СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе.Герой былины – защитник русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка полезна тем, что учит ребят рассказывать о картине, осуществляя самоконтроль и интерес к героям былины.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе.Герой былины – защитник русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри».»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Герой былины – защитник русского государства.
Картина В.М. Васнецова «Богатыри»

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам.


Задачи:

  • учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль;

  • учить описанию картины.

Планируемые результаты


Предметные:

  • рассказывать о картине в форме устного сочинения;

  • составлять характеристику героя по плану и опорным словам.

Метапредметные:

  • определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

  • извлекать информацию на основе репродукции картины;

  • оценивать результат своей работы на уроке.

Личностные:

  • осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства;

  • проявлять интерес к произведениям русских художников.

Межпредметные связи:

  • Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

  • Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин.

Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами.

Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


  1. Организационный момент


  • Предлагает послушать стихотворение в сопровождении отрывка из вступления к «Богатырской симфонии» А. Бородина.


Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

И.С. Никитин «Русь»

  • Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение?

  • Слушают музыку и строчки стихотворения, эмоционально готовятся к восприятию учебного материала.











  • Отвечают на вопрос, что испытывают чувство гордости за свою Родину.

  1. Актуализация опорных знаний


  • Предлагает учащимся дополнить пословицы подходящими по смыслу словами:

Кто за … горой, тот настоящий герой.

-мать, умей за нее постоять.

Одна у человека мать, одна у него и … .


  • Предлагает назвать синонимы к слову «родина».

  • Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и доблестью?

  • Предлагает назвать русских богатырей и рассказать об их подвигах.



  • Предлагает рассмотреть книги на выставке и классифицировать их по группам (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и других богатырях).

  • Предлагает учащимся разгадать кроссворд «Богатыри» (Слайды 2 – 18)

  1. Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. (Былина)

  2. Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? (Муром)

  3. В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? (Рязань)

  4. Из-за сопок и полей Покатился некий зверь. В ноздри он дышал огнём, Ночью стало, словно днём. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей)

  5. Город, в котором родился Алёша Попович. (Ростов)

  6. Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился богатырь Алёша Попович. (Тугарин)

  7. Князь, которому служили наши богатыри. (Владимир)

  8. Художник, который написал картины о богатырях. (Васнецов)



  • Дополняют пословицы словами «родина», объясняют смысл пословиц.





  • Называют синонимы к слову «родина» - Отечество, отчизна.

  • Отвечают на вопрос, что защитников Родины на Руси называли богатырями.

  • Называют русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Микулу Селяниновича, рассказывают, что все они сражались с врагами земли Русской – с Соловьем-разбойником, Тугарином Змеевичем, Змеем Огненным.

  • Рассматривают книги на выставке и распределяют их по группам в зависимости от героя былины.



  • Разгадывают кроссворд «Богатыри».





  1. Мотивация познавательной деятельности


  • Предлагает рассмотреть репродукцию картины на стр. 34 учебника, прочитать название картины и имя автора.

  • Предлагает назвать другие картины В.М. Васнецова и сказать, что их объединяет.


  • Предлагает определить тему урока и поставить учебные задачи.

  • Определяют, что на стр. 34 представлена репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

  • Называют картины «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером волке», «Алёнушка». Отмечают, что герои картин – сказочные персонажи.

  • Определяют тему урока – описание картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Учебные задачи:

- научиться составлять рассказ по картине;

- научиться характеризовать героев картины, работать по плану;

- оценивать свою работу на уроке.

  1. Организация познавательной деятельности


  • Предлагает назвать богатырей на картине В.М. Васнецова и сказать, какими чертами характера они обладают.


  • Предлагает в парах составить рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагает карточки с планом описания и опорными словами.

План

  1. Внешность и одежда богатыря.

  2. Вооружение богатыря.

  3. Боевой конь.



  • Предлагает выслушать рассказы учащихся о богатырях.

  • Предлагает познакомиться с описанием богатырей (Слайды 22 – 24)


































  • Обращает внимание на краски, используемые для изображения природы на картине: черные тучи, как собирающиеся на бой враги; степная трава-ковыль шелестит, будто рассказывает о предстоящих или будущих сражениях.

  • Называют: Илья Муромец – сильный, спокойный, мужественный; Добрыня Никитич – сильный, умный, мужественный, добропорядочный; Алеша Попович – ловкий, хитрый, изворотливый.


  • Работают в парах, составляют рассказ о богатыре по плану и опорным словам:


1-й ряд – рассказ об Илье Муромце;

2-й ряд – рассказ о Добрыне Никитиче;

3-й ряд – рассказ об Алеше Поповиче.




  • Рассказывают по плану о богатырях.

  • Читают описание богатырей.


Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны.

На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг.

У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина.


Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит.

Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой.

У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином.


Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое.

Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука.







  1. Физкультминутка


Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  • Выполняют упражнения.

  1. Составление рассказа по картине


  • Предлагает 2 – 3 учащимся устно описать картину.

  • Предлагает подумать и ответить на вопрос, есть ли сходство между богатырями?

  • Подводит итог ответам учащихся.

Все богатыри мужественны, сплоченны. Они будут сражаться за Родину до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, будет жива Русь.

  • Описывают устно картину.

  • Отвечают на вопрос, что все богатыри – защитники Русской земли. Все они смелые, дружные и справедливые.





  1. Итог урока. Рефлексия


  • Предлагает оценить свою работу на уроке, продолжив предложения (Слайд 25)

На уроке мне особенно запомнилось …

Мне было интересно …

Мне показалось трудным задание …

Мне еще нужно научиться …


  • Оценивают свою работу на уроке.


  1. Домашнее задание


  • Читать былины о русских богатырях.

  • Дополнительное творческое задание:

Подготовить устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!