СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Бабье лето"Кедрин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация с музыкальным сопровождением по литературному чтению в 4 классе по теме "Бабье лето" Кедрин

 

Просмотр содержимого документа
«Рассказ о бабьем лете»

Люблю осень. Осенью лес преображается, одевается в самые яркие и пестрые краски. Осенью природа затихает и дает призадуматься. Можно побродить по осеннему парку и помечтать. Особенно, мне нравится гулять в период, который в народе называют – "бабье лето".

В этот небольшой период, погода разгоняет хмурые облака, а пригревающее солнышко, будто, ненадолго возвращает ощущение лета.

"Бабье лето" – это отголосок обыкновенного календарного лета, которое как будто бы не хочет уходить. Но время это еще чудеснее, так как являет собой уникальное сочетание и солнца, и оранжевого мира. Желтые листья деревьев окрашивают лес в золотой цвет, а тихий ветер шелестит листвой.



Просмотр содержимого документа
«Стихи об осени»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...



Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,



Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.



Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

(Н. Некрасов)



Просмотр содержимого документа
«литература»

Ход урока:

Знакомство с поэзией Кедрина Д.Б.

Презентация. Краткая биография.

Звучит музыка.

Ребята , как вы думаете, почему на Руси говорят «Бабье лето»?

В какое время года наступает это бабье лето?

В начале осени есть тёплые и солнечные дни. И в это время в лесах и полях всюду летают длинные паутинки, похожие на женские длинные волосы.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?

  1. Первоначальное слушание произведения. Читает учитель.

Определите жанр произведения.

Докажите, прочитайте эти рифмы.

Почему в стихотворении бабье написано с большой буквы? (главный герой)

Почему автор использует слова – «Дни прощального тепла»

- О каком шёлке говорит Кедрин. «В шёлке муха ожила»

Как могла ожить муха? Что с ней произошло?

Состояние, в которое впадает зимой большинство мух, называется диапаузой — оно схоже с анабиозом у животных, то есть с периодом, когда особь попросту спит.

Их обмен веществ и другие процессы жизнедеятельности замедляются, что повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним условиям.Эта особенность позволяет им выдерживать морозные зимние дни.

Вы , когда – ни будь замечали это явление?

Почему Кедрин про солнце говорит – поздним.

Как вы думаете, любит ли поэт это Бабье лето? Докажите. Подобрал ласковые и нежные слова.

Рассказ о бабьем лете

Люблю осень. Осенью лес преображается, одевается в самые яркие и пестрые краски. Осенью природа затихает и дает призадуматься. Можно побродить по осеннему парку и помечтать. Особенно, мне нравится гулять в период, который в народе называют – "бабье лето".

В этот небольшой период, погода разгоняет хмурые облака, а пригревающее солнышко, будто, ненадолго возвращает ощущение лета.

"Бабье лето" – это отголосок обыкновенного календарного лета, которое как будто бы не хочет уходить. Но время это еще чудеснее, так как являет собой уникальное сочетание и солнца, и оранжевого мира. Желтые листья деревьев окрашивают лес в золотой цвет, а тихий ветер шелестит листвой.



Кто ещё являются главными героями этого стихотворения?

Солнце, бабье лето, паутинки, туча, дождик, осень.

Зачитайте.

Почему автор говоритпро паутинки «Жить осталось два, три дня»

С кем сравнивает паутинки Кедрин

С чем автор сравнивает паутину? (с шёлком) (пряжа)

Почему автор просит света? «Сжалься осень, дай нам света.

Лексическое значение слов:

Тьма – темнота, отсутствие света.

Зябко - ощущение холода.

Слаже - слаще

Хлынуть - Хлынуть – литься стремительно, неожиданно

Шёлк - Ткань натуральный шелк сегодня, как и в древние времена, можно изготовить только при помощи лучших гусениц. Бабочек в семействе шелкопрядов великое множество, но самую дорогую нить способны дать лишь гусеницы под названием Bombyx mori

Пряжа— нить, скрученная из  волокон. Пряжу делают из натуральных волокон (шерстьхлопоклёншёл

Сжалься – проявить сострадание, пожалеть.


Эпитеты – прощальное тепло, поздним солнцем, зябкий денёк, зимняя тьма, паутинки серебристые, дождик быстрый.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам

Сравнение приём, при которых одни явления или предметы уподобляются другим по некоторому общему признаку.



С помощью чего можно изобразить осеннее настроение? ( музыка, краски, поэзия)

Найди стихотворения поэтов подходящие для нашего урока.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...



Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,



Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.



Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

(Н. Некрасов)





Просмотр содержимого презентации
«литература»

Тема: С.А. Клычков «Весна в лесу»

Тема: С.А. Клычков «Весна в лесу»

  • Цель: Познакомить с творчеством поэта;
  • Развивать поэтический слух;
  • Учиться видеть прекрасное в родной природе;
  • Развивать целостную речь.
17 февраля 1907 г. Дмитрий Борисович Кедрин русский советский поэт. По основной профессии —  журналист.  

17 февраля 1907 г.

  • Дмитрий
  • Борисович
  • Кедрин

русский советский поэт.

По основной профессии —

журналист.  

Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. 

Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. 

Синоим Пряжа—  нить , скрученная из   волокон
  • Синоим
  • Пряжа—  нить , скрученная из   волокон .
  • Тьма - Тьма  —  темнота , отсутствие света.
  • Хлынуть – литься стремительно, неожиданно.
  • Сжалься – проявить сострадание. Пожалеть.
  • Зябко - ощущение холода
  • Шёлк – ткань натуральная, получают от гусениц шелкопрядов
  • Слаже – слаще , стар.слово.

Зябкий денёк -

Хлынет -

Шёлк –

Пряжа –

Слаже –

Тьма -

Состояние, в которое впадает зимой большинство мух, называется диапаузой — оно схоже с анабиозом у животных, то есть с периодом, когда особь попросту спит. Их обмен веществ и другие процессы жизнедеятельности замедляются, что повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним условиям.Эта особенность позволяет им выдерживать морозные зимние дни.
  • Состояние, в которое впадает зимой большинство мух, называется диапаузой — оно схоже с анабиозом у животных, то есть с периодом, когда особь попросту спит.
  • Их обмен веществ и другие процессы жизнедеятельности замедляются, что повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним условиям.Эта особенность позволяет им выдерживать морозные зимние дни.
Настроение стихотворения

Настроение стихотворения

  • Весёлое
  • Грустное
  • Радостное
  • Нежное
  • Величавое
  • Грозное
  • Грубое
  • Светлое
  • праздничное
  • Угрюмое
  • Сказочное
  • Добродушное
  • Загадочное
  • Сердитое
  • величавое
стилистические приёмы

стилистические приёмы

  • Сравнение приём, при которых одни явления или предметы уподобляются другим по некоторому общему признаку.
  • Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления. "хрустальный воздух», «веселья шум».
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.
Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).

Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).

На уроке мне было … Я узнал новое на уроке… Мне понравилось на уроке…Я ещё хочу …. Я испытывал трудности на уроке в …. Я почувствовал на уроке ….
  • На уроке мне было …
  • Я узнал новое на уроке…
  • Мне понравилось на уроке…Я ещё хочу ….
  • Я испытывал трудности на уроке в ….
  • Я почувствовал на уроке ….


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!