СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это заключительный урок, который отводится на обобщение повести и подготовку к сочинению «Путь Васи к правде и добру».              Используемые технологии: ТРКМ через чтение и письмо, стратегия «Направленное чтение», информационно-коммуникационные, дифференцированное обучение (групповая исследовательская деятельность).

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")»

 «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»   (Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») Учитель: Скирдина Л.Н., МБОУ «СОШ с. Б.Копёны»   

«Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу» (Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») Учитель: Скирдина Л.Н., МБОУ «СОШ с. Б.Копёны»  

Эпиграф к уроку «Самого главного глазами не увидишь.  Зорко одно лишь сердце»  (Антуан де-Сент Экзюпери)

Эпиграф к уроку

«Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»

(Антуан де-Сент Экзюпери)

1 . Стадия « Вызов » . 1).Составление кластера . Учитель пишет на доске слово «Путь», ребята записывают свои ассоциации с этим словом. 2).Работа в группах. Задание 1 группе: Какие записанные нами синонимы к слову «путь» ассоциируются с темой урока? Задание 2 группе: Как вы понимаете фразу Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

1 . Стадия « Вызов » .

1).Составление кластера . Учитель пишет на доске слово «Путь», ребята записывают свои ассоциации с этим словом.

2).Работа в группах.

Задание 1 группе: Какие записанные нами синонимы к слову «путь» ассоциируются с темой урока?

Задание 2 группе: Как вы понимаете фразу Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

   II .Стадия осмысления. Изменился ли Вася после встречи с «детьми подземелья»? -Какие этапы можно выделить на пути Васи к правде и добру?

II .Стадия осмысления.

  • Изменился ли Вася после встречи с «детьми подземелья»?

-Какие этапы можно выделить на пути Васи к правде и добру?

 Исследовательская работа. Заполните в парах данную таблицу с этапами примерами из текста. 1 Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей 2 Первая встреча Васи с «детьми подземелья» 3 Чувства Васи по отношению к Марусе 4 Разговор с Валеком об отце Васи 5 Размышления Васи о воровстве 6 История с куклой 7 На могиле Маруси

Исследовательская работа.

Заполните в парах данную таблицу с этапами примерами из текста.

1

Жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей

2

Первая встреча Васи с «детьми подземелья»

3

Чувства Васи по отношению к Марусе

4

Разговор с Валеком об отце Васи

5

Размышления Васи о воровстве

6

История с куклой

7

На могиле Маруси

 После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

После встречи с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от нового знакомства. Ему понравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

«Благотворное влияние» дурного общества Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.

«Благотворное влияние» дурного общества

  • Главный герой повести рано потерял мать, с отцом его отношения не складываются, сестра слишком мала, чтобы понять его. Маленький мальчик оказался одиноким в большом мире. И в это трудное для него время он встречает настоящих друзей. Валек и Маруся не подходят Васе по своему социальному положению: он сын судьи, уважаемого всеми человека в городе, а они бродяги, мелкие воришки. Вася понимает, что дружить с ними нехорошо, опасно, но всем сердцем привязывается к своим новым товарищам. Общаясь с ребятами, мальчик взрослеет. Под влиянием своих друзей он становится другим: начинает чувствовать чужую боль, стремится облегчить страдание. И хотя Вася весь дрожит только от одной мысли, что отец узнает о его знакомстве с дурным обществом, но изменить дружбе он не в состоянии.
«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь. Подземелье

«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. Подземелье, где живут Валек и Маруся, каменное и тоже серое. «Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

Подземелье

 3. Стадия рефлексии.    3. Стадия рефлексии.   -Вернёмся к нашему эпиграфу: « Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце» - Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова: доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание, забота, честность… Вывод : если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

3. Стадия рефлексии.

  • 3. Стадия рефлексии.

-Вернёмся к нашему эпиграфу: « Самого главного глазами не увидишь.

Зорко одно лишь сердце»

- Ребята, серому камню противостоит в повести человеческое сердце. Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце? Давайте запишем эти слова: доброта, сочувствие, милосердие, справедливость, понимание, забота, честность…

Вывод : если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

 Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания.

Творческая работа  (составление синквейна) 1 ряд составляет синквейн к слову  «Серый камень». 2 ряд составляет синквейн к слову «Сердце».

Творческая работа

(составление синквейна)

1 ряд составляет синквейн к слову

«Серый камень».

2 ряд составляет синквейн к слову «Сердце».

IV . Домашнее задание.     Напишите сочинение «Путь Васи к правде и добру».

IV . Домашнее задание.   Напишите сочинение «Путь Васи к правде и добру».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!