Просмотр содержимого документа
«Урок литературы " Первая и последняя любовь в лирике Ф.И.Тютчева"»
Урок литературы в 10 классе
Тема: Первая и последняя любовь в лирике Ф.И.Тютчева
Цель: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
Планируемые результаты:
- готовить сообщение о поэте,
- записывать основные положения по ходу занятия,
- выразительно читать, в том числе наизусть,
- выявлять художественные особенности стихотворений Тютчева,
- производить сопоставительный анализ ранней и поздней лирики о любви,
- проводить комментарий прослушанного романса.
Класс делится на 2 группы. Каждой нужно приготовить сообщение, прочитать выразительно по шесть предложенных стихотворений, проанализировать их, выучить одно из стихотворений.
Ход урока.
Слово учителя. Мотивация.
Работа в группах. Обсуждение.
1 группа. «Твой милый образ, незабвенный…»
Сообщение о поездке Тютчева в Мюнхен, о встрече с 15-летней красавицей Амалией