I | Организация мотивации деятельности учащихся на уроке. (2мин) Цель: формирование положительного настроя на урок. | 2 слайд: Отгадайте загадку. Светит, сверкает Всех согревает. Посмотрите, что мы видим на слайде? А что дарит солнышко? Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло. Какое настроение у вас, когда смотрите на солнышко? Чтобы поработать хорошо, надо настроение хорошее, а ещё что надо? | Дети отгадывают загадку: Солнце. Солнышко. Тепло и улыбку. Ребята берутся за руки и улыбаются друг другу. Весёлое, доброе, хорошее. Быть внимательным, активным, дружными и добрыми. | Личностные, коммуникативные. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя, умение общаться между собой. |
III IV | 2. Проверка домашнего задания. Цель: проверка знаний и выполнение домашнего задания. Постановка учебной задачи.(2мин) Цель урока: выразительное чтение текста, выборочное чтение, чтение по ролям, пересказ, беседа по вопросам. Совершенствование умений работы над содержанием текста. (26 мин.) 1.Чтение « по цепочке». (4 мин.) 1 часть. Утка повела ребят к озеру. 2. Выборочное чтение (4 мин.) 2 часть. Ребята ловили утят. | 4 слайд. Что мы изучали на прошлом уроке? А сейчас проверим, что вы знаете О писателе и его рассказе? (слайд5) 1.О чём он писал? 1. Каким человеком был Пришвин? 2. Кто главные герои? 3.Расскажите об уточке чирке – свистунке. ( Слайд 6) Какую работу с текстом мы провели? А ещё какие виды работы с текстом вы знаете? Определите цели урока, используя опорные слова: ( Приложение 1) Мы познакомимся с …. Мы вспомним… Мы будем учиться … . Мы сможем поразмышлять… Сегодня на уроке продолжим анализировать текст. Чтение вслух «по цепочке» первой части. Придумайте свои вопросы к первой части. Найдите ответы на вопросы в тексте. – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? – Докажите строчками из произведения. – Зачем ребята это делали? – Как вела себя уточка, когда ловили её утят? – Докажите строчками из произведения. – Могла ли утка кричать? – Докажите строчками из произведения. – А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь? – А ваша мама переживает за вас? – Как она ведет себя при этом? – Как в рассказе чаще всего называют уточку? – А какая она мама? – Вам её жалко? Слайд 7. Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность . | Познакомились с писателем М.М.Пришвиным и его рассказом «Ребята и утята». О природе, о животных. Добрым, неравнодушным. Ребята, утята и автор. Сообщение ученика об уточке чирке – свистунке. Разделили на части и составили план. Выборочное чтение, чтение по ролям, пересказ и др. С текстом рассказа, с жизнью уточки, с писателем. Все виды работы с текстом. Работать в парах, в мини -группах, выборочному чтению, читать по ролям, пересказывать. О поведении детей в рассказе, об экологических проблемах. Ребята читают по «цепочке». Ребята придумали свои вопросы. Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера? (Весной озеро разливалось.) Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?( На свободе есть корм, вода.) Сколько надо было идти до озера?( 3 версты) Сколько это километров? ( Чуть больше 3 километров) Как шла мать -уточка с утятами?( Шла позади утят) Какие враги были у уток? (Лисицы, ястребы, люди) Ответы ребята находят в тексте. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Просто так, для забавы. Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Нет. – Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях Страх, испуг Мама! Мама! Да. Переживает, волнуется. Мать. Заботливая. Да. | Познавательные, личностные, коммуникативные. Умение слушать других. Умение проявлять любознательность при получении знаний. Личностные, Регулятивные. Умение формулировать тему урока, учебную задачу. Умение регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы Личностные, регулятивные, Познавательные. Умение самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Умение регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. Личностные, регулятивные, познавательные. Умение высказывать, свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение отвечать и находить ответы на вопросы. |
| 3. Чтение по ролям (4 мин.) 3 часть. Приказ взрослого. Игра «Ромашка» | Ребята, 3 часть читаем по ролям. Игра «Ромашка» (Приложение 2) Вопросы . 1. Кто помешал ребятам? 2. Что он спросил? 3. Смогли ли они объяснить свой поступок? 4. Какое приказание дал им взрослый? 5. Что вы можете сказать о ребятах, какие они? | Автор. Что вы будете делать с утятами? Нет, они струсили -Живо,- приказал я ребятам, -идите и возвратите ей всех утят! Глупые, несмышленые | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. Умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией |
| Совершенствование умений работы над содержанием текста. (Продолжение) 4. Пересказ. (4 мин) Беседа по вопросам. 4 часть. Семья продолжает путешествие. | Перескажите 4 часть. Ответьте на вопросы: – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? – Как шла уточка-мать в начале рассказа? – А почему сейчас она побежала впереди? – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? – Перед кем этот знак уважения? – Почему? – Как мальчишки на это прореагировали? – Почему? – Что пожелали люди уточке? | Хотела быстрее увести детей от врагов. Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята! – Знак уважения. Перед утятами. Они засмеялись. Они были глупые и не понимали, что и к утятам нужно относиться с уважением. Счастливого пути! | Личностные, регулятивные, коммуникативные. Умение пересказывать текст, умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; |
| 5. Работа в парах. (3 мин) Игра «Собери пословицу». | Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходят эти пословицы? – Почему? ( Приложение 3.) Умел ошибиться – умей и поправиться Один за всех, все за одного. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Сначала думай – потом делай. Добрый пример, лучше ста слов. За правое дело, стой смело. | Работают с пословицами. Ребята Утка Ребята Пришвин Автор | Коммуникатив- ные, личностные, Умение работать в парах, высказывать свою точку зрения |
| 6. Работа над иллюстрацией. (3 мин) | - Посмотрите на иллюстрацию: - Кто изображен на переднем плане? - Что они делают? - Кто изображен на заднем плане? - Что они делают? -Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией Подберите к этой иллюстрации подходящее название. Какие вы бы картины нарисовали к этому рассказу? | Утка – мать и утята. Бегут Автор и ребята Машут руками, шапками и кричат И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята: - До свидания, утята! Прощание с утятами Озеро, где плавают мать – утка с утятами | Познавательные, регулятивные, личностные Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
VI | Подведение итогов урока. (3 мин.) | Как автор назвал свой рассказ? – Почему? Чему научил М.Пришвин нас своим рассказом? (слайд 12,13) Какой ты читатель? (слайд 14) ( Приложение 5) 1.Произведение «Ребята и утята» - это сказка 2.Главными героями были дети и семья уточки | 3. При встрече с утятами ребята пропустили их вперед | 4.Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами | 5.Пришвин разговаривал с ребятами ласково | 6.Ребята смогли объяснить свой поступок | 7.Уточка бросила своих утят | 8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды | | – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь Ребята отвечают на листочках. Проверяем на слайде. | Личностные Умение способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VII | Рефлексия (3 мин.) Цель: Выяснить степень усвоения рассказа. | 1.Продолжи: Сегодня я узнал… Было интересно…. Я понял, что…. У меня получилось… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…. 2. Выставление и комментирование отметок. 3. (Слайд 15) Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе - от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека» | О жизни чирке – свистунке, О писателе, Работать в парах собирать пословицы, читать по ролям, находить ответы в тексте. Нельзя совершать бездумных поступков Работать в мини группах и др. Поведение матери – утки, я восхищён ею, Не делать плохих поступков, любить природу и животных, защищать их. Сделать доброе дело, сказать маме, что я её сильно люблю, покормить птиц и др. | Личностные, коммуникативные. Умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, умение объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий; |