3. Моделирование обложки. Игра с моделями. | - Возьмите свои модели. - Подумайте и покажите, что я вам читала. - Как обозначим? Покажите. - Сравните свои работы с образцом. У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+». У кого не так? Почему нарисовали круг? - О ком эта сказка? - Как сказать одним словом? - Каким цветом покажем это на модели? - Проверяем. Что вы слушали? - Покажите модели. Сравните свои работы с образцом. У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+». - Хотите узнать фамилию автора? - Эту сказку написал Михайлов. Нарисуем красную рамочку. -Покажите знак фамилии автора и назовите её. - Кто написал сказку? - Как вы думаете, как озаглавил свою сказку Михайлов? - Михайлов озаглавил свою сказку «Лесные хоромы». Нарисуем на модели внизу синюю рамочку. -Покажите знак заголовка и прочитайте его. - А сейчас поиграем с моделями. - Покажите мне на своих моделях заголовок. Читаем хором. - Что я сейчас показываю? -Читаем хором фамилию автора. -А теперь покажите мне название нашего произведения. - Что вы слушали? | - Мы читали сказку. Ученики показывают учителю, как они обозначили жанр. - О мухе-громотухе, комаре-пискуне , осе-пеструхе, слепне- жигуне, пауке. - О животных. - Коричневым. Ученики рисуют. - Сказку о животных. Ученики рисуют. Ученики ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают «Михайлов». - Михайлов. Предлагают разные варианты заголовка сказки. Ученики рисуют. Ученики ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают «Лесные хоромы». Показывают заголовок. Читают заголовок хором. Определяют, что учитель показывает на обложке фамилию автора. Читают хором фамилию автора. На модели показывают название произведения. Называют правильно произведение: «Мы слушали сказку о животных Михайлова «Лесные хоромы». |
4. Работа с произведением. Работа с учебной хрестоматией и тетрадью. | Организует поисковую работу с учебной хрестоматией. - Теперь, ребята, мы будем работать по учебной хрестоматии. Найдите новое произведение. - Найдите фамилию автора. Назовите её. -Найдите заголовок. Назовите его. -А кто правильно назовёт наше новое произведение. - Перечислите всех героев, о которых вы узнали из текста. -Внешний вид кого из них вам хорошо знаком? - Кого из героев сказки вы затрудняетесь представить? - Рассмотрите иллюстрации к тексту и определите, где изображена муха, где – комар, где – оса и слепень. -Как понять, где нарисована муха, а где – слепень? Слепень похож на большую муху. - Почему у насекомых – обитателей лесных хором – такие непривычные имена: муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун? - Почему автор осу назвал «пеструха»? - А почему слепень получил имя жигун? - Жигать – это значит резко, сильно, больно кусать. - Где решили поселиться муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун? -Посмотрите на первую иллюстрацию. Что изображено? - Откройте рабочую тетрадь. Рассмотрите иллюстрацию под номером 3. Что на ней изображено? - Как можно использовать эти предметы? -Чем кузовок отличается от корзиночки и лукошка? - Чем кузовок понравился мухе-громотухе – первой обитательнице кузовка? - Правильно. Но кроме этого она подумала: «…хоромы хороши. Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит». Что такое хоромы? -Хоромы – это не только большой, но еще и богатый дом. Люди хранят свои корзинки и кузовки дома. А кузовок из сказки превратился в лесные хоромы – стал настоящим богатством для насекомых. -Кто потом прилетел? -Кто прилетел следующий? - Кто прилетел последним? -О чём стали разговаривать? - Как говорила про себя муха. -Как говорила про себя оса? -Чем хвастался слепень? -Комар? -Что они услышали во время этого разговора? -Отозвался ли кто –нибудь? -Что решили предпринять? -Кто полетел первый? -Почему? -В конце сказки сказано, что «пока герои спорили и вздорили, паук плел свою паутину». Из-за чего они спорили и вздорили? -Кто из них оказался прав? - Значит, эта сказка грустная? - Вы хотели бы оказаться на месте героев? - Чтобы не оказаться на месте