 8

– Евгений Абрамович Баратынский – один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-романтиков

Слушают учителя. Задают вопросы. Слушают сообщение учащегося.

– Один из самых тонких ценителей творчества
Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством»

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

6. Анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»































7. Физкультминутка

Первичное восприятие текста. СЛАЙД 9

- Давайте послушаем стихотворение. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» (аудиоприложение с записью стихотворения)

Проверка первичного восприятия.

- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне)

- Какой момент весны изображён в стихотворении? (Приход весны, пробуждение природы)

- Какое настроение поэта вы почувствовали? Что он чувствует? Выберите.

Слайд №10 со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Те же самые! 

- Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг
Словарно-лексическая работа. Слайд №11

-Прежде чем начнём работу над выразительным чтением стихотворения нам нужно провести словарно-лексическую работу

- Давайте выясним значение непонятных слов.

  • Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.).

  • Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый.

  • Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился.

  • Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный.

  • Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье.

  • Обнажены – лишены покрова, нагие.

  • Древа–деревья, торжествующий- победоносный, радостный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №12

Самостоятельное чтение стихотворения

Проводит беседу после чтения по вопросам:

– Какой вам представилась весна?

– Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

– А как об этом сказано у Баратынского? Найдите и прочитайте.

– Какими средствами поэтам удается передать красоту природы?

– С помощью чего они передают нам то, что видят, слышат, чувствуют сами?

– Как могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать то же самое?

– Обратите внимание на пунктуацию

РАБОТА ПО ГРУППАМ СЛАЙД 13-15

Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

– В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны.

– Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление.


Проведение словарно-лексической работы.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

– Заполните таблицу «Пунктуация» 1 группа

Что?

Где?

Для чего?

Знаки восклицания



Знак вопроса



Многоточие





Заполняют таблицу «Пунктуация».

Что?

Где?

Для чего?

Знаки воскли-цания

10 знаков по всему тексту.

В середине стихо-творной строки
(не обращение!)

Выражение восторга, радости, восхищения. Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох!

Знак вопроса

1 знак в последней строфе

Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой»

Много-
точие

Стихотворение заканчивается им

Герой многое еще мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе



– Как система знаков препинания помогает раскрыть замысел автора? С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

– Что мы слышим, читая стихотворение?


– С помощью чего автору удается донести до нас эти звуки?

– Да, при повторе одинаковых или близких звуков создается звуковой эффект

– Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора.

– Мы слышим журчание ручья, рев реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка.

– Аллитерация – повтор согласных звуков

– Заполните таблицу «Звуки».

Что?

Где?

Для чего?


2-я строфа



3-я строфа



3-я строфа



4-я строфа




Заполняют таблицу «Звуки».

Что?

Где?

Для чего?

[л]–6 раз

2-я строфа

Нежность, ласка, мягкость

[р] – 2 раза, [ч’] –
2 раза

3-я строфа

Перелив, журчание
ручья

[р] – 4 раза

3-я строфа

Рев реки, мощь

[х], [ж], [ш]

4-я строфа

Шуршание листьев

– Повторяя определенные звуки, автор может передать то, что слышит, и помочь нам услышать это же

– Обратите внимание на выразительную систему стихотворения. Заполните таблицу «Выразительные средства» 2 группа













– Подготовьтесь к выразительному чтению

Заполняют таблицу «Выразительные средства».

Что?

Где?

Для чего?

олицетворение

Крылья ветерка, хребёт реки, облака летают, ласкаясь, лист шумит

Одушевление природы. Природа радуется приходу весны, возрождению

Эпитет

Лазурь живая, торжествующий хребёт, гимн заздравный, вышина яркая

Показать счастье, радость природы

Вывод: используя выразительные средства, автор показывает свое отношение к природе. Он одушевляет ее. Его душа – это часть души природы. Он живет в природе и с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив

Один ученик читает выразительно

8. Анализ стихотворения «Где сладкий шепот моих лесов?»

Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух. Проводит беседу после чтения: СЛАЙД 16

– Какие изменения произошли в природе?

– Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?

– Каким настроением проникнуто произведение? Почему вы так думаете?

– Какие картины предстали перед вами?

– С каким чувством поэт говорит о зиме?

– Подтвердите ваше мнение строками стихотворения.

– О чем думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитайте.

– Какой литературный прием использует поэт в этом стихотворении? Приведите примеры.

– Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее?

– Как его следует читать?

– Подготовьтесь к выразительному чтению

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют проектные листы.


– Природа засыпает, так как пришла зима. Все цепенеет, уже не слышен сладкий шепот лесов.

– Подчеркнутые слова создают контраст между летом и зимой.

– Стихотворение проникнуто грустью. Автор грустит, потому что «ковер зимы покрыл луга».





– Автор использует олицетворения: ручей немеет, все цепенеет, ветер воет

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию

9. Творческая работа по парам


Объявляю творческую 5-минутку.

Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

1.Весна. 
2. Тёплая, яркая. 
3. Тает, бегут, журчат. 
4. Наступила долгожданная весна. СЛАЙД 18

Дети составляют стихотворение-синквейн о весне по алгоритму:

  1. Существительное

  2. Глагол

  3. Прилагательное

  4. Предложение - вывод

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

10. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Написать сочинение «Стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!» в моем восприятии». Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского. Одно из стихотворений выучить

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

11. Итог урока. Рефлексия

Самооценка

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?

– Какими средствами поэтам удается передать красоту природы?

– Кто, кроме поэтов, могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать красоту природы? (художники, композиторы)

Я прошу вас рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

-А сейчас оцените свою работу

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
















Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя