Тема: Герой былины – защитник русского государства. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» | Тип урока: развитие речи. |
Цель урока: научить рассказывать о картине, давать характеристику героям по плану и опорным словам. |
Задачи: учить определять учебную задачу урока, планировать ее выполнение, осуществлять самоконтроль; учить описанию картины. |
Планируемые результаты |
Предметные: рассказывать о картине в форме устного сочинения; составлять характеристику героя по плану и опорным словам. | Метапредметные: определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; извлекать информацию на основе репродукции картины; оценивать результат своей работы на уроке. | Личностные: осмысливать произведение живописи как отражение истории Русского государства; проявлять интерес к произведениям русских художников. |
Межпредметные связи: Окружающий мир, темы «Во времена Древней Руси», «Из книжной сокровищницы Древней Руси»; Музыка, тема «Святые земли Русской. Илья Муромец» «Богатырская симфония» А.Бородин. |
Ресурсы урока: Учебник, ч.1, с. 33 – 34; выставка книг с былинами о русских богатырях; мультимедийная презентация, ИД, компьютер; карточки с опорными словами. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент |
Предлагает послушать стихотворение в сопровождении отрывка из вступления к «Богатырской симфонии» А. Бородина. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! И.С. Никитин «Русь» Предлагает учащимся ответить на вопрос, какие чувства они испытали, слушая это стихотворение? | Слушают музыку и строчки стихотворения, эмоционально готовятся к восприятию учебного материала. Отвечают на вопрос, что испытывают чувство гордости за свою Родину. |
Актуализация опорных знаний |
Кто за … горой, тот настоящий герой. … -мать, умей за нее постоять. Одна у человека мать, одна у него и … . Предлагает назвать синонимы к слову «родина». Предлагает ответить на вопрос: как называли на Руси защитника Родины, наделенного силой и доблестью? Предлагает назвать русских богатырей и рассказать об их подвигах. Предлагает рассмотреть книги на выставке и классифицировать их по группам (былины об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче и других богатырях). Предлагает учащимся разгадать кроссворд «Богатыри» (Слайды 2 – 18) Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. (Былина) Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? (Муром) В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? (Рязань) Из-за сопок и полей Покатился некий зверь. В ноздри он дышал огнём, Ночью стало, словно днём. Он украл Забаву, Потащил в дубраву. (Змей) Город, в котором родился Алёша Попович. (Ростов) Он ввалился на княжеский пир без приглашения. С ним бился богатырь Алёша Попович. (Тугарин) Князь, которому служили наши богатыри. (Владимир) Художник, который написал картины о богатырях. (Васнецов) | Дополняют пословицы словами «родина», объясняют смысл пословиц. Называют синонимы к слову «родина» - Отечество, отчизна. Отвечают на вопрос, что защитников Родины на Руси называли богатырями. Называют русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Микулу Селяниновича, рассказывают, что все они сражались с врагами земли Русской – с Соловьем-разбойником, Тугарином Змеевичем, Змеем Огненным. Рассматривают книги на выставке и распределяют их по группам в зависимости от героя былины. |
Мотивация познавательной деятельности |
Предлагает рассмотреть репродукцию картины на стр. 34 учебника, прочитать название картины и имя автора. Предлагает назвать другие картины В.М. Васнецова и сказать, что их объединяет. | Определяют, что на стр. 34 представлена репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Называют картины «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером волке», «Алёнушка». Отмечают, что герои картин – сказочные персонажи. Определяют тему урока – описание картины В.М. Васнецова «Богатыри». Учебные задачи: - научиться составлять рассказ по картине; - научиться характеризовать героев картины, работать по плану; - оценивать свою работу на уроке. |
Организация познавательной деятельности |
Предлагает назвать богатырей на картине В.М. Васнецова и сказать, какими чертами характера они обладают. Предлагает в парах составить рассказ о богатырях на основе картины (как они изображены, какой характер отражается). Для этого предлагает карточки с планом описания и опорными словами. План Внешность и одежда богатыря. Вооружение богатыря. Боевой конь. Предлагает выслушать рассказы учащихся о богатырях. Предлагает познакомиться с описанием богатырей (Слайды 22 – 24) Обращает внимание на краски, используемые для изображения природы на картине: черные тучи, как собирающиеся на бой враги; степная трава-ковыль шелестит, будто рассказывает о предстоящих или будущих сражениях. | Называют: Илья Муромец – сильный, спокойный, мужественный; Добрыня Никитич – сильный, умный, мужественный, добропорядочный; Алеша Попович – ловкий, хитрый, изворотливый. Работают в парах, составляют рассказ о богатыре по плану и опорным словам: 1-й ряд – рассказ об Илье Муромце; 2-й ряд – рассказ о Добрыне Никитиче; 3-й ряд – рассказ об Алеше Поповиче. Рассказывают по плану о богатырях. Читают описание богатырей. Илья Муромец прост и могуч. У него мужественное лицо, движения неторопливы и уверенны. На Илье Муромце кольчуга богатырская, на голове шлем. На правой руке, поднятой к глазам, он держит тяжелую палицу, будто не замечая ее веса. Щит у него на плече, огромное копье еще не взято наперевес, но уже зорко смотрит он вокруг. У Ильи Муромца могучий вороной конь, он уже готов к битве: стоит спокойно и ждет приказания хозяина. Добрыня Никитич изображен по правую руку от Ильи Муромца. Он знатного происхождения, тонкие черты лица подчеркивают его знатность и культуру. На Добрыне нарядный кафтан и красиво сплетенная кольчуга, в руках он держит красный щит. Добрыня уже вынимает свой меч из золотых ножен, щит на грудь завел, ногу в стремена вдел: рвется в бой. У Добрыни красивый белый конь, он поднял голову и смотрит вперед. Много раз конь и хозяин побеждали, не зря на его сбруе прикреплены три золотых полумесяца, которые означают победу над врагом-татарином. Алеша Попович – самый младший из богатырей. Он лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. На картине Алеша смотрит вдаль и хитро улыбается. Одет он в кольчугу, под ней разноцветный кафтан. На голове у Алеши красуется шлем. Вооружение его невелико – только лук и стрелы. Но Алеша готов идти не только в бой, но и взять гусли, висящие за спиной, и спеть что-нибудь веселое. Конь Алёши опустил голову, пытается щипать траву, чтобы не мешать своему хозяину целиться из лука. |
Физкультминутка |
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! | |
Составление рассказа по картине |
Предлагает подумать и ответить на вопрос, есть ли сходство между богатырями? Подводит итог ответам учащихся. Все богатыри мужественны, сплоченны. Они будут сражаться за Родину до последней капли крови. И пока есть на земле такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, будет жива Русь. | Описывают устно картину. Отвечают на вопрос, что все богатыри – защитники Русской земли. Все они смелые, дружные и справедливые. |
Итог урока. Рефлексия |
Предлагает оценить свою работу на уроке, продолжив предложения (Слайд 25) На уроке мне особенно запомнилось … Мне было интересно … Мне показалось трудным задание … Мне еще нужно научиться … | |
Домашнее задание |
Читать былины о русских богатырях. Дополнительное творческое задание: Подготовить устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». |