СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»


Тема: Природа в судьбе героя

(урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Монах в новых штанах»)

Цели урока:

1. Образовательные: учить учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения; формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра.

2. Развивающие: развитие навыков анализа художественного текста; развитие кругозора учащихся; посредством самостоятельной работы учащихся над заданными проектами способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развитию их устной речи.

3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе через эмоциональное восприятие произведения.

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод: слово учителя, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Метод творческого чтения: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного текста.

Эвристический метод: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Исследовательский метод: работа с дополнительным материалом, проектная деятельность учащихся.

Оборудование: ТСО, проектные работы учащихся, портрет писателя, музыкальное сопровождение- Э.Григ «Утро».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Учащиеся приветствуют учителя и занимают свои места.

2

Целеполагание

Ребята, как вы думаете, какие цели будут стоять перед нами на сегодняшнем уроке?

Учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока. (регулятивные)

3

Мотивация

(вступительное слово учителя)

Жизненный путь В.П.Астафьева начинается в деревне. Страницам детства посвящены лучшие рассказы: «Конь с розой гривой», «Далекая и близкая сказка», «Зорькина песня», «Монах в новых штанах». Эти и другие рассказы составили автобиографическую повесть «Последний поклон». Это небольшие эпизоды из жизни маленького Витьки, познающего красоту родной природы. Природа становится полноценным героем рассказов Астафьева.

Ребята, я не прошу вас ответить на мой вопрос, но подумайте: вы умеете видеть, слышать, чувствовать природу?

Один из критиков сказал о писателе: «Читаешь рассказы Астафьева и дивишься тому, что не только видит и слышит он природу, но чувствует ее всеми пятью органами чувств, опробуя на вкус, цвет, запах, осязание и обоняние, щедро делится этим обостренным восприятием и со своими героями…».

Итак, природа помогает мальчику Витьке испытать радость, познать окружающий мир, учит любви, чуткости.

Обратимся к рассказу. Но прежде выясним значение слов, которые вам показались незнакомыми.




















Учащиеся в течение 30 секунд думают над вопросом. (познавательные)

4

Выступление учащихся


Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Неизвестные слова в рассказе В.П.Астафьева «Монах в новых штанах». (К)

5

Фронтальная беседа по вопросам


1) От чьего лица ведется повествование в рассказе «Монах в новых штанах»?

2) Что является завязкой рассказа?

3) Почему новые штаны с карманами такая желанная мечта?

4) Что происходит с мальчиком, когда он перебирает картошку?

5) Почему Витька строго следил за тем, чтобы гнилая картошка не попала к доброй? О чем это говорит?

6) Несмотря на усердную работу, штаны к Первомаю сшиты не были. Что помешало?

7) Как переживал Витька болезнь бабушки?

8) Но вот наконец-то после болезни бабушка сшила долгожданные штаны с карманом. «Разряженный в пух и прах, с узелком» Витька вышел со двора, чтобы впервые самостоятельно отправиться в дальнюю дорогу через лес, горы и реки на заимку к деду.

-- Что чувствует мальчик, оказавшись наедине с природой?

--Что нового открывает?

-- Что ему интересно?

-- Каким мы его видим?





Учащиеся отвечают на вопросы.

(К)



























Учащиеся отвечают на вопросы. (К)

6

Звучит музыка Э.Грига «Утро»



7

Выступление учащегося (заранее подготовленный ученик читает выразительно отрывок из рассказа)


Учащийся на фоне музыки читает отрывок из рассказа от слов «Сбежал к реке, попил из ладошек студеной енисейской водицы»… до слов «…Енисей напорист -- у него не забалуешься».(П)


8

Выступление учащихся


Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Полевые цветы в рассказе В.П.Астафьева «Монах в новых штанах».(К)

9

Слово учителя

Я думаю, что ребята хорошо справились с заданием и не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События рассказа происходят в начале 20 века, в обычной русской деревне.



10

Фронтальная беседа по тексту рассказа

1)Можно ли сказать о том, что природа «откликается» на настроение Витьки, а он откликается на ее состояние и красоту?

2) Найдите в тексте подтверждение вашим ответам.

3) Почему Витька вызывает насмешки Саньки? Справедливы ли они?





Учащиеся подбирают материал из художественного текста для ответа на заданные вопросы. (П)


11

Слово учителя

Итак, Астафьев показал разное отношение к природе. Кто-то ее любит, бережет, радуется красоте мира, а кто-то не только не почитает природу, но и уничтожает ее.

--На чьей стороне писатель, как вы думаете?

-- А сейчас давайте послушаем отрывок о жизни дерева.







Учащиеся высказывают свои мнения. ()

12

Выступление учащегося (опережающее задание)


Ученик читает наизусть отрывок о жизни дерева.

От слов: «Дерево -- это целый мир! …до слов: Я полез из черного дупла и притронулся к стволу дерева, покрытого кремнистой корой, наплывами серы, шрамами и надрубами, зажившими и незаживающими, теми, которые залечить у поврежденного дерева нет уже сил и соков.»



13

Фронтальная беседа по вопросам.

1)Что же чувствует Витька? Отчего он испытывает боль, заглянув в нутро лиственницы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

14

Слово учителя

Итак, Витька узнал, что дерево, как человек, умеет стонать и безутешно плакать.

--А мы, ребята, знаем об этом? Какой вывод напрашивается?

--Мы можем быть уверены, что Витька никогда не проявит свое равнодушие к природе, так как умеет сострадать и сопереживать ей. Природа дарит красоту, утверждает автор и его герой, ее надо беречь, а не губить бесцельно.




Учащиеся высказывают свои мнения.

15

Проверка домашнего задания

Для создания живописных картин природы автор использует различные изобразительно-выразительные средства языка. Они делают картины природы яркими, запоминающимися. Какие метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения вам понравились? Что остановило ваше внимание?

Учащиеся называют выбранные дома метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

16

Подведение итогов. Рефлексия.


Учащиеся заполняют анкету самоанализа.

17

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение и на одном-двух примерах показать, как Астафьев одушевляет природу.

Учащиеся записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!