СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в четвёртом классе. Готовился и проводился совместно с педагогом-библиотекарем.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»»

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цель: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Задачи: проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»; узнать новые слова и выражения; сравнить исторический образ князя Олега с литературным

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель - Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады встрече с вами, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

  1. Актуализация знаний.

БиблиотекарьСегодня мы продолжаем изучать творчество великого русского поэта. Мы не можем мыслить свою  жизнь без его стихов. Они входят в неё уже в детстве, формируют нас в юности, заново открываются нами в зрелые годы.

Догадайтесь, о каком поэте идет речь?

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя…

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…


У лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…


Учащиеся: - Александр Сергеевич Пушкин

Учитель - А сейчас Олеся Песоцкая выступит с небольшим сообщением об А. С. Пушкине.

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу.

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая – Ольга, второй – Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р. Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, и вторично в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери с. Михайловское Псковской губернии.

Ссылка в Михайловское закончилась в сентябре 1826 года. Пушкин вернулся в Москву. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

У А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней ухаживать. 8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля1837 г. "Солнце русской поэзии закатилось",- написал В. Жуковский.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.


Библиотекарь Выставка


Учитель - Для того чтобы узнать о каком герое пойдет речь, отгадайте загадку:

Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вёз из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

- Верно. Сейчас Дарья Шустова коротко напомнит нам кто такой князь Олег.

Оле́г  — князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства.

Князь Олег прославился отвагой и военными победами. За свою мудрость он получил прозвище «Вещий».

Подчинив своей власти все важнейшие славянские племена, Олег избрал город Киев столицей Руси и стал называть его «матерью всех городов русских» – старшим над всеми остальными городами.

Библиотекарь - Давайте охарактеризуем князя Олега. (на доске портрет князя и словесные характеристики: великий, воинственный, мудрый, отважный, могучий, тоскующий, грозный, заботливый, любящий, весёлый, великий, властный, щедрый)

- Итак, мы выяснили, что автор сегодняшнего произведения А. С. Пушкин, а герой – князь Олег. Тема нашего сегодняшнего урока «Знакомство с произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Задачи:

  • проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;

  • узнать новые слова и выражения;

  • сравнить исторический образ князя Олега с литературным персонажем.


- Прежде чем мы перейдем непосредственно к произведению, мы должны провести словарную работу. Перед вами список старинных слов, которые встретятся в стихотворении. Давайте дадим им разъяснение, если у нас возникнут трудности, нам поможет словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Перед вами таблица с такими словами (дети дают определения)


Слово

Значение по словарю

Образ слова

Бранное поле

Место сражения

Поле, усеянное костями, оружием

Броня

Металлическая одежда

Надежность

Вещий

Знающий, мудрый, предусмотрительный

Старик

Волхвы

Звездочеты, предсказатели. То же, что и кудесник

Ночь. Небо. Таинственность

Дружина

Приближенные князя. Лучшие воины

Сила и удаль. Копье

Жребий

Предмет, по которому гадают, делают выбор

Спор

Завет

Наставления, советы потомкам

Берестяной свиток

Ковыль

Степная трава

Солнце и ветер

Кудесник

Колдун, чародей

Старик

Курган

Древний могильный холм

Возвышенность

Отрада

Удовольствие, радость

Улыбка, смех

Отроки-други

Младшие дружинники. Подростки

Забияки

Перун

Бог войны, покровитель князя

Гром и молния

Почил

Успокоился, уснул, умер

Лежанка, гроб

Ретивый

Быстрый

Ветер (в ушах свистит)

Рок, роковой

Несчастливая судьба

Слезы, уныние

Секира

Топор на длинной рукоятке

Разбойник

Тризна

Пиршество в память умершего

Много народу за столом

Хазары

Древний кочевой народ Нижнего Поволжья и северного Причерноморья

Кривая сабля. Одежда, похожая на халат.

Царьград

Древнегреческий город

Мощные стены. Богатство

Чело

Лоб

Мысль


(на столах у детей таблица без последнего столбика – это д/з)

ФИЗМИНУТКА

- Давайте поиграем в игру. Я прошу всех встать. Запоминаем слова и повторяем движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)

Библиотекарь - Всякая былина, как и сказка, начинается с запева, зачина... Как ныне сбирается вещий Олег... Это, пожалуй, ключ ко всему нашему чтению. Мы с вами читаем стихи ныне, нынче, в нынешний, сегодняшний день, а как будто пом­ним, что с нами происходило тысячу лет назад. Чтобы действительно почувствовать ту эпоху, нам нужен... княжеский шлем или плащ, а также посох кудесника. Вот они на нашей выс­тавке. На кого я надену княжеский шлем, тот бу­дет читать слова князя, кому вручу посох — бу­дет кудесником.

