Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. | Прозвенел звонок, Начался урок, Мы за парты сели дружно, Заниматься всем нам нужно! (слайд 1) - А теперь улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. | Создает эмоционально-положительный настрой на урок, ситуации успеха, доверия. | Слушают. Приветствуют друг друга | Л: выражать положительное отношение к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1) Повторение. - Назовите, с какими литературными жанрами мы уже знакомы? -Как схематично обозначается сказка, рассказ, стихотворение? -Какие темы имеют эти жанры? 2) Игра «Вспомни-назови» - Назови автора., заголовок, жанр, тему произведения | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Показывает изготовленные ранее книжки-самоделки, задает вопросы | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. (5 человек представляют книжки-самоделки, остальные определяют жанр, тему, называют автора, заголовок) | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Работа с произведением. I. Работа с текстом до чтения. Цель – развитие читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. | 1) Загадка (слайд 2) Гостьи к нам пришли: седая, А за нею – молодая, Третья ярко расцветает, А четвертая рыдает. 2) Времена года (слайд 3) - Назовите месяцы времен года по таблице. 3) Антиципация. (слайд 4) - Прочтите фамилию автора. - Почти заголовок? - Можете по заголовку определить, о чем это произведение.? Работа с иллюстрацией. - Рассмотри иллюстрации в учебнике на с. 74-75. – Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? 4) Формулирование темы, целей урока. - Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели поставим? - Сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Евгении Фёдоровны Трутневой, узнаем жанр, тему этого произведения, изготовим книжку-самоделку, вспомним признаки всех времён года. | Предлагает прочитать загадку и отгадать. Просит назвать месяцы. Просит сформулировать тему, цели урока. | Читают загадку. Высказывают свое мнение. Работают по предложенному заданию (таблице «Времена года») Предположения. Высказывания уч-ся Формулируют тему урока с помощью учителя, ставят цели. | П: умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, определять жанр по иллюстрации К: высказывать своё мнение. |
II. Работа с текстом во время чтения. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. | 1)Выявление первичного восприятия произведения (беседа): -Понравилось ли вам то, что вы услышали? -Что именно вам понравилось? -Какие слова запомнили? - Назовите жанр этого произведения? -О чем это стихотворение? -А кто написал это стихотворение о природе? 2. Моделирование обложки (слайды 5-12) (сравнение с образцом учителя) 3) Словарная работа (слайд 13) Плещутся – купаются. Проталинки – места, где снег растаял и открылась земля. Ситцевый, ситец – легкая хлопчатобумажная ткань с рисунком или однотонная. | Чтение произведения учителем Задает вопросы Поэтапно просит смоделировать обложку, проверить работу в паре | Слушают Ответы Моделируют обложку. Взаимопроверка | П: воспринимать художественное произведение; моделировать обложку Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работая в паре, высказывать своё мнение. |
III. Работа с текстом после чтения. Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. | 1) Чтение произведения учащимися по строфам. - Прочтем 1 строфу. (Слайд 14 ) - О каком времени года идет речь? Как догадались? (ВЕСНА) - Прочтем 2 строфу. (Слайд 15) (ЛЕТО) - С чем сравнивает автор луг? - Прочтем 3 строфу. (Слайд 16)ОСЕНЬ - Найди признаки осени. - Прочтем 4 строфу. (Слайд 17) - Найди и прочти с чем сравнивает автор ветки осин? ( с рогами) - Найди в этом отрывке словосочетания, где неживой предмет наделен живыми, человеческими качествами. Прочти. Это прием в литературе называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ 2) Выполнение задания по учебнику стр. 75 Прочтите задание и соедините строки со временем года 3) Обобщение – Чем это стихотворение похоже на загадку? – Отгадайте загадку, ответьте на вопрос: «Когда это бывает?». - Какое время года вам больше всего нравится? Чем? | Просит прочесть слова, объяснить значение отдельных слов. Просит прочесть отрывок и определить время года. Запись на доске: сравнение Олицетворение Прочтите задание и соедините строки со временем года | Читают по слогам, целыми словами Объясняют значение слов. Читают по строфам, анализируют отрывки. ВЕСНА-первые проталинки, первая трава ЛЕТО – луг сравнивается с ситцевым платком ОСЕНЬ – золотые рощи и сады, нивы урожайные, плоды спелые ЗИМА-лес. поле, луга белые, снег на крыше и т.д. Работа в паре. Проверяют Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. | П: анализировать объекты с целью выделения признаков; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения, высказывать своё мнение. Л: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением. |
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Соединить рисунки с отрывками из стихотворений; раскрасить рисунки. - Проверь (слайд 18) | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку в паре, пошагово сравнивая с эталоном. | Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Итог урока. Рефлексия. | – С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Оцени свою работу. Раскрась один смайлик. (слайд 19) Быстро, правильно и самостоятельно. Правильно, но медленно. Правильно, но с помощью других. Быстро, но неправильно. - Спасибо за урок. | Просит ответить на вопросы, выделить фамилию автора, заголовок, жанр, тему произведения Просит оценить свою работу на уроке по плану. | Ответы уч-ся. Оценивают, высказывают свое мнение. | К: высказывать своё мнение. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня; оценивать свою деятельность |
Ф.И. _______________________________________________ Ф.И. __________________________________________
Ф.И. _______________________________________________ Ф.И. __________________________________________