УРОК — ПОИСК
В 7 классе МБОУ СОШ №31 г.Шахты.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Шеховцова Марина Ивановна.
Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).
Цели:
Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П. Чехова «Хамелеон».
Развивающая: расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.
Воспитывающая: формирование нравственной позиции учащегося.
Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему.
Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Словарная работа.
Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество.
Ход урока:
Организационный момент.
Упражнения на внимание.
Вступительное слово учителя.
- На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой.
«Хамелеонство как явление социальное».
Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное, т.е. социальное значит какое?
Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
III. Аналитическая работа по тексту.
- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?
/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.
городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи/.
- Ребята, а на фамилии вы обратили внимание?
/нелепые фамилии, мастерство Чехова и здесь проявляется, он наделил каждого героя соответствующей фамилией./
- Попробуем охарактеризовать полицейского надзирателя Очумелова. Рассказ очень короткий, поэтому нам нужно будет обратить внимание на любую мелочь, которая в художественном произведении называется детально. Это незаметная на первый невнимательный взгляд чёрточка. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.
- Охарактеризовать Очумелова, найти в тексте детали, подтверждающие эти качества:
IV. Работа в тетрадях.
Запись числа, темы, эпиграфа.
Черты характера Очумелова | Примеры из текста |
1. Хамелеонство | Жарко, знобит |
2. Хамство и угодничество | Знаю, я вас, чертей! |
3. Солдафонство | Не рассуждать! |
- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?
/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.
/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.
/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.
- А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека?
1. Верь не силе, а правде.
2. Дело знай, а правду помни.
3. Как хочу, так и ворочу.
4. Наглому дай волю, захочет и боле.
Работа над художественными деталями.
- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.
-Вот через базарную площадь……
- Что несут эти служители закона?
/узелок, решето — явно свидетельствуют о их деятельности/
- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.
- Посмотрим на Очумелова.
От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/
Речь Очумелова.
- Все ли детали мы видим?
Почему Очумелова называют косноязычным?
Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
/Я ему покажу кузькину мать/
Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.
Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.
/Грубая речь с простыми людьми.
О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.
-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?
/смех сатирический вызывает чувство гнева, негодования, презрения/.
VII. Тест по рассказу А.Чехова
В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:
а) узелок в руке;
б) новая шинель;
в) корзина с конфискованным крыжовником
Отличительной чертой произведения является:
а) глубокий лиризм;
б) искрящийся юмор, громкий смех;
в) пафос
Жанр произведения:
а) рассказ;
б) очерк;
в) повесть
автор относится к Очумелову:
а) нейтрально;
б) с сарказмом;
в) с сочувствием
Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем;
б) пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака
Смысл названия произведения связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
6 правильных ответов - «5»
5 - «4»
4-3 - «3»
Инсценирование рассказа.
- Ребята, что же такое хамелеонство?
/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.
- Чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование рассказа.
Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов. (слайд)
Скажите, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам?
/И сейчас есть хамелеонство/
- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?
/лидерами среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко им притеснять, управлять, использовать в своих целях/.
Х. Итог урока.
1.Заключительное слово учителя.
С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину.
Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.
2. Оценки.
3. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина.