Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Сохраним наше настроение до конца урока! Девиз урока: «Уверенность, успех, удовольствие» СЛАЙД 1 | Приветствие учителя и товарищей | Организация к уроку |
2. Речевая разминка | - Прочитайте про себя: Идёт матушка-весна, Отворяй-ка ворота. Первый март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним и апрель, Отворил окно и дверь. А уж как пришёл май, Солнце в терем приглашай. СЛАЙД 2 -Понравилось вам стихотворение? О чём оно?(О весне) - Давайте прочитаем этот отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки - Как вы думаете, ребята, в чём основная мысль этого стихотворения? | Читают стихотворение про себя. Отвечают на вопросы учителя. Читают отрывок хором сначала медленно, постепенно ускоряя темп, затем побыстрее в темпе скороговорки. Высказывают своё мнение. | Строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
3. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Ребята, скажите, с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? ( С творчеством А.А.Фета). - С какими стихотворениями познакомились? Далее слушаются несколько стихотворений, проводится беседа. Стихотворений не должно быть очень много, достаточно 2–3 произведений. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. Учащиеся вывешивают на доске рисунки к стихотворениям А. А. Фета, затем зачитывают отрывки из стихотворений, соответствующие рисункам. (Выставка рисунков) | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
4. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Сегодня в центре нашего внимания стихотворение «Весна, весна! как воздух чист!» Работа в паре. СЛАЙД 3 - А написал это красивое стихотворение замечательный поэт, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Фамилию этого автора попробуйте расшифровать. - Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги. РАБОТА В ПАРАХ - Какую фамилию прочитали? - Баратынский. Среди поэтов, которые восхищались этим временем года, был Евгений Абрамович Баратынский, известный поэт 19 века. – Прочитайте тему урока. СЛАЙД 5, 6 – Определите цель урока, используя опорные слова. (Познакомиться с произведениями поэта Е.А. Баратынского) – Знакома ли вам фамилия этого поэта, его стихи? Задачи урока СЛАЙД 7 Познакомиться… (с биорафией поэта и его стихотворениями) Проанализировать… (прочитанное стихотворение.) Провести словарно-лексическую работу Научиться… (выразительно читать) | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание, узнают автора. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ | БАРАТЫНСКИЙ Формулируют цель урока и задачи | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
5. Знакомство с творчеством поэта | Рассказывает о творчестве поэта. СЛАЙД 8 – Евгений Абрамович Баратынский – один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века. Баратынский начал писать стихи еще юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетневым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-романтиков | Слушают учителя. Задают вопросы. Слушают сообщение учащегося. – Один из самых тонких ценителей творчества Е. А. Баратынского Александр Сергеевич Пушкин писал о нем: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко. Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хотя несколько одаренного вкусом и чувством» | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение |
6. Анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!» 7. Физкультминутка | Первичное восприятие текста. СЛАЙД 9 - Давайте послушаем стихотворение. Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» (аудиоприложение с записью стихотворения) Проверка первичного восприятия. - О чем это стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне) - Какой момент весны изображён в стихотворении? (Приход весны, пробуждение природы) - Какое настроение поэта вы почувствовали? Что он чувствует? Выберите. Слайд №10 со словами: изумление, торжество, радость, восхищение, печаль, спокойствие, ликование, грусть, восторг, грусть, полёт души, обновление, восхищение…( Восторг, восхищение, полёт души, радость, обновление..) - Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? - Те же самые! - Я согласна с вами. Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг Словарно-лексическая работа. Слайд №11 -Прежде чем начнём работу над выразительным чтением стихотворения нам нужно провести словарно-лексическую работу - Давайте выясним значение непонятных слов. -
Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар.). -
Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый. -
Взвился – взлетел, поднялся, завертелся, закружился. -
Незримый – недоступный зрению, скрытый, тайный. -
Заздравный – исполняемый, провозглашаемый за чьѐ – нибудь здоровье. -
Обнажены – лишены покрова, нагие. -
Древа–деревья, торжествующий- победоносный, радостный. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД №12 Самостоятельное чтение стихотворения Проводит беседу после чтения по вопросам: – Какой вам представилась весна? – Какие запахи, звуки весны почувствовали, услышали? – Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе? – А как об этом сказано у Баратынского? Найдите и прочитайте. – Какими средствами поэтам удается передать красоту природы? – С помощью чего они передают нам то, что видят, слышат, чувствуют сами? – Как могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать то же самое? – Обратите внимание на пунктуацию РАБОТА ПО ГРУППАМ СЛАЙД 13-15 | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – В стихотворении раскрывается тема природы, приход весны. – Восторг, восхищение, полет души, радость, обновление. Проведение словарно-лексической работы. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
