Урок литературы.
«Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть…»
Творчество Иосифа Бродского.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
познакомить с биографией и творчеством И.Бродского,
пробудить интерес к его личности;
проанализировать основные особенности его поэзии;
работать с литературоведческими понятиями;
воспитывать любовь к языку и литературе, уважение к процессу творчества.
Оборудование: портрет И.А Бродского, книжная выставка, аудио- и видеозаписи.
Ход урока.
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть…
И.Бродский
Организационный момент.
Учитель:
В 60-е годы, когда в России совсем незаметно появился новый поэт, имени его почти никто не знал, но многие распевали его знаменитую песню, которая называлась «Пилигримы». Послушайте эту песню в исполнении Евгения Клячкина, тоже русского эмигранта, чьё творчество тоже возвращается к нам, человека, который написал музыку ко многим стихам Иосифа Бродского. (Звучит песня «Пилигримы»).
Возвращённое имя. Сегодня разговор о поэте, приобретшем мировую славу, но чьи книги совсем недавно возвратились на Родину, о ком до сих пор ещё мало известно обычному читателю.
«Биографы»:
1. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.
В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».
В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С 15 лет поэт перепробовал множество работ.
2.Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.
Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.
В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.
29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство.
«Литературоведы»:
(Фрагмент судебного заседания)
Ведущий. Идущих на суд встречает объявление: Суд над тунеядцем Бродским.
Судья. Какие у вас есть ходатайства к суду?
Бродский. Стихи на страницах 141, 143, 155, 200, 243 мне не принадлежат. Кроме того, прошу не приобщать к делу дневник, который я вёл в 1956 году, когда мне было 16 лет.
Защитник. Я присоединяюсь к этой просьбе.
Судья. Чем вы занимаетесь?
Бродский. Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья. Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! (Вигдоровой) Сейчас же прекратите записывать! А- то выведу из зала! (Бродскому) У вас есть постоянная работа?
Бродский. Я думал, что это постоянная работа.
Судья. Отвечайте точно.
Бродский. Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
Судья. Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работаете?
Бродский. Я работал. Я писал стихи.
Судья. Гражданин Бродский, с 1956 года вы переменили 13 мест работы. Вы работали на заводе год, потом полгода не работали. Летом были в геологической партии, а потом 4 месяца не работали… Объясните суду, почему вы в перерывах не работали и вели паразитический образ жизни?
Бродский. Я в перерывах работал. Я занимался тем, чем занимаюсь сейчас: я писал стихи.
Судья. Значит, вы писали так называемые стихи? А что полезного в том, что вы часто меняли место работы?
Бродский. Я начал работать с пятнадцати лет. Мне всё было интересно. Я менял работу потому, что хотел как можно больше знать о жизни и людях.
Судья. А что вы делали полезного для родины?
Бродский. Я писал стихи. Я верю, что то, что я написал , сослужит людям службу и не только сейчас, но и будущим поколениям.
Судья. А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский. Никто. (Без вызова) А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья. А учились тому, чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят…, где учат…
Бродский. Я не думал, что это даётся образованием.
Судья. А чем же?
Бродский. Я думаю, это (растерянно) …от Бога…
Судья. У вас есть ходатайства к суду?
Бродский. Я хотел бы знать, за что меня арестовали?
Судья. Это вопрос, а не ходатайство. Есть вопросы у защиты?
Защитник. Есть. Гражданин Бродский, ваш заработок вы вносите в семью?
Бродский. Да.
Защитник. Ваши родители тоже зарабатывают?
Бродский. Они пенсионеры.
Защитник. Вы живете одной семьей?
Бродский. Да.
Защитник. Следовательно, ваши средства вносились в семейный бюджет?
Судья. Вы не задаете вопросы, а обобщаете. Вы помогаете ему отвечать. Не обобщайте, а спрашивайте.
Защитник. Вы были связаны с переводческой секцией Союза писателей?
Бродский. Да.
Защитник. Прошу суд приобщить к делу характеристику бюро секции переводчиков. Список опубликованных стихотворений… Копии договоров. И я прошу направить гражданина Бродского на медицинское освидетельствование для заключения о состоянии здоровья и о том, препятствовало ли оно регулярной работе. Кроме того, прошу немедленно освободить Бродского из-под стражи. Считаю, что он не совершил никаких преступлений и что его содержание под стражей незаконно. Он имеет постоянное место жительства и в любое время может явиться по вызову суда.
Ведущий. Суд удаляется на совещание. Суд возвращается и зачитывает постановление.