Начинает библиотекарь:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

Читает ученик в княжеском шлеме:

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

Учитель - Интересно, почему князь заранее говорит, мол, не бойся меня? Думаю, дело не толь­ко в том, что волхвы могли предсказать неприятное будущее и понести за это наказание. Впрочем, мо­жет быть, волхвы, боясь наказания, иногда лукави­ли, говорили не все, что могли предсказать? На эти слова «скажи мне всю правду» стоит обра­тить внимание и запомнить.

Читает ученик с посохом кудесника:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен».

Учитель На волю богов ссылаются не только предс­казатели и колдуны, но и поэты. Каким сло­вом-определением воспользовался Пушкин, чтобы показать кудесника как поэта? (Вдохно­венный. Боги вдохновляют поэтов и предска­зателей.) Скажу больше, Пушкин этими слова­ми хотел сказать, что настоящий поэт всегда говорит правду и не боится земных владык.

Читает ученик с посохом кудесника:

«Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

Учитель Как вы думаете, какое слово в этом отрывке можно назвать главным? Мне ка­жется, это слово «жребий». Почему? Жребий — это предмет, часто совершенно случайный, по которому гадают или делают выбор. Иногда слу­чается, что и жизнь человека может измениться от пустякового случая. В этом отрывке кудесник говорит, что у Олега все в жизни будет хорошо, но слово «жребий» настораживает, заставляет задумываться — не произойдет ли какой слу­чайности. Запомним это.

Читает ученик с посохом кудесника:

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

Учитель Кстати, обратите внимание на еще одно оп­ределение: могущему. К кому оно относится? Пушкин мог бы написать — могучему, ведь эти слова похожи. Их можно назвать аналогиями. Тем не менее, Пушкин выбрал слово могущему — почему? Какие черты, оттенки, особенности в характере Олега подчеркнул Пушкин словом «могущему»? Каким предстает Олег перед нами благодаря этому определению? (Он все МОЖЕТ сделать.)

Читает ученик с посохом кудесника:

«Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Читает библиотекарь:

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

Читает ученик с княжеским шлемом:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».

Читает библиотекарь:

И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

Читает ученик с княжеским шлемом:

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, — 
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»

Читает библиотекарь:

И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает:

Читает ученик с княжеским шлемом:

«Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

Читает библиотекарь:

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил:

Читает ученик с княжеским шлемом:

«Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!»

«Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Читает библиотекарь:

Из мёртвой главы гробовая змея,

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Учитель - А теперь давайте рассмотрим иллюстрации великого русского художника Васнецова, которые представлены в вашей хрестоматии. Подберите слова из стихотворения к каждой иллюстрации. (иллюстрации на слайдах)

Библиотекарь «Песнь о вещем Олеге» издавалась много раз, и разные художники ее иллюстрировали. Другие художники просто создавали картины на тему о вещем Олеге и его походах. Сейчас мы поступим таким образом. На отдельном стенде вы видите несколько иллюстраций, относящих­ся к разным ситуациям «Песни». Они располо­жены хаотично, в беспорядке. Расставьте их по порядку. Молодцы!

Работа в группах.

Учитель Разделимся на 6 групп. Возьмите вопрос, на который ваша группа должна будет ответить через 3мин.

Вопросы для групп.

1 гр. Каково было отношение князя к коню?

2гр. Почему кудесника Олег назвал лживым, бездушным стариком?

3 гр. Каким образом мы догадываемся, что после встречи кудесника с Олегом прошло несколько лет?

4 гр. Как относится к кудеснику Пушкин?

5гр. Почему кудесник отказался от княжеского дара?

6гр. Кто поминает князя Олега после гибели?

- Представьте свои ответы.

Учитель - А теперь охарактеризуйте князя Олега в произведении А.С. Пушкина.

- Вернемся к задачам нашего урока. Выполнили ли мы их в полном объеме?

Рефлексия

Своей работой на уроке:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я не доволен, потому что…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!