СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием приемов  ТРКМ

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»


Тема урока: «Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Класс: 8
Предмет: литература

Цели урока:

1) актуализация знаний учащихся об основных вехах биографии А.С.Пушкина, исторических событий того периода, уяснение факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства, формирование навыков сопоставительного анализа;
2) развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, умения оценивать идейную и художественную сторону произведения;
3) содействие воспитанию эстетического чувства.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выявлять в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения, давать характеристику герою, находить исторические факты

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

Регулятивные УУД: умение работать в группе, определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные: умениес достаточно полно выражать свои мысли

Познавательные: умение систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию1

Методы обучения: технология развития критического мышления

Оборудование: компьютер, проектор

Образовательные ресурсы: презентация, учебник по литературе (учебник по ред. В.Коровиной), учебник по истории, таблицы-схемы)

Ход урока

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть тайну Пушкина: почему он обратился в своей повести к теме Пугачёвского восстания? Какова историческая основа повести "Капитанская дочка"?

II. Стадия вызова
- Как вы думаете, «Капитанская дочка» Пушкина появилась независимо от творений других видов искусства и исторических событий?
(На доске – опорная схема, перечень основных культурных событий 1836 года:

1.Появление «Философского письма» Чаадаева,

2)Публикация повести Гоголя «Нос»,

3)Постановка оперы Глинки «Иван Сусанин»,

4)Работа А.Иванова над созданием картины «Явление Христа народу»,

5)Выход сборников стихов А.Кольцова и А.Полежаева)

Вопросы классу:

- Что вы знаете об этих произведениях искусства?

- Какова их тематика?

- Какую идею несут в себе эти произведения?

- Могли они натолкнуть на мысль о создании исторической повести?

(Ученики делают предположения, систематизируют информацию для изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответ)


Учитель:
- Историческая основа повести – тема нашего урока. Какое историческое событие легло в основу повести? (Пугачёвское восстание).

Запись в центре доски:

Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. (1773-1774).

(Строим схему Кластера)


В тетрадях запись в три колонки:
знаю хочу узнать узнал


Задания:

  1. Какие события мы можем связать с центральной записью - "Пугачёвское восстание"?

  2. Подберите ассоциативные ряды к слову "восстание". С какими факторами ассоциируется слово "восстание"? (Ассоциации: период истории, политика, причины восстания, Пушкин, восстание декабристов, личность Пугачёва, культурный фон, движущая сила восстания - это лучиками в записи "Кластера" на доске расходятся пояснения к основному вопросу "Пугачёвское восстание", развитие "Кластера", схема разрастается).

  3. Впишите в первую колонку все, что знаете о месте восстания, по каким городам оно прокатилось и где были разбиты войска Пугачёва. Укажите причины восстания. На каком культурном фоне родился замысел Пушкина о создании истории Пугачёвского бунта? Что вы знаете о восстании декабристов?

  4. Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

  5. Коллективное обсуждение завершилось, сверим с информацией на слайдах.
    ( Вторую колонку учащиеся заполняют самостоятельно)

    Кластер: «Восстание под предводительством Пугачёва».

- Какие у вас возникают ассоциации с бунтом?

(Ответы: причины, политика, восстание декабристов, Пушкин, историческая эпоха)

Каждую версию записываем на доске, обводим в кружочек, соединяем линиями с центральной записью. От кружочка с записью «Причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания» протянутся следующие стрелочки с направлениями: «Казнь декабристов», «Культурный фон», от «Культурного фона» - множество стрелочек с указанием на виды искусства, указанные в таблице на доске в начале урока, от кружочка "Казнь декабристов" потянутся стрелочки в логических направлениях: дружба Пушкина с декабристами, встреча с царём, послание стихотворения "В Сибирь", и т.д.


Несколько учащихся называют, что они вписали. После уточнения учителя вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:
- На основе содержания колонки «хочу узнать» сформулируйте цели нашего урока:
1. Выяснить историческую основу повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
2. Познакомиться с историей крестьянского бунта под предводительством Пугачёва.
3. Определить причины, заставившие Пушкина обратиться к теме восстания.

  1. Стадия осмысления.

Работа в группах по материалам учебника, сообщения подготовленных учеников.

  1. Стадия рефлексии.

  1. Учащиеся делают вывод:

  1. Хронологический комментарий (датировка крестьянской войны под руководством Е.Пугачёва, событий жизни Пушкина, исторический период создания повести)

  2. Географический комментарий (места, где происходили события)

  3. Комментарии к историческим личностям, упоминаемым в произведении.

  4. Сообщения "спикера" от каждой группы, в которых идёт подведение итогов исследовательской деятельности по "Кластеру".
    ( Используются материалы учебника, рассказ учителя и собственные наблюдения).

  5. Резюме учителя:
    Причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского восстания.
    История создания и особенности построения повести.


2. Оценивание работы учащихся на уроке.
3. Домашнее задание:

  1. записать содержание глав повести одним – двумя предложениями, чтобы получилось название главы. Класс делится на три группы, каждой даётся по четыре главы.

  2. Задание индивидуальное. Ответить на вопрос: «Что осталось в «Кластере» за пределами изученного?» Пополнить информацией. Это задание поручается выполнить только по желанию учащегося.

  3. Исследовательское индивидуальное задание. Составить словарь устаревших слов по материалам повести.

  4. Творческое задание. Рассказать о картине А.Иванова «Явление Христа народу».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!