Судья. Направить на судебно – психиатрическую экспертизу, перед которой поставить вопрос, страдает ли Бродский каким- нибудь психическим заболеванием и препятствует ли это заболевание направлению Бродского в отдалённые местности для принудительного труда. Учитывая, что из истории болезни видно, что Бродский уклонялся от госпитализации, предложить отделению милиции №18 доставить его для прохождения судебно – психиатрической экспертизы. Есть у вас вопросы?
Бродский. У меня просьба - дать мне в камеру бумагу и перо.
Судья. Это вы просите у начальника милиции.
Бродский. Я просил. Он отказал. Я прошу бумагу и перо.
Судья (смягчаясь). Хорошо, я передам.
Ведущий. Когда все вышли из зала суда, то в коридорах и на лестницах увидели огромное количество людей, особенно молодёжи.
Судья. Сколько народу! Я не думала, что соберётся столько народу!
Голос из толпы. Не каждый день судят поэта!
Судья. А нам всё равно – поэт или не поэт!
«Литературоведы»:
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гУмна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
«Биографы»:
1.Через полтора года благодаря стараниям друзей (за него хлопотали А. Ахматова, Твардовский, К. Чуковский, Шостакович, Вигдорова и др.) поэт был досрочно освобождён и вернулся в Ленинград. Однако издать сборник стихов он не смог. Гнев чиновников вызвало сообщение о выходе на западе двух сборников Бродского: «Стихи и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970).
2.4 июня 1972 года, уезжая в США, Бродский написал Брежневу: «Покидая Россию не по собственной воле, о ём вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую даёт мне твёрдое сознание того, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и ещё послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить моё существование в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика… Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого он живёт, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»
Ученик:
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду умирать.
Твой асфальт тёмно-синий
Я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
На асфальт упаду.
И душа, неустанно
Поспешая во тьму,
Промелькнёт под мостами
В петроградском дыму.
И апрельская морось,
Под затылком снежок,
И услышу я голос:
«До свиданья, дружок».
И увижу две жизни
Далеко за рекой,
К равнодушной Отчизне
Прижимаясь щекой,
Словно девочки-сёстры
Из непрожитых лет,
Выбегая на остров,
Машут мальчику вслед.
«Литературоведы»:
1.В эмиграции он много и плодотворно работал. Об этом свидетельствуют изданные поэтические сборники: «В Англии»(1977), «Конец прекрасной эпохи»(1977), «Часть речи»(1977), «Римские элегии»(1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания»(1987). Он пишет на русском и английском зыках, преподаёт русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает создавать свои стихи.
2.Он говорит в стихах о том. что ни экономика, ни политика, ни религия этот мир не спасут. Красота же, в которой всегда найдутся неожиданные возможности, может быть страшной, жестокой, но в ней есть свет, избыточность, щедрость, праздничность – все качества его стихов. Отчуждение – единственный вариант свободы для Иосифа Бродского. Поэтому разлука – с жизнью, с городом или страной – так часто присутствует в его стихах. Он равнодушен к портрету и почти не трогает автобиографических обстоятельств. Его не интересуют частные случаи, он равнодушен к вещам, с земными ценностями у него дело обстоит неважно. Отсюда вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и чёрного. Судите сами.
Учитель:
В поэзии Иосифа Бродского сочетаются традиции с новаторством, изощрённое с замечательной виртуозностью. Основной метод его поэзии – метод протеста. Он не соглашается: до размышления – ни с чем, после размышления – почти ни с чем. Он видит себя разными глазами: собственными, обнимаемой им возлюбленной, сидящей на ветке птицы, червя, извивающегося в её клюве, поглатываемого чая, пустоты в пространстве, которое только что занимало его тело. И эти все взгляды равноценны. На себя он смотрит без всякого сочувствия. О нём можно сказать то, что он сказал о М.Цветаевой: «Это поэт, у которого нет Рая». Конечность, тупиковость претит Бродскому. Ему необходима возможность выйти за пределы, т.е. – свобода. А Рай и свобода несовместимы. Он добился почти всего, чего можно добиться, и потерял почти всё, что можно потерять.
Всё, что я мог потерять, утрачено
начисто. Но достиг я начерно
всё, что было достичь назначено.
«Литературоведы»:
22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И. Бунина (1933), Б. Пастернака (1958), М. Шолохова (1965) и А. Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.
2.Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.
Учитель:
Иосиф Бродский завершает историю русской поэзии в том виде, в котором ложилась к сегодняшнему дню. Он делает это так, как если бы по его стихам потомку предстояло судить о русской поэзии в целом. При этом поэзия и судьба его вобрала в себя судьбы других поэтов: ссылку Мандельштама, славу Пастернака, эмиграцию Цветаевой.
Хочется верить, что поэзия Иосифа Бродского завоюет сердца, она уже вернулась на Родину. А памятником ему всегда будут стихи.
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они - снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Бродского (по выбору учащихся).