героев, давайте подумаем: в чем разница между тем, когда люди спорят и когда люди вздорят? - Чем же спор отличается от ссоры? -Когда герои сказки спорят и ссорятся, спор действительно ничем не отличается от ссоры. Но раз в русском языке существуют два разных слова, может оказаться так, что спор и ссора – это совсем разные вещи. Вы, если спорите, обязательно ссоритесь при этом? - В такой беседе, где вы договариваетесь, вы используете обидные слова? -Если вы спорите с кем-то без обидных слов, значит, вы умеете слышать то, что вам предлагают; значит, вы умеете объяснять то, что вы хотите; вы умеете понимать, как можно прийти к согласию. Если в споре вы говорите обидные слова, чем он становится? -А если вы используете умные слова для того, чтобы выяснить, кто прав, как назвать такую беседу? - Можно ли было избежать такой ситуации в сказке и остаться героям в живых? -Как? - На какие сказки похожа сказка «Лесные хоромы»? -Чем похожа? - Чем отличается? | Открывают учебную хрестоматию, самостоятельно находят новое произведение. Находят фамилию автора и называют. Находят заголовок и называют. Правильно называют произведение. - Муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха, слепень-жигун. Отвечают на вопросы. -Комар изображен вверху, оса – слева. - Слепень слева. -Это сказка, поэтому имена автор придумывает так, чтобы показать, чем один герой отличается от другого. Муха-громотуха громко жужжит, комар-пискун тонко пищит, оса-пеструха носит красивую желто-черную одежду. - Когда она летает туда-сюда, кажется, что в глазах пестрит: то желтое, то черное, то черное, то желтое. - Слепень назван жигуном из-за того, что он очень больно кусается - В кузовке, который обронил в лесу прохожий. - Кузовок. - Корзиночка, кузовок и лукошко. - Корзиночка, кузовок и лукошко нужны для того, чтобы собирать грибы и ягоды. - Корзиночку и лукошко можно носить в руках, а кузовок (как портфель или рюкзак) – за спиной. Он удобнее тем, что у него есть крышка, и внутрь не насыплется ни веток, ни листьев. Если пойдет дождь, грибы и ягоды останутся сухими. - Муха нашла в кузовке хлебные крошки. - Это большой дом? Ведь муха маленькая, и для нее в таком доме много места. - Комар. - Оса. -Слепень- жигун. -Хвастаться. -Кто-то у дверки возится. -Нет. -Взлететь и посмотреть. -Они не могли решить. - Стали спорить. -Кому первому спасаться: самому знатному, самому голосистому, самому нарядному или самому сильному? - Никто. Все погибли. -Да. -Нет. - Спорить – это значит ругаться из-за чего-нибудь, вздорить – значит ссориться. Высказывают предположение. -Иногда ссоримся, иногда договариваемся. - Нет, они не нужны. -Ссорой. -Спор. -Да. Высказывания детей. - Русская народная сказка «Теремок», украинская народная сказка «Рукавичка» - Герои произведения – животные. - Кузовок – цел, животные – погибают. Теремок – разрушен, животные – целы. |
5. Упражнения в чтении слов, предложений, эпизодов из произведений (работа с учебником и тетрадью). | Организует работу с текстом на зеленой плашечке (задание для читающих, не читающие дети следят глазами по тексту). - Прочитаем имена героев сказки. - Прочитаем рассказ. - Что кричала муха? - Что значит знатнее? - Что пропищал комар? - Что прожужжала оса? - Что прогудел слепень? Работа в тетради. -Найдите заголовок и прочитайте. -Найдите фамилию автора и прочитайте. -Кто правильно назовёт новое произведение? Учитель читает задания. Задание 1. Работа с рисунками. Раскрась. Расскажи об одном из героев. Проверка. Задание 3. Рассмотри рисунки. Раскрась кузовок. -Проверяем. Какой рисунок вы выбрали? У кого так же, как и в образце – поставьте знак «+». | Учащиеся читают. Учащиеся читают по предложению. - Я всех знатнее! - Я всех голосистее! - Я всех наряднее! - Я всех сильнее! Находят новое произведение в рабочей тетради. Отвечают на вопросы, правильно называя заголовок, автора, полное название произведения. Самостоятельное выполнение задания. Раскрашивают одного героя, рассказывают о нём. Раскрашивают рисунок кузовка. Дети объясняют. Самооценка. |