СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого"»

Урок литературы в 10 классе по теме «Изображение войны 1812 года в романе Л.Толстого «Война и мир»

Цели: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; показать как отразилось мировоззрение Толстого на изображении им Бородинской битвы, каково значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа; усвоить содержание основных эпизодов и сцен 3 тома романа; развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное; воспитывать патриотические чувства, внимательное отношение к художественному слову.

Эпиграф урока: Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас, и лежало в наших отцах…. Делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Л. Н. Толстой.

1. Вступительное слово учителя.

Каждый раз, когда кто-то берёт книгу Л.Н.Толстого «Война и мир», жизнь этой книги начинается снова. И эта жизнь не та, которой жила книга до сих пор. Книга та же, Л.Н.Толстой тот же, а вот читатель другой.

Тема нашего урока: « Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Сегодня на уроке вы должны знать:

* содержание основных эпизодов и сцен 3 тома;

* основные положения взглядов Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий;

* значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа.

2. Работа в группах.

1 группа «Переправа французов через Неман»

- Как показана армия Наполеона и её дух?

-Каково отношение солдат к своему императору?

-Что общего между ними?

Толстой подчёркивает восторженное отношение солдат к своему императору, «слепую любовь к Наполеону» Всеобщая радость скорого наступления на Россию охватывает всех французов.

2 группа «Оставление Смоленска».

- Как простой народ реагирует на происходящее?

- Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещении Алпатычем губернатора.

Сцена оставления Смоленска показывает реакцию народа на события: «В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне…», «всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска». И здесь же автор передаёт ощущение бесчеловечности войны, которая несёт разорение и смерть. И в этих условиях проявляются скрытая теплота и патриотизм русских людей.

3 группа «Оставление Москвы её жителями»

-Как ведут себя жители Москвы?

- Как решают помочь Отечеству Пьер Безухов, Ростовы, Болконский?

- Как ведут себя в момент опасности Родины представители чиновно-аристократического общества?

-Как ведут себя французы в оставленной русскими Москве?

Толстой делает вывод в 5 главе 3-й части: «Каждый русский житель, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах… делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой».

3. Анализ эпизода «Бородинское сражение»

Чтение описание из романа «Бородинское поле»

Бородинское сражение – кульминация всего действия. Во – первых, это сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во – вторых, это точка пересечения судеб всех героев.

- Назовите причины и условия сражения при Бородине.

- Как ведут себя штабные офицеры перед боем?

Чтобы выяснить взгляды Толстого на происхождение, сущность и смену исторических событий работала 4 группа с Интернет – ресурсами (статья «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»)

…Задача художника и историка различна, а разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя. Но художник не должен забывать, что представление об исторических лицах и событиях, составившееся в народе, основано не на фантазии, а на исторических документах, насколько могли их сгруппировать историки; а потому, иначе понимая и представляя эти лица и события.

Ошибочно или нет, но, вполне убедившись в этом, в продолжение моей работы, я, естественно, описывая исторические события 1807 и особенно 1812 года, в котором наиболее выпукло выступает этот закон предопределения, я не мог приписывать значения деятельности тех людей, которым казалось, что они управляют событиями, но которые менее всех участников событий вносили в него свободную человеческую деятельность. Деятельность этих людей была занимательна для меня только в смысле иллюстрации того закона предопределения, который, по моему убеждению, управляет историею, и того психологического закона, который заставляет человека, исполняющего самый несвободный поступок, подделывать в своём воображении целый ряд ретроспективных умозаключений, имеющих целью доказать ему самому его свободу.

А сейчас просмотрите фрагмент фильма «Посещение князем Василием салона «Шерер» и подумайте, какую роль играет этот сюжет в романе?

4. Итог урока.

Решающий момент в жизни страны и героев книги – Бородинское сражение. Толстой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий дух армии в Бородинской битве – следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознаёт величие этой минуты, осознаёт, что защищает Родину от врага. Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную»

5. Домашнее задание.

Ответить письменно по выбору на вопросы:

*Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене – описании Бородинского сражения?

*Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

* Зачем Толстой сравнивает Наполеона с игроком?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!