СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: С.А.Есенин, стихотворение «Лебедушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения

класс: 4 

тема: С.А.Есенин стихотворение "Лебёдушка"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: С.А.Есенин, стихотворение «Лебедушка»»

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

Стихотворение С.А.Есенина «Лебедушка»


Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Рассказ о Есенине

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.


4. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»).

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)


5. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;


- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;


- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?


6. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.


- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

7. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

8. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

9. Итог урока, домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!