СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "В.Бианки.Сова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Виталий Бианки.Сова." Программа "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "В.Бианки.Сова."»

Тема: В. Бианки «Сова»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация;

  • карточки для построения «Цепочки взаимосвязи»;

  • карточки с деформированным текстом;

  • карточки для самооценки







Ход урока 1. Мотивация. (Самоопределение к учебной деятельности.)

- Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Какой раздел мы изучаем? «О братьях наших меньших».

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? В.Бианки. Музыкант.

- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6) «Коллективный экзамен» проводит Ульяна

3.Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, давайте на одну секундочку вернёмся на урок «Окружающий мир» и ответим на вопрос: как природа и человек связаны между собой?

Природа - это всё то, что нас окружает: лес, небо, река, воздух, земля, животные. Природа помогает существовать человеку, даёт ему пищу, одежду, мебель и т.д., но и природа немыслима без человека. А, если сказать точнее, природа и человек одно неразрывно связанное целое. Человек – часть природы.

- Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие. Слайд

Речевая разминка: Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

-Прочитайте с раздражением (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

-Какую фамилию вы встретили в стихотворении?

-Какие литературные жанры использовал Бианки?

-Зачем он писал свои произведения?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Как называется новое произведение В.Бианки, вы узнаете, отгадав загадку.

  • Всю ночь летает — мышей добывает,

  • а станет светло — спать летит в дупло. - А что вы знаете об этой птице? Слайд

Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости. - Взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки. слайд

Формулирование темы и учебных задач урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

На доске:

Узнаем…….

Научимся…. Узнать новое о писателе, будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному.

Физминутка «Сова».

- Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе со мной.


В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

5.Реализация построенного проекта.

Итак, перейдём к изучению новой темы.

- Сначала немного послушайте о самом авторе. Эта информация вам пригодится для решения завтрашнего теста. Слайды

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — звери, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей и взрослых бережно относиться к ней, любить ее.

Подготовка к восприятию нового материала.

1. Смысловое прогнозирование.

- О чем, по-вашему, это произведение?

- Проверим наши предположения.

Первичное знакомство с текстом.

1) Чтение текста учителем и учащимися.

- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

2) Словарная работа.

Как можно заменить слова и выражения? Слайд

Утекает

 

убегает.

Кормовистый

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

 

прятаться, таиться.

Раздолье

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Чай белить

 

добавлять молоко в чай.

Пойло

 

питательное питьё для скота.

- Проверка.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Анализ произведения. Беседа после чтения. Ответы найти в тексте сказки.

- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

- Что же пришлось сделать старику?

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).


1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.

  1. Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

  2. Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

  3. Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

- Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях.)

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

  • Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку. Записать в тетрадь.

Вывод:  сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Вспомним события прочитанной сказки и восстановим в парах деформированный план.

Расставить цифры в соответствии с последовательностью событий, чтобы получился план: карточки, работа в парах.

Рассердилась сова.

Молока у Коровы мало.

Шмели на чужих лугах гуляют.

Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

Пошел Старик Сове кланяться.

Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. - Попробуем восстановить эту цепочку. У доски и в тетрадях.

Проверка по слайду. (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай)



8.Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным текстом. Работа в паре. (стр.149) ВРЕМЯ 2 МИН!

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

  • Работа с пословицами.

3. Найдите в тексте 3 пословицы, подчеркните и объясните их смысл.

«Мыши не волки, не зарежут тёлки».

«Трава без клевера, что каша без масла».

«Дружно не грузно, а врозь, хоть брось».

- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. Послушайте пословицы.

- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

  • С тем не бранись, кому будешь кланяться.

  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)


1.Какое утверждение верно?

Человек – царь природы. Или Человек – часть природы.

Вывод: раз человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему живому.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

-Всё ли мы выполнили?

Задачи: Узнать новое о писателе, будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному.


Рефлексия.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

«Урок дал мне для жизни…»

Итог урока.

- Ребята, а как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

- Кто из героев нравится ему больше и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки.)

- А как вы, дети, можете помочь природе?


10. Домашнее задание (распечатать на карточках)

Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

  1. Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Подготовь чтение сказки по ролям.

  3. Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.


Тест по материалу урока.

1. В каком городе родился В.В, Бианки?

а) Москва

б) Петербург

в) Рязань

2. Для кого он писал?

а) только для детей

б) для детей и для взрослых

в) только для взрослых

3. Сколько произведений написал В.В.Бианки?

а) 300

б) 200

в) 400

4. Какие произведения писал В.В.Бианки?

а) только рассказы

б) только сказки

в) рассказы и сказки

5. Закончи предложение.

Он писал

а) только о животных

б) только о растениях

в) о животных и растениях

г) о животных, растениях, грибах



6.Какая пословица не подходит к сказке «Сова»?

а) Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся.

б) Много желать – добра не видать.

в) Как аукнется, так и откликнется.

Приметы о сове.

  1. Если много сов – урожай будет хороший.

  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

  3. Филин кричит на оттепель.

  4. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

  5. Сова кричит – на холод.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!