СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 7 класс А.П.Чехов "Хамелеон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 7 класс А.П.Чехов "Хамелеон"»

УРОК — ПОИСК

В 7 классе МБОУ СОШ №31 г.Шахты.

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Шеховцова Марина Ивановна.


Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).

Цели:

Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П. Чехова «Хамелеон».

Развивающая: расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.

Воспитывающая: формирование нравственной позиции учащегося.

Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему.

Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Словарная работа.

  1. Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

  2. Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество.




















Ход урока:


  1. Организационный момент.

Упражнения на внимание.

  1. Вступительное слово учителя.

- На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой.

«Хамелеонство как явление социальное».

Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное, т.е. социальное значит какое?

Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

III. Аналитическая работа по тексту.

- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?

/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи/.

- Ребята, а на фамилии вы обратили внимание?

/нелепые фамилии, мастерство Чехова и здесь проявляется, он наделил каждого героя соответствующей фамилией./

- Попробуем охарактеризовать полицейского надзирателя Очумелова. Рассказ очень короткий, поэтому нам нужно будет обратить внимание на любую мелочь, которая в художественном произведении называется детально. Это незаметная на первый невнимательный взгляд чёрточка. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.

- Охарактеризовать Очумелова, найти в тексте детали, подтверждающие эти качества:

IV. Работа в тетрадях.

Запись числа, темы, эпиграфа.

Черты характера Очумелова

Примеры из текста

1. Хамелеонство

Жарко, знобит

2. Хамство и угодничество

Знаю, я вас, чертей!

3. Солдафонство

Не рассуждать!

- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?

/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.

/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.

/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.

- А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека?

1. Верь не силе, а правде.

2. Дело знай, а правду помни.

3. Как хочу, так и ворочу.

4. Наглому дай волю, захочет и боле.

  1. Работа над художественными деталями.

- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.

-Вот через базарную площадь……

- Что несут эти служители закона?

/узелок, решето — явно свидетельствуют о их деятельности/

- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.

- Посмотрим на Очумелова.

От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/

  1. Речь Очумелова.

- Все ли детали мы видим?

Почему Очумелова называют косноязычным?

Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.


-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе?

/смех сатирический вызывает чувство гнева, негодования, презрения/.


VII. Тест по рассказу А.Чехова

  1. В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:

а) узелок в руке;

б) новая шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником


  1. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос


  1. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть


  1. автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием


  1. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака


  1. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.

6 правильных ответов - «5»

5 - «4»

4-3 - «3»


  1. Инсценирование рассказа.

- Ребята, что же такое хамелеонство?

/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.

- Чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование рассказа.

Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов. (слайд)

  1. Скажите, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам?

/И сейчас есть хамелеонство/

- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?

/лидерами среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко им притеснять, управлять, использовать в своих целях/.


Х. Итог урока.

1.Заключительное слово учителя.

  • С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину.

Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.


2. Оценки.


3. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!