- Перед тем, как узнать тему нашего урока проведем речевую разминку. Речевая разминка (на слайде) Дыхательные упражнения. -
Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. «Задуть одну большую свечку». -
Представить, что на руке 3 свечи, глубокий вдох и выдох тремя порциями. Задуть каждую свечу. -
-Для четкости произношения проговорим скороговорку. Читает учитель быстро, учитель читает в нормальном темпе, вместе в медленном темпе, вместе быстрее, самостоятельное чтение скороговорки 1-2 обучающимися. Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил. — Кто такой король? Король — государь, управляющий королевством. - Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно. - У вас отлично получается! - Ребята, подскажите, какой раздел по литературному чтению мы сейчас изучаем? (Литература зарубежных стран) - Скажите, пожалуйста, с какими сказками из этого раздела мы уже познакомились? (Кот в сапогах, Красная шапочка) - Верно. Уже на протяжении нескольких уроков мы работаем с этим разделом и сегодня тоже продолжим знакомство с новым произведением. - Ребята, вам интересно узнать, с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся? - Но для начала я предлагаю разгадать шифр, который поможет вам узнать имя и фамилию писателя произведения. На экране: НЕСРЕДНА НАИТСИРХ СНАГ - Кто догадался, как нужно прочитать шифр? (Справа-налево) - Верно. - Кто разгадал шифр – покажите знак класс. (Сигнализируют о готовности) - Вижу, молодцы. Миша, скажи, как зовут писателя? (Ганс Христиан Андерсен) Кто согласен с Мишей – покажите класс. - Все верно, молодцы. Вывешиваю на доску портрет писателя - Ребята, знаком ли вам этот писатель? Знакомы ли вы с его произведениями? Какие? - Чтобы узнать, с каким произведением Г.Х. Андерсена мы сегодня познакомимся – предлагаю отгадать загадку. Про принцессу вам загадка: Ей нужна была кроватка С сотней новеньких матрасов Говорю без прикрас я. Добрая, хорошая Принцесса на…. - Кто это? (Принцесса на горошине) - Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине») - Молодцы. Тема нашего урока сказка Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Вывешиваю на доску тему урока. - Сегодня у нас необычный урок, мы продолжаем путешествовать в волшебный мир сказок. - Чтобы нам было удобно работать, предлагаю составить план урока. На экране: -
Узнать… -
Познакомиться… -
Прочитать… -
Составить… | На доске представлены незаконченные предложения. - Катя, прочитай. (Узнать. Познакомиться. Прочитать. Составить) - Как вы считаете, что мы можем узнать? ДОП: знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя? (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена) – Ребята, как вы думаете, с чем мы можем познакомиться? С какой сказкой? (Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине») - Хорошо. Что мы можем прочитать и как? (Прочитать выразительно сказку) - Что мы можем составить по сказке? (Составить план для пересказа) - Отлично. На доске: -
Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена -
Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине» -
Прочитать выразительно сказку -
Составить план для пересказа сказки | - Наш план составлен. Приступим к его выполнению. - Кристина, прочитай, что мы должны узнать. (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена) - Ребята, знаете ли вы что-то о жизни и творчестве Ш. Перро? А интересно узнать? Для этого придвиньте к себе карточку под номером один - карточка с вопросами. - Прочитайте вопросы про себя. Карточка №1 Задание: ответь на вопросы из рассказа учителя. -
В какой стране родился Г.Х. Андерсен? (В Дании) -
Кем работал писатель? (Работал танцором, певцом) -
Как называется сказка, которую Г.Х. Андерсен написал в 30 лет? (Огниво) | - Ребята, можете ли вы ответить сейчас на эти вопросы? (Нет) - Верно, пока что вы не знакомы с жизнью и творчеством этого автора. - Для того чтобы ответить на эти вопросы, я вам буду рассказывать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, а вашей задачей будет внимательно послушать мой рассказ и пока вы слушаете ответить на эти вопросы письменно в карточке. - Катя, скажи, что сейчас будем делать? (Внимательно слушать и в ходе рассказа отвечать на вопросы) - Ребята, все услышали Катю? Кому задание непонятно, поднимите руку. - Обратите внимание на то, как правильно вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая. Рассказ учителя: В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в тридцать лет ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни. Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит. + демонстрация презентации. - Ребята, предлагаю вам проверить ответы на вопросы. - Саша, прочитай, пожалуйста, ответ на 1 вопрос. - Ребята, поднимите руку, кто согласен с ответом Саши. (Аналогичная работа проводится с каждым вопросом). -Ребята, а что интересного вы запомнили из моего рассказа? - Отлично, мы ответили на все вопросы. - Ваня, прочитай, пожалуйста, что мы узнали? (Узнать о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена) - Выполнили мы этот пункт плана? Что для этого делали? (Убираю пункт плана с доски) - Маша, прочитай, с чем мы должны познакомиться? (Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине») - Для этого откройте учебник на 197-ой странице. - Захар, прочитай название произведения (Принцесса на горошине) - Предположите, о чём это произведение. Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению? -Как мы сможем проверить правильность наших предположений? (Прочитаем произведение) - Верно. - Но для начала давайте послушаем аудиозапись к сказке «Принцесса на горошине». Прием развития ЭИ - Пока будете слушать с закрытыми глазами, попробуйте представить образы, картины, которые будут появляться во время слушания и запомнить их. Закрывайте глаза. Слушание аудиозаписи - Открывайте глаза. Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? Какие картины представляли, когда слушали сказку? Какие образы возникали? Какие цвета были? - Спасибо вам за высказывания. - Маша, прочитай, с чем мы должны были познакомиться (Познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине») Выполнили мы этот пункт плана? Что для этого делали? - Вася, прочитай второй пункт плана, что мы должны прочитать (Прочитать выразительно сказку) -Андерсен написал сказку на своем родном языке, а кто перевел ее на русский прочитайте в конце сказки на странице 199-ой. - Миша, кто перевел на русский эту сказку? (А. Ганзен) - Сказку перевела талантливая переводчица Анна Васильевна Ганзен. - Откройте учебники на странице 197-ой. Читать сказку мы будем вслух по цепочке. - Перевод сказки был написан давно, поэтому в этой сказке нам могут встретиться незнакомые слова. - Познакомимся с этими словами. Внимание на экран! + изображения - Маша прочитай, кто такая принцесса. Принцесса — 1, Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. (иронич.) О том, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам - Вася, прочитай, что такое тюфяк? - Варя, читай следующее слово. - Захар, прочитай, что такое почивала. - Витя, читай следующее слово. Гагачий пух – пух, собираемый в гнёздах утки гаги; - И Маша прочитает последнее слово. - Мы с вами познакомились со значением слов, которые могут встретиться вам в тексте. -Будем разбираться со сказкой по порядку. (вопросы после каждой части) - Я начну читать, вы следите пальчиком, потому что потом могу попросить прочитать любого из вас. -Что захотелось принцу? Чем он был огорчен? -Читаем далее. Кто однажды постучал в городские ворота? Какой предстала принцесса? -Продолжаем дальше. На какую кровать уложили принцессу? Что старая королева положила на голые доски? -Дочитайте до конца. Как спала принцесса? Что она чувствовала? -Как вы думаете, чем отличается принцесса от простой девушки? -В чем заключается вымысел сказки? (невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин) - Какие эмоции вы испытывали при чтении и слушании сказки? Для этого я предлагаю вам воспользоваться карточками. Прием развития ЭИ Придвиньте их к себе. Что вы здесь видите (Лица). А чем они отличаются друг от друга (Выражают разную эмоцию) - Верно. Сейчас я вам предлагаю выбрать ту эмоцию, которую вы испытывали при чтении и слушании сказки. - Спасибо вам за мнение. Миша, какую эмоцию ты выбрал? Почему? (Спрашиваю нескольких обучающихся) - Уберите карточки на край парты. - Эта сказка называется «Принцесса на горошине». Почему писатель придумал именно такое название? А какое название дали бы вы этой сказке? - Трудно ли было читать сказку? Почему? - Молодцы! - Маша, прочитай, что нам нужно было прочитать (Прочитать выразительно сказку) - Выполнили мы этот пункт плана? Что мы для этого сделали? - Прежде чем приступить к выполнению третьего пункта плана, предлагаю немного отдохнуть, чтобы набраться сил и быть активными. Физкультминутка - Встаньте из за своих мест так, чтобы вам вокруг ничего не мешало. - Я буду рассказывать стихотворения и показывать движения, а вы повторяйте эти движения за мной. - Молодцы, отдохнули, поднабрались сил для дальнейшей работы. |