№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Орг.момент | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | Учащиеся приветствуют учителя и занимают свои места. |
2 | Целеполагание | Ребята, как вы думаете, какие цели будут стоять перед нами на сегодняшнем уроке? | Учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока. (регулятивные) |
3 | Мотивация (вступительное слово учителя) | Жизненный путь В.П.Астафьева начинается в деревне. Страницам детства посвящены лучшие рассказы: «Конь с розой гривой», «Далекая и близкая сказка», «Зорькина песня», «Монах в новых штанах». Эти и другие рассказы составили автобиографическую повесть «Последний поклон». Это небольшие эпизоды из жизни маленького Витьки, познающего красоту родной природы. Природа становится полноценным героем рассказов Астафьева. Ребята, я не прошу вас ответить на мой вопрос, но подумайте: вы умеете видеть, слышать, чувствовать природу? Один из критиков сказал о писателе: «Читаешь рассказы Астафьева и дивишься тому, что не только видит и слышит он природу, но чувствует ее всеми пятью органами чувств, опробуя на вкус, цвет, запах, осязание и обоняние, щедро делится этим обостренным восприятием и со своими героями…». Итак, природа помогает мальчику Витьке испытать радость, познать окружающий мир, учит любви, чуткости. Обратимся к рассказу. Но прежде выясним значение слов, которые вам показались незнакомыми. | Учащиеся в течение 30 секунд думают над вопросом. (познавательные) |
4 | Выступление учащихся | | Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Неизвестные слова в рассказе В.П.Астафьева «Монах в новых штанах». (К) |
5 | Фронтальная беседа по вопросам | 1) От чьего лица ведется повествование в рассказе «Монах в новых штанах»? 2) Что является завязкой рассказа? 3) Почему новые штаны с карманами такая желанная мечта? 4) Что происходит с мальчиком, когда он перебирает картошку? 5) Почему Витька строго следил за тем, чтобы гнилая картошка не попала к доброй? О чем это говорит? 6) Несмотря на усердную работу, штаны к Первомаю сшиты не были. Что помешало? 7) Как переживал Витька болезнь бабушки? 8) Но вот наконец-то после болезни бабушка сшила долгожданные штаны с карманом. «Разряженный в пух и прах, с узелком» Витька вышел со двора, чтобы впервые самостоятельно отправиться в дальнюю дорогу через лес, горы и реки на заимку к деду. -- Что чувствует мальчик, оказавшись наедине с природой? --Что нового открывает? -- Что ему интересно? -- Каким мы его видим? | Учащиеся отвечают на вопросы. (К) Учащиеся отвечают на вопросы. (К) |
6 | Звучит музыка Э.Грига «Утро» | | |
7 | Выступление учащегося (заранее подготовленный ученик читает выразительно отрывок из рассказа) | | Учащийся на фоне музыки читает отрывок из рассказа от слов «Сбежал к реке, попил из ладошек студеной енисейской водицы»… до слов «…Енисей напорист -- у него не забалуешься».(П) |
8 | Выступление учащихся | | Выступление группы учащихся. Тема проектной работы «Полевые цветы в рассказе В.П.Астафьева «Монах в новых штанах».(К) |
9 | Слово учителя | Я думаю, что ребята хорошо справились с заданием и не только сами узнали много нового, но и расширили наш кругозор. Старые слова вернули нас в эпоху, описываемую автором. События рассказа происходят в начале 20 века, в обычной русской деревне. | |
10 | Фронтальная беседа по тексту рассказа | 1)Можно ли сказать о том, что природа «откликается» на настроение Витьки, а он откликается на ее состояние и красоту? 2) Найдите в тексте подтверждение вашим ответам. 3) Почему Витька вызывает насмешки Саньки? Справедливы ли они? | Учащиеся подбирают материал из художественного текста для ответа на заданные вопросы. (П) |
11 | Слово учителя | Итак, Астафьев показал разное отношение к природе. Кто-то ее любит, бережет, радуется красоте мира, а кто-то не только не почитает природу, но и уничтожает ее. --На чьей стороне писатель, как вы думаете? -- А сейчас давайте послушаем отрывок о жизни дерева. | Учащиеся высказывают свои мнения. () |
12 | Выступление учащегося (опережающее задание) | | Ученик читает наизусть отрывок о жизни дерева. От слов: «Дерево -- это целый мир! …до слов: Я полез из черного дупла и притронулся к стволу дерева, покрытого кремнистой корой, наплывами серы, шрамами и надрубами, зажившими и незаживающими, теми, которые залечить у поврежденного дерева нет уже сил и соков.» |
13 | Фронтальная беседа по вопросам. | 1)Что же чувствует Витька? Отчего он испытывает боль, заглянув в нутро лиственницы? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
14 | Слово учителя | Итак, Витька узнал, что дерево, как человек, умеет стонать и безутешно плакать. --А мы, ребята, знаем об этом? Какой вывод напрашивается? --Мы можем быть уверены, что Витька никогда не проявит свое равнодушие к природе, так как умеет сострадать и сопереживать ей. Природа дарит красоту, утверждает автор и его герой, ее надо беречь, а не губить бесцельно. | Учащиеся высказывают свои мнения. |
15 | Проверка домашнего задания | Для создания живописных картин природы автор использует различные изобразительно-выразительные средства языка. Они делают картины природы яркими, запоминающимися. Какие метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения вам понравились? Что остановило ваше внимание? | Учащиеся называют выбранные дома метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. |
16 | Подведение итогов. Рефлексия. | | Учащиеся заполняют анкету самоанализа. |
17 | Домашнее задание | Написать небольшое сочинение и на одном-двух примерах показать, как Астафьев одушевляет природу. | Учащиеся записывают домашнее задание. |