Урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» (второй урок)
Цель: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.
Задачи:
учить вдумчивому осознанному чтению;
учить находить в тексте ответы на вопросы;
развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;
развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;
развивать связную речь, умение давать полные ответы;
расширять словарный запас;
способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);
развивать творческие способности, навыки работы в группе(парами);
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием методического приёма –приёмов постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и приёма работы с компонентами художественного произведения.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал – тест, карточки для групповой работы.
Ход урока
Орг. момент (слайд №1).
Говорим о добре и зле.
О нем говорят так:
-Это то же, что здоровье для тела: незаметно, когда владеешь им, оно дает успех во всяком деле.
-В него верят лишь те немногие, кто его творит.
-Это превосходная степень пользы.
Оно, как чистый воздух на земле,
Не может быть излишним и напрасным.
Его дарите - станет мир вокруг светлей
От радости подаренного счастья. (Это добро.)
Прочитайте поговорки..
«Добро не умрет, а зло пропадет»,
«Кто доброе творит, того зло не вредит»,
«Злой человек не проживет в добре век».
Что противопоставляется добру? (Зло.)
Что же это такое – Добро и Зло? Значение этих слов находим в толковом словаре. Работа в группах. (Дети зачитывают ответы).
Вспомните название произведения, которое вы прочитали дома, сопоставьте с данными понятиями и определите тему нашего урока.
Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».
Слушаем музыку. Определяем задачу урока.
Музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия».
- Понравилась ли вам мелодия?
- Какие чувства она вызвала у вас?
Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. (Композитор, пианист, дирижёр. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский.) Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.
Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.
- Прочитайте слова на экране. (слайд №2).
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня -
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
(Раскрыть основной замысел произведения. т.е. О чем заставляет задуматься произведение?)
Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.
Работа по теме урока.
Беседа по содержанию.
- Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)
- Где происходили события? (В цветнике). (слайд №7)
- Найдите описание цветника.
Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)
- Чей это был цветник?
- Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).
- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста.
Сюжетные линии.
- Сколько в произведении сюжетных линий ? (2. 1. Жизнь жабы и розы.2. Жизнь мальчика и его сестры.)
- Наша задача на уроке – понять, что существует 2 мира: добро и зло. С какими героями автор сопоставляет эти понятия. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе по следующему плану (слайд № 9)
- Четыре группы (одна группа - один пункт плана) будут доказывать, опираясь на текст, что роза - это символ добра, а другие четыре группы - что жаба - это символ зла, по следующему плану. Слайд 9.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.
- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза".
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо:)
- А человек? (Ответы детей: хорошо, приятно:)
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").
- Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами", "её жизнь - распуститься, начать вянуть и осыпаться", "не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", "совсем уж распустилась", "почувствовала, что её срезали недаром").
- А почему роза плачет?
(Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).
- Разве роза может плакать?
(Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).
- Какой литературный приём использует автор?
(Ответы детей: олицетворение).
- О чем могла молиться роза?
(Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:)
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").
- Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить:)
Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Что помогает понять счастье розы? (её аромат)
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
(Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат).
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принести людям пользу).
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе. На доске схема-кластер "Жаба".
- Расскажите, как показана жаба.
1 группа - Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно, угнетённо).
2 группа - Внешний вид.
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая").
- Вам нравится жаба?
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
3 группа - Действия.
(Ответы детей: "ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").
- Оцените её действия.
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).
- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
-Каково эмоциональное состояние жабы? (жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
Вывод: жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ зла? (да).
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.
Продолжим работу.
- Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).
- Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).
- Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)
- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?
- Зачем мальчику нужна была роза?
- А что чувствовала роза, когда её срезали?
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).
(Слайд № 13)
Проверка знаний. Тест. (слайд № 14)
- Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.
Тест по проверке знания содержания и идеи сказки:
1. О чём думает роза в период цветения?
А. Быстрей бы распуститься.
Б. Умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. Грязно - серые бородавчатые бока.
Б. Скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что…
А. она не досталась жабе.
Б. её гибель была неизбежна.
В. она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
Слайд № 15. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
- Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?
- О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).
Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.
Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)
Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)
Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)
Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». (слайд № 16)
Заканчивая урок, мне хочется вас оценить.
Синквейн добро и зло
Слайд №17 видео.
Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.
Благодарю за работу. (слайд № 18)