– Заполните таблицу «Пунктуация» 1 группа Что? | Где? | Для чего? | Знаки восклицания | | | Знак вопроса | | | Многоточие | | | | Заполняют таблицу «Пунктуация». Что? | Где? | Для чего? | Знаки воскли-цания | 10 знаков по всему тексту. В середине стихо-творной строки (не обращение!) | Выражение восторга, радости, восхищения. Чувства переполняют настолько, что не хватает воздуха: делает вдох! | Знак вопроса | 1 знак в последней строфе | Обращение к себе, попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объяснить, что происходит «с моей душой» | Много- точие | Стихотворение заканчивается им | Герой многое еще мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе | |
– Как система знаков препинания помогает раскрыть замысел автора? С какой интонацией нужно читать это стихотворение? – Что мы слышим, читая стихотворение? – С помощью чего автору удается донести до нас эти звуки? – Да, при повторе одинаковых или близких звуков создается звуковой эффект | – Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать это настроение и понять автора. – Мы слышим журчание ручья, рев реки, шуршание ветхих листьев, песню жаворонка. – Аллитерация – повтор согласных звуков |
– Заполните таблицу «Звуки». Что? | Где? | Для чего? | | 2-я строфа | | | 3-я строфа | | | 3-я строфа | | | 4-я строфа | | | Заполняют таблицу «Звуки». Что? | Где? | Для чего? | [л]–6 раз | 2-я строфа | Нежность, ласка, мягкость | [р] – 2 раза, [ч’] – 2 раза | 3-я строфа | Перелив, журчание ручья | [р] – 4 раза | 3-я строфа | Рев реки, мощь | [х], [ж], [ш] | 4-я строфа | Шуршание листьев | – Повторяя определенные звуки, автор может передать то, что слышит, и помочь нам услышать это же |
– Обратите внимание на выразительную систему стихотворения. Заполните таблицу «Выразительные средства» 2 группа – Подготовьтесь к выразительному чтению | Заполняют таблицу «Выразительные средства». Что? | Где? | Для чего? | олицетворение | Крылья ветерка, хребёт реки, облака летают, ласкаясь, лист шумит | Одушевление природы. Природа радуется приходу весны, возрождению | Эпитет | Лазурь живая, торжествующий хребёт, гимн заздравный, вышина яркая | Показать счастье, радость природы | Вывод: используя выразительные средства, автор показывает свое отношение к природе. Он одушевляет ее. Его душа – это часть души природы. Он живет в природе и с природой. Испытывает те же чувства, что и природа. От этого он невыразимо счастлив Один ученик читает выразительно |
8. Анализ стихотворения «Где сладкий шепот моих лесов?» | Организует самостоятельное чтение стихотворения, повторное чтение стихотворения вслух. Проводит беседу после чтения: СЛАЙД 16 – Какие изменения произошли в природе? – Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето? – Каким настроением проникнуто произведение? Почему вы так думаете? – Какие картины предстали перед вами? – С каким чувством поэт говорит о зиме? – Подтвердите ваше мнение строками стихотворения. – О чем думает, вспоминает, тоскует поэт зимой? Прочитайте. – Какой литературный прием использует поэт в этом стихотворении? Приведите примеры. – Можно ли читать это стихотворение так же, как предыдущее? – Как его следует читать? – Подготовьтесь к выразительному чтению | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Заполняют проектные листы. – Природа засыпает, так как пришла зима. Все цепенеет, уже не слышен сладкий шепот лесов. – Подчеркнутые слова создают контраст между летом и зимой. – Стихотворение проникнуто грустью. Автор грустит, потому что «ковер зимы покрыл луга». – Автор использует олицетворения: ручей немеет, все цепенеет, ветер воет | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию |
9. Творческая работа по парам | Объявляю творческую 5-минутку. Представим, что все мы поэты. Предлагаю написать стихотворение - синквейн о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова. 1.Весна. 2. Тёплая, яркая. 3. Тает, бегут, журчат. 4. Наступила долгожданная весна. СЛАЙД 18 | Дети составляют стихотворение-синквейн о весне по алгоритму: -
Существительное -
Глагол -
Прилагательное -
Предложение - вывод | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
10. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Написать сочинение «Стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!» в моем восприятии». Подготовить выразительное чтение стихотворений Е. А. Баратынского. Одно из стихотворений выучить | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
11. Итог урока. Рефлексия Самооценка | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? – Какими средствами поэтам удается передать красоту природы? – Кто, кроме поэтов, могут заставить нас увидеть, услышать и почувствовать красоту природы? (художники, композиторы) Я прошу вас рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. - Продолжите фразу: «На уроке я узнал…» «Мне на уроке удалось…» «Мне бы хотелось похвалить…» «Самым интересным на уроке было…» -А сейчас оцените свою работу | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |