СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. «Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть…» Творчество Иосифа Бродского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возвращенное имя - И.Бродский. В его поэзии  сочетаются традиции с новаторством.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. «Не в том суть жизни, что в ней есть, но в вере в то, что в ней должно быть…» Творчество Иосифа Бродского.»



Урок литературы.

«Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть…
»

Творчество Иосифа Бродского.


Тип   урока: изучение нового   материала

Цели:

  1. познакомить с биографией и творчеством И.Бродского,

пробудить интерес к его личности;

  1. проанализировать основные особенности его поэзии;

работать с литературоведческими понятиями;

  1. воспитывать любовь к языку и литературе, уважение к процессу творчества.

Оборудование: портрет И.А Бродского, книжная выставка, аудио- и видеозаписи.

Ход урока.

Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть…

И.Бродский

  1. Организационный момент.

Учитель:

В 60-е годы, когда в России совсем незаметно появился новый поэт, имени его почти никто не знал, но многие распевали его знаменитую песню, которая называлась «Пилигримы». Послушайте эту песню в исполнении Евгения Клячкина, тоже русского эмигранта, чьё творчество тоже возвращается к нам, человека, который написал музыку ко многим стихам Иосифа Бродского. (Звучит песня «Пилигримы»).

     Возвращённое имя. Сегодня разговор о поэте, приобретшем мировую славу, но чьи книги совсем недавно возвратились на Родину, о ком до сих пор ещё мало известно обычному читателю.


«Биографы»:

1. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

    В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».

    В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С 15 лет поэт перепробовал множество работ.

     

2.Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

   Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.

    В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

    29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство.


«Литературоведы»:

(Фрагмент судебного заседания)

Ведущий. Идущих на суд встречает объявление: Суд над тунеядцем Бродским.

Судья. Какие у вас есть ходатайства к суду?

Бродский. Стихи на страницах 141, 143, 155, 200, 243 мне не принадлежат. Кроме того, прошу не приобщать к делу дневник, который я вёл в 1956 году, когда мне было 16 лет.

Защитник. Я присоединяюсь к этой просьбе.

Судья. Чем вы занимаетесь?

Бродский. Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…

Судья. Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! (Вигдоровой) Сейчас же прекратите записывать! А- то выведу из зала! (Бродскому) У вас есть постоянная работа?

Бродский. Я думал, что это постоянная работа.

Судья. Отвечайте точно.

Бродский. Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…

Судья. Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работаете?

Бродский. Я работал. Я писал стихи.

Судья. Гражданин Бродский, с 1956 года вы переменили 13 мест работы. Вы работали на заводе год, потом полгода не работали. Летом были в геологической партии, а потом 4 месяца не работали… Объясните суду, почему вы в перерывах не работали и вели паразитический образ жизни?

Бродский. Я в перерывах работал. Я занимался тем, чем занимаюсь сейчас: я писал стихи.

Судья. Значит, вы писали так называемые стихи? А что полезного в том, что вы часто меняли место работы?

Бродский. Я начал работать с пятнадцати лет. Мне всё было интересно. Я менял работу потому, что хотел как можно больше знать о жизни и людях.

Судья. А что вы делали полезного для родины?

Бродский. Я писал стихи. Я верю, что то, что я написал , сослужит людям службу и не только сейчас, но и будущим поколениям.

Судья. А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский. Никто. (Без вызова) А кто причислил меня к роду человеческому?

Судья. А учились тому, чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят…, где учат…

Бродский. Я не думал, что это даётся образованием.

Судья. А чем же?

Бродский. Я думаю, это (растерянно) …от Бога…

Судья. У вас есть ходатайства к суду?

Бродский. Я хотел бы знать, за что меня арестовали?

Судья. Это вопрос, а не ходатайство. Есть вопросы у защиты?

Защитник. Есть. Гражданин Бродский, ваш заработок вы вносите в семью?

Бродский. Да.

Защитник. Ваши родители тоже зарабатывают?

Бродский. Они пенсионеры.

Защитник. Вы живете одной семьей?

Бродский. Да.

Защитник. Следовательно, ваши средства вносились в семейный бюджет?

Судья. Вы не задаете вопросы, а обобщаете. Вы помогаете ему отвечать. Не обобщайте, а спрашивайте.

Защитник. Вы были связаны с переводческой секцией Союза писателей?

Бродский. Да.

Защитник. Прошу суд приобщить к делу характеристику бюро секции переводчиков. Список опубликованных стихотворений… Копии договоров. И я прошу направить гражданина Бродского на медицинское освидетельствование для заключения о состоянии здоровья и о том, препятствовало ли оно регулярной работе. Кроме того, прошу немедленно освободить Бродского из-под стражи. Считаю, что он не совершил никаких преступлений и что его содержание под стражей незаконно. Он имеет постоянное место жительства и в любое время может явиться по вызову суда.

Ведущий. Суд удаляется на совещание. Суд возвращается и зачитывает постановление.

Судья. Направить на судебно – психиатрическую экспертизу, перед которой поставить вопрос, страдает ли Бродский каким- нибудь психическим заболеванием и препятствует ли это заболевание направлению Бродского в отдалённые местности для принудительного труда. Учитывая, что из истории болезни видно, что Бродский уклонялся от госпитализации, предложить отделению милиции №18 доставить его для прохождения судебно – психиатрической экспертизы. Есть у вас вопросы?

Бродский. У меня просьба - дать мне в камеру бумагу и перо.

Судья. Это вы просите у начальника милиции.

Бродский. Я просил. Он отказал. Я прошу бумагу и перо.

Судья (смягчаясь). Хорошо, я передам.

Ведущий. Когда все вышли из зала суда, то в коридорах и на лестницах увидели огромное количество людей, особенно молодёжи.

Судья. Сколько народу! Я не думала, что соберётся столько народу!

Голос из толпы. Не каждый день судят поэта!

Судья. А нам всё равно – поэт или не поэт!


«Литературоведы»:

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гУмна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.



«Биографы»:

1.Через полтора года благодаря стараниям друзей (за него хлопотали А. Ахматова, Твардовский, К. Чуковский, Шостакович, Вигдорова и др.) поэт был досрочно освобождён и вернулся в Ленинград. Однако издать сборник стихов он не смог. Гнев чиновников вызвало сообщение о выходе на западе двух сборников Бродского: «Стихи и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970).
 2.4 июня 1972 года, уезжая в США, Бродский написал Брежневу: «Покидая Россию не по собственной воле, о ём вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую даёт мне твёрдое сознание того, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и ещё послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить моё существование в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика… Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки  зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого он живёт, а не клятвы с трибуны. Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпало на мою долю, с лихвой перекрылось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»


Ученик:


Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать,

На Васильевский остров

Я приду умирать.

Твой асфальт тёмно-синий

Я  впотьмах не найду,

Между выцветших линий

На асфальт упаду.

И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт под мостами

В петроградском дыму.

И апрельская морось,

Под затылком снежок,

И услышу я голос:

«До свиданья, дружок».

И увижу две жизни

Далеко за рекой,

К равнодушной Отчизне

Прижимаясь щекой,

Словно девочки-сёстры

Из непрожитых лет,

Выбегая на остров,

Машут мальчику вслед.

«Литературоведы»:

1.В эмиграции он много и плодотворно работал. Об этом свидетельствуют изданные поэтические сборники: «В Англии»(1977), «Конец прекрасной эпохи»(1977), «Часть речи»(1977), «Римские элегии»(1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания»(1987). Он пишет на русском и английском зыках, преподаёт русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает создавать свои стихи.

  2.Он говорит в стихах о том. что ни экономика, ни политика, ни религия этот мир не спасут. Красота же, в которой всегда найдутся неожиданные возможности, может быть страшной, жестокой, но в ней есть свет, избыточность, щедрость, праздничность – все качества его стихов. Отчуждение – единственный вариант свободы для Иосифа Бродского. Поэтому разлука – с жизнью, с городом или страной – так часто присутствует в его стихах. Он равнодушен к портрету и почти не трогает автобиографических обстоятельств. Его не интересуют частные случаи, он равнодушен к вещам, с земными ценностями у него дело обстоит неважно. Отсюда вульгаризмы, грубость, соседство высокого и низкого, чересполосица белого и чёрного. Судите сами.


Учитель:

 В поэзии Иосифа Бродского сочетаются традиции с новаторством, изощрённое с замечательной виртуозностью. Основной метод его поэзии – метод протеста. Он не соглашается: до размышления – ни с чем, после размышления – почти ни с чем. Он видит себя разными глазами: собственными, обнимаемой им возлюбленной, сидящей на ветке птицы, червя, извивающегося в её клюве, поглатываемого чая, пустоты в пространстве, которое только что занимало его тело. И эти все взгляды равноценны. На себя он смотрит без всякого сочувствия. О нём можно сказать то, что он сказал о М.Цветаевой: «Это поэт, у которого нет Рая». Конечность, тупиковость претит Бродскому. Ему необходима возможность выйти за пределы, т.е. – свобода. А Рай и свобода несовместимы. Он добился почти всего, чего можно добиться, и потерял почти всё, что можно потерять.

Всё, что я мог потерять, утрачено

начисто. Но достиг я начерно

всё, что было достичь назначено.



«Литературоведы»:

22 октября 1987 года Шведская академия объявила имя очередного Нобелевского лауреата по литературе. Им стал Иосиф Бродский. Он пятый русский писатель после И. Бунина (1933), Б. Пастернака (1958), М. Шолохова (1965) и А. Солженицина (1970), удостоившийся этой высокой награды. Бродский стал одним из самых молодых нобелевских лауреатов по литературе.

2.Поэт Иосиф Бродский скоропостижно скончался в Нью-Йорке 28 января 1996 года, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992 году, в Петербурге — сын (родился в 1967 году). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты.

Учитель:

Иосиф Бродский завершает историю русской поэзии в том виде, в котором ложилась к сегодняшнему дню. Он делает это так, как если бы по его стихам потомку предстояло судить о русской поэзии в целом. При этом поэзия и судьба его вобрала в себя судьбы других поэтов: ссылку Мандельштама, славу Пастернака, эмиграцию Цветаевой.

Хочется верить, что поэзия Иосифа Бродского завоюет сердца, она уже вернулась на Родину. А памятником ему всегда будут стихи.


Переживи всех.

Переживи вновь,

словно они - снег,

пляшущий снег снов.

Переживи углы.

Переживи углом.

Перевяжи узлы

между добром и злом.

Но переживи миг.

И переживи век.

Переживи крик.

Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.


Домашнее задание:       Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Бродского (по выбору учащихся).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!