СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы «Останешься ли ты, человек, человеком?» А.Вампилов «Свидание». Сценка из нерыцарских времен

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 7 класса. Начинает цикл уроков по творчеству А.Вампилова

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Останешься ли ты, человек, человеком?» А.Вампилов «Свидание». Сценка из нерыцарских времен»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Усолье – Сибирское






Урок литературы

«Останешься ли ты, человек, человеком?»

А.Вампилов «Свидание».

Сценка из нерыцарских времен















Составила:

учитель русского языка

и литературы

Калашникова Р.А.










«Останешься ли ты, человек, человеком?»

А. Вампилов. «Свидание».

Сценка из нерыцарских времён


Эпиграф: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». (И.Гёте)

Цели и задачи: Начать знакомство с жизнью и творчеством сибирского писателя и драматурга А. Вампилова, дать понятие «драматическое произведение», разобраться в идейном своеобразии и художественных особенностях пьесы А.Вампилова, развивать диалогическую речь, формировать навыки культуры общения и поведения.

Словарная работа: драматическое произведение, диалог, монолог, благородство, вежливость, порядочность, рыцарство.

Оборудование: портрет А. Вампилова, фотовыставка экспозиций дома-музея А. Вампилова в п. Кутулик, раздаточный материал.

Методические приёмы: лекция, заочная экскурсия, инсценированное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, работа с нравственными и литературоведческими понятиями, опережающее домашнее задание: сообщения учащихся, работа творческих групп.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока. Для постановки целей надо спросить себя, что мы сегодня узнаем, чему мы сегодня (все вместе) научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать. (Отвечая на эти вопросы учащихся, учитель сообщает тему, цели и задачи данного урока).

  2. Эпиграф урока.

  3. Особенности драматических произведений. (Сообщение заранее подготовленного учащегося. Определения учащиеся записывают в тетрадь). В художественной литературе, наряду с лирическими и эпическими произведениями большое место занимают произведения драматические. Это литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене и написанные в форме диалогов и монологов. Диалог - разговор двух или нескольких лиц. Монолог – речь одного лица (в драматическом произведении это обстоятельное высказывание героя). Характеры людей в драме раскрываются в действии, поступках, речах, здесь нет авторской оценки. Обычно драматические произведения разделяются на акты (действия), а внутри актов (действий) – на явления (сцены). Основные виды драматических произведений – трагедия, драма, комедия.

4. Обсуждение знакомых ситуаций по сценкам, выполненным учащимися 7 класса в качестве домашнего задания.

- Послушайте эти диалоги. Знакомы ли вам такие картины нашей жизни?

1) «Солнечный и тёплый день. Пахнет весной. Деревья бросают тень на освободившуюся недавно от снега землю. Лишь изредка дунет ветерок и качнёт верхушки только что проснувшихся от зимней спячки деревьев.

Это на улице. А в школе прозвенел звонок, и наш рассказ пойдёт об уроке литературы в 7А классе.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы побеседуем о воспитанности людей, о хороших манерах, о правилах поведения и многом другом.

Вместе с ребятами Елена Петровна прочитала пьесу А.Вампилова «Свидание». Сценка очень понравилась ребятам, сначала они смеялись, а потом начали бурно обсуждать поведение персонажей этой пьесы, приводить примеры похожих неловких и некрасивых ситуаций, в которые герои попадали из-за своего невоспитанного поведения.

Учитель. А теперь, ребята, давайте подведём итог всему тому, о чём мы говорили. Ответьте на вопрос: Как надо себя вести?

Лена. Нужно всегда быть вежливым, не драться, не толкаться, не грубить, уступать место пожилым людям.

Саша. Нужно пропускать девочек вперёд, ведь они слабее. Я думаю, что надо уважать и слушаться старших, потому что они умеют себя вести правильно.

Аня. А я думаю, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.

Учитель. Молодцы! Вы все правы. Мне очень понравились ваши ответы, ставлю вам «пятёрки», и пусть ваши слова не расходятся с поступками.

Прозвенел звонок. Каково же было удивление учителя, когда она увидела, что Лена, выйдя из кабинета литературы, успела оскорбить Олесю, Толика и Свету, Саша растолкал идущих впереди девочек, чтобы быстрее выйти из кабинета, и только Аня вышла спокойно, никого даже не задев. И тогда Елена Петровна поняла, кто говорил от души, а кто ради хорошей оценки».

2) «Стоял тёплый летний день. Сияло солнце. Пели птицы, и, казалось, всё в этом мире прекрасно. Из-за угла соседнего дома показался нарядный юноша. По его счастливой улыбке и приподнятому настроению можно было сразу догадаться, что он спешит на свидание. Вдруг его останавливает старушка и просит достать с дерева её рыженькую кошечку.

Молодой человек. Отстань, старая, не видишь: я спешу.

Старушка. Ты же мне во внуки годишься, а разговариваешь, как с ровесницей. Сейчас же извинись.

Молодой человек. Ха – ха, и не подумаю. Иди и проси об этом своих внуков. А я пойду, некогда мне.

Старушка. Нет, ты должен извиниться, иначе я вызову милицию.

Молодой человек. Ну, ты, бабка, даёшь. И что они со мной сделают? Нашла, кем пугать.

Старушка. Как же тебе не стыдно?

В это время появилась та самая девушка, на встречу с которой этот юноша так спешил.

Девушка. Никита, что здесь происходит?

Молодой человек. Да, собственно, ничего (растерявшись). Мы тут с этой милой бабушкой спасаем её кошку. Правда, бабушка?

Старушка. Так это твой парень, внученька? Этот грубиян?

Девушка. Так что всё-таки случилось?

Старушка. Он мне нагрубил и не желает даже извиниться.

Девушка. Вот в чём дело. Ну, что же, прощай, и не звони мне больше. Не хочу тебя видеть.

Молодой человек. Постой, я тебе всё объясню.

Девушка уходит, не желая ничего слушать.

Старушка. Нечего здесь объяснять. Девушкам нравятся воспитанные юноши, а не такие, как ты.

Молодой человек. Да молчи, старая. Как же ты мне надоела!

Разозлённый молодой человек быстро ушёл и больше не появлялся во дворе этого дома».

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Можно ли назвать поведение персонажей данных сценок воспитанным, рыцарским?

- А какое оно рыцарское поведение, по вашим представлениям?

5. Историческая справка. Сообщение подготовленного ученика.

Расцвет рыцарства относится к 12-14 векам. Рыцарь, в переводе с немецкого языка, - тяжеловооружённый конный воин, всадник. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда (в переносном смысле), рыцарь – самоотверженный, благородный человек.

6. Изучение нового материала.

Слово учителя. В нашей повседневной жизни мы всё чаще, к огромному сожалению, замечаем, что многие люди постепенно утрачивают способность нормально общаться, не соблюдают самые элементарные правила культуры общения и поведения. Об этом нужно не только сожалеть, но и писать, и говорить, и пытаться изменить такое положение дел. Это всегда пытался делать в своих произведениях наш знаменитый земляк, известный писатель и драматург – А.Вампилов, постоянно как бы задавая своим читателям вопрос: останешься ли ты, человек, человеком?

Тёплый воздух дрожит за окнами. Директор Кутуликской средней школы готовится к августовской педагогической конференции. Отец запечатывает письмо домой, где написано: «Я уверен, всё будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и я боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей».

В этот день, 19 августа 1937 года, в Кутулике в семье Вампиловых появился на свет четвёртый ребёнок, третий сын. Мальчика назвали Александром в честь Пушкина: это был год столетия со дня смерти поэта.

Жили в небольшой комнате в учительском бараке при Кутуликской средней школе.

Давайте сейчас отправимся в этот дом, где теперь находится дом-музей Александра. Вампилова.

Заочная экскурсия. (Заранее подготовленный ученик проводит заочную экскурсию по комнатам дома-музея, используя фотовыставку экспозиций кутуликского музея).

«Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию всё-таки один-единственный. В Кутулике у меня прошло детство и школьные годы», - так знаменитый в нашей стране и за рубежом великий драматург А.Вампилов писал о посёлке Кутулик – центре Аларского района. Сегодня дом, в котором писатель жил со своей матерью и с другими учительскими семьями, известен на всю Иркутскую область как музей имени А. Вампилова. Хранительница музея – Юлия Борисовна Соломеина.

Драгоценных экспонатов накопилось так много, что появилась необходимость создания ещё одного музея-библиотеки, посвящённого А.Вампилову.

Через порог отчего дома ни разу не переступила нога В. Н. Вампилова, отца известного драматурга и писателя. Он был расстрелян по приговору Иркутского областного управления НКВД как враг народа. Об этом его сын так и не узнал.

Анастасия Прокопьевна, мать Александра, преподавала в местной школе математику.

В одной из четырёх комнат учительской квартиры находятся детские вещи и фотографии Саши, в другой – свидетельства его школьной жизни, в третьей сохранилась та обстановка, которая была при жизни Вампилова. На печке стоят старинные лампа и чугунок, в комнате – то же покрывало над кроватью вместо ковра. В четвёртой комнате находится всё, что относится к творчеству всемирно известного драматурга: издания его книг, афиши, фотографии, видеокассеты с записями его спектаклей. А во дворе дома растут акации, посаженные руками школьников, и Вампилова, в том числе.

Новый музей будет краеведческим. Там будут выставочный зал, художественная галерея и лекционная комната с телевизионными, радио и видеоматериалами. Среди музейных экспонатов в новых помещениях будут находиться афиши, книги, письма, подарки и другие материалы, которые пока нет возможности показать. А старый музей, «отчий дом» А.Вампилова останется на прежнем месте – в память о великом человеке, родившемся «в таком же, как и все, районном центре».

Слово учителя. Уклад жизни семьи был интеллигентным, сердечно-строгим. В 1944 году мальчик пошёл в первый класс. Как и положено сыну учительницы, он учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. Обложку к своей первой книге «Стечение обстоятельств» автор оформил сам.

У мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре. Все вспоминают, что Александр прекрасно пел.

В школе на уроках литературы – чтение по ролям, после уроков – драмкружок. И всё это с интересом, с радостью. А за порогом школы, всё, как у любого другого мальчишки: рыбалка, футбол, туманные первые романы. Рыбалка на местной речке Кутуличке или Белой. Футбол. Футбол, - в который мальчишки обычно играли «трутовым мячом, которым пребольно разбивали носы и ушибали спины». Случались и серьёзные матчи, иногда ездили добывать себе спортивную славу и в Зиму.

Потом пришла детская страсть к стихосложению. Читал свои стихи приятелям под страшную клятву.

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни – осталась.

Жители Кутулика, за которыми он наблюдал, сидя часами на крыше дома, облик и жизненный тон посёлка вошли в память писателя, обосновались в его очерках, рассказах, записных книжках, послужили прообразами вампиловских героев.

В 1955 году А.Вампилов окончил десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.

Писать и печататься Вампилов начал студентом. Первый его рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет» и назывался «Стечение обстоятельств». Этот же рассказ дал название первой книжке писателя, его единственному прижизненному сборнику прозы, вышедшему в 1961 году в Иркутске. В нём было девять рассказов, и среди них Сценка из нерыцарских времён «Свидание».

Инсценированное чтение пьесы «Свидание» заранее подготовленной творческой группой учащихся.

Аналитическая беседа по содержанию пьесы.

- Интересно ли было слушать это небольшое драматическое произведение, состоящее из одного акта? И почему?

- Насколько эта пьеса отражает нашу сегодняшнюю жизнь?

- Чтобы ответить на главный вопрос: «Почему Вампилов назвал «Свидание» «сценкой из нерыцарских времён»?», давайте обратимся к тексту и, используя комментированное чтение, поработаем с ним.

- Драматург не может прямо характеризовать героев, он это делает иначе. Что мы можем сказать о студенте и сапожнике, судя по их разговору, до появления девушки? (О студенте и сапожнике мы узнаём из первой ремарки. «Благообразный старичок с задатками интеллигентности», «инструмент в образцовом состоянии», - так говорит о нём автор. А о студенте только, что он «средней обеспеченности», о характере пока ничего).

-Но вот они заговорили… Что меняется в нашем представлении о персонажах? Как этого достигает А.Вампилов? (Оба с чувством юмора, находчивы, за словом в карман не лезут. Глядя на обувь студента, старичок говорит: «В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции». А когда студент предлагает за работу копейки, сапожник отвечает: «Тогда давай своим ботинкам порошки – по три раза в сутки». Студент тоже весёлый и находчивый: жалкий вид своих башмаков он объясняет привычкой ходить, не глядя под ноги. А когда предлагает маленькие деньги за починку, добавляет: «И то из сострадания к бедным хирургам». Нам ясно, что студент беден. Старичку кажется, что он чинил его штиблеты кому-то другому. И думаешь: может, он их донашивает за кем-то… Благодаря своему мастерству, автор сумел разбудить наше воображение, фантазию, мысль.)

Словарная работа. Объяснение смысла понятий вежливость, благородство, порядочность.

Чтение по ролям эпизода встречи студента с девушкой. (Учащимся предлагается раздаточный материал в виде развёрнутого диалога).

Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.

ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется

постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое

дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной

особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите

мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?


- Какие реплики, на ваш взгляд, являются самыми важными в раскрытии внутреннего мира героев?

- Каким предстаёт в этом разговоре каждый из спорящих?

- Как в поведении каждого из героев (обратимся к эпиграфу урока) отражается его собственный лик?

- Почему после первого случайного свидания девушка категорически заявила о том, что между ними всё кончено?

- На чьей вы стороне? Почему?

- Что-то изменилось в вашем понимании себя, людей, жизни после знакомства с пьесой А. Вампилова? (Часто грубые, самоуверенные люди, к сожалению, вызывают больше интереса и уважения, чем воспитанные и интеллигентные. Ведь воспитанного, скромного человека легче обидеть, он не может на хамство, грубость ответить тем же.

Человек должен быть вежливым, порядочным по отношению ко всем людям, независимо от возраста и пола. Это и есть воспитанность.

Пьеса заставляет задуматься о многом, о том, как мы относимся друг к другу.

Порядочность, воспитанность, вежливость должны быть внутренней сущностью каждого человека).

- Так почему Вампилов назвал свою пьесу «сценкой из нерыцарских времён»? (Люди должны уважать друг друга. Рыцарские времена, может быть, и прошли, но порядочность, совестливость, благородство должны быть всегда. Они свидетельство живой человеческой души.)

Выводы. Незначительные, на первый взгляд, поступки могут играть важную роль в жизни; в малом тоже проявляется человеческая сущность, человеческий характер; любые поступки становятся мерилом нравственности; человек должен быть порядочным и вежливым не только с теми людьми, от которых зависит его судьба, а со всеми окружающими; благородство должно быть внутренней сутью каждого. И, кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт в своих произведениях Александр Вампилов: «Останешься ли ты, человек, человеком?» А рыцарскими или нет будут времена, зависит от нас, людей, в них живущих.

  1. Подведение итогов урока. (Мы узнали о детских годах нашего известного драматурга А. Вампилова, о его первых произведениях; познакомились с особенностями драматических произведений, учились их слушать, делать выводы из диалогов действующих лиц без помощи авторских оценок; почувствовали себя настоящими актёрами, разыгрывая сценку «Свидание», и убедились, какой это большой труд – читать драматическое произведение; провели поисковую работу и познакомили остальных ребят с новыми словами. И, самое главное, поняли, какими важными качествами должен обладать каждый из нас, чтобы называться человеком).

  2. Рефлексия. Каждому ученику предлагается составить итоговый текст по следующей схеме:

В результате урока «Останешься ли ты, человек, человеком?» мне открылись три самых важных качества, которыми должен обладать воспитанный человек: ___________.

9. Домашнее задание: 1) Придумать собственные тексты: «Диалог по телефону перед свиданием» и «Диалог по телефону после несостоявшегося свидания». Какими вы себе их представляете? Как бы вы начали разговор? Каким описали бы интерьер помещений, где находились герои? Как они выглядели? Что в ваших сценках «До» и «После» могло бы показать их воспитанность или невоспитанность?

2) Сочинить и разыграть с одноклассниками свои «сценки из нерыцарских времён».

Литература:

  1. Акуджба И. Пьеса А.Вампилова «Свидание». – ЛВШ, №5, 1997.

  2. Вампилов А. Дом окнами в поле. – Иркутск: «Восточно -Сибирское книжное издательство», 1982.

  3. Гушанская Е. Д. Вампилов. Очерк творчества. – Ленинград: «Советский писатель», 1990.

  4. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… 7 класс. – М.: «Просвещение», 2002

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!