СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.            

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»»

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)

Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;

  • учить находить в тексте ответы на вопросы;

  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;

  • расширять словарный запас;

  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

  • развивать творческие способности, навыки работы в группе(парами);

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест, карточки для групповой работы.











Ход урока

  1. Орг. момент (слайд №1).

Говорим о добре и зле.

О нем говорят так:

-Это то же, что здоровье для тела: незаметно, когда владеешь им, оно дает успех во всяком деле.

-В него верят лишь те немногие, кто его творит.

-Это превосходная степень пользы.

Оно, как чистый воздух на земле,

Не может быть излишним и напрасным.

Его дарите - станет мир вокруг светлей

От радости подаренного счастья. (Это добро.)

Прочитайте поговорки..

«Добро не умрет, а зло пропадет»,

«Кто доброе творит, того зло не вредит»,

«Злой человек не проживет в добре век».

Что противопоставляется добру? (Зло.)
Что же это такое – Добро и Зло? Значение этих слов находим в толковом словаре. Работа в группах. (Дети зачитывают ответы).
Вспомните название произведения, которое вы прочитали дома, сопоставьте с данными понятиями и определите тему нашего урока.

Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Слушаем музыку. Определяем задачу урока.

Музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия».

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. (Композитор, пианист, дирижёр. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский.) Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

- Прочитайте слова на экране. (слайд №2).

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.


- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

(Раскрыть основной замысел произведения. т.е. О чем заставляет задуматься произведение?)

Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

  1. Работа по теме урока.

Беседа по содержанию.

- Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Где происходили события? (В цветнике). (слайд №7)

- Найдите описание цветника.

Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)

- Чей это был цветник?

- Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).

- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.



Сюжетные линии.

- Сколько в произведении сюжетных линий ? (2. 1. Жизнь жабы и розы.2. Жизнь мальчика и его сестры.)

- Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. С какими героями автор сопоставляет эти понятия. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану (слайд № 9)

- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 9.

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.

- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".

1 группа - Окружающая обстановка.

(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").

- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)

- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)

Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.

2 группа - Внешний вид.

(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").

- Вам нравится роза?

Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.

3 группа - Действия.

(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").

- А почему роза плачет?

(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).

- Разве роза может плакать?

(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).

- Какой литературный приём использует автор?

(Ответы детей: олицетворение).

- О чем могла молиться роза?

(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)

Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.

4 группа - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").

- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)

Значит, главное для розы - это счастье жить:

- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)

- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?

(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).

- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза - это символ добра? (да).

Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".

- Расскажите, как показана жаба.

1 группа - Окружающая обстановка.

(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").

- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?

(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)

- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?

(Ответы детей: неуютно, угнетённо).

2 группа - Внешний вид.

(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").

- Вам нравится жаба?

(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).

3 группа - Действия.

(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").

- Оцените её действия.

(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).

4 группа - Мечты, эмоции, чувства.

(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?

- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?

- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).

-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).

Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.

- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

- Значит, жаба - это символ зла? (да).

Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.



  1. Продолжим работу.

- Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).

- Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

- Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

- Зачем мальчику нужна была роза?

- А что чувствовала роза, когда её срезали?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

(Слайд № 13)

  1. Проверка знаний. Тест. (слайд № 14)

- Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:

1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.

4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба

  1. Слайд № 15. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

- Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

- О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.

  1. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)

Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». (слайд № 16)

Заканчивая урок, мне хочется вас оценить.

Синквейн добро и зло

Слайд №17 видео.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

Благодарю за работу. (слайд № 18)




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!