СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Берёза»."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить с произведениями С.А.Есенина «Поет зима – аукает…», «Берёза». Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему. Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением. Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме "С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Берёза»."»

Урок по литературному чтению 2 класс

Тема урока: С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Берёза».


Цель урока:

-Познакомить с произведениями С.А.Есенина «Поет зима – аукает…», «Берёза».

-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.

-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.

-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.

-Развивать навык выразительного чтения.

-Воспитывать любовь к природе, прививать эстетический вкус и любовь к поэзии.


Результаты деятельности


Личностные результаты:

  • учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.


Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.


Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.



















1.      Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


2.      Речевая разминка. Работа с карточками.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?


(Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)


Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.

- вдох носом, выдох через рот;

- нюхаем цветок;

- тушим свечу.


Ребята, давайте поиграем в игру «Кто быстро, правильно и четко произнесет скороговорки»

Ра-ра-ра – строит крепость детвора.

Ка-ка-ка – лепим мы снеговика.

Оз-оз-оз – щиплет за нос нас мороз.


3. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вы друг у друга проверите домашнее задание. Мы поработаем парами. Научимся друг другу помогать.

1) Чтение друг другу стихотворения Я.Акима «Утром кот принес на лапах».

2) Выбор одного из пары для чтения всему классу.


4.      Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, поднимите руку, кому нравится ходить на прогулки, в походы?

Сегодня мы совершим прогулку и будем наблюдать за природой, не выходя из класса, благодаря стихотворениям русского поэта.

Отгадайте загадку и узнаете, о каком времени года пойдёт речь.

Слайд 1

Тройка, тройка прилетела,

 Скакуны в той тройке белы,

 А в санях сидит царица

 Белокоса, белолица,

 Как махнула рукавом,

 Все покрылось серебром.

- Какое это время года?

(Зима)

Слайд 2(Зимняя природа)


5. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.

Слайд 3 (Портрет Есенина)

Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, который очень любил природу, написал много стихов о ней. Его называли – певцом русской природы. Это Сергей Есенин.

Слайд 4 (Тема урока)

Ребята, сегодня на уроке мы научимся  искать и выделять информацию в предложенном тексте, давать свою оценку прочитанному. Мы научимся определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.


6. Изучение нового материала.

Слайд 5 (Портрет Есенина)

Сергей Александрович родился в селе Константиново под Рязанью на берегу реки Оки.

Слайд 6 Рос он очень непоседливым ребёнком: рано научился плавать, лазал по деревьям, частенько дрался, ему не было и 4 лет, когда он научился скакать на лошади.

Слайд 7 Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Есенин очень рано начал писать стихи (ему было 9 лет, как вам сейчас). Все его стихи о природе, о родине, о нём самом или близких ему людях. Сергей Александрович очень любил свою Родину и воспевал в своих стихах красоту родной природы.

Сейчас вы прослушаете стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима – аукает…» (аудиозапись)


Понравилось ли вам стихотворение? (да/нет)

Какие словесные картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?

(Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли)


Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

Какое необычное слово вы встретили в стихотворении? (Стозвон, сосняк)

Слайд 8 (Картинка сосны)

 (Сосняк – сосновый лес. Стозвон: звон 100 сосен, сосны высокие, их верхушки задевают друг друга. Стозвон – имеющий сто звонов.)


С кем автор сравнивает зиму? (Сравнивает с человеком)

Какие слова доказывают такое сравнение? (Поёт, аукает)

Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа называется олицетворением. (Повторите - олицетворение)


Прочитайте следующие три строки.

Как понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»? (Тихо, медленно)

Что значит «седые облака»? (Белые)

Так бывает, это прямое значение или переносное?

Такой оборот речи, когда слова и выражения употребляются в переносном значении, называется метафора. (Повторите - метафора)

Слайд 9


Прочитайте строчки о метелице и воробышках.

Какой звук повторяется в первых трех строчках?

Послушайте ещё раз:

«А по двору метелица ковром шелковым стелется, но больно холодна…»

Звук «л» и «л,» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань…)

Когда в речи происходит сопоставление одного предмета или явления с другим, называется сравнением.

Слайд 10


Как вы думаете, какие чувства вызывают у автора воробьи? (Я думаю жалость)

Какое сравнение нашёл поэт к воробышкам? Он их жалеет как кого?

(Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

Почему они прижались у окна? (От окна идет тепло, и они надеются, что человек покормит их)


Прочитайте стихотворение выразительно.


7. Физминутка

Мы зимой в снежки играем, (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим,   (имитация скольжения на лыжах)

На коньках по льду скользим, (имитация движения на коньках)

И из снега лепим мы, (соответствующие движения)   

Гостью-зиму любим мы! (развести руки в поклоне и поставить на пояс)


8. Изучение нового материала.

Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется следующее стихотворение поэта.

Слайд 11

Зелена, а не луг, 
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.


Слайд 12

Правильно. Стихотворение «Берёза» – это первое напечатанное в газете стихотворение С.А.Есенина. Поэту тогда было 19 лет.


Ребята, послушайте стихотворение. А когда будете слушать, подумайте, что оно напоминает. (аудиозапись)


Понравилось ли вам стихотворение?

Что оно напоминает? (Сказку)

Чем это стихотворение напоминает сказку? (берёзка – как живая)


Найдите в произведении непонятные для вас слова.

(серебро, кайма, кисти, бахрома, заря)

Попробуем их объяснить.


Слайд 13

(Серебро - Драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета. Ювелирные изделия из серебра)

Слайд 14

(Кайма - Отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.)

Слайд 15-16

(Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков. Скатерть, пояс с кистями.)

Слайд 17-19

(Бахрома - Тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.)

Слайд 20

(Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.)


Перечитайте стихотворение, определите, есть ли здесь слова в переносном значении?

(Снежною каймой, Распустились кисти, Белой бахромой. И горят снежинки. В золотом огне.)

Как называется такой поэтический приём? (метафора)


Кто запомнил, что называется олицетворением?

Найдите в стихотворении олицетворения?

(Берёза принакрылась, стоит в сонной тишине, заря, лениво обходя, обсыпает)


Что чувствовал поэт, когда писал стихотворение?

(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)


Прочитайте стихотворение выразительно.

9. Рефлексия.

- Что мы успели сделать на уроке?

- Что узнали? Чему научились? (Я узнал (а)…Я научился (научилась)…)

- Что вам понравилось? (Мне понравилось…)

10. Подведение итогов урока.

- С творчеством какого поэта вы познакомились сегодня?

- Что вы узнали о поэте?

- Что такое метафора, олицетворение и сравнение?

11. Оценивание учащихся.

12. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений «Поёт зима – аукает..» и «Береза».

13. Самооценка.

На доску прикреплены 2 снежинки: Снежинка радости и Снежинка грусти.

Учитель просит детей принести свою снежинку и положить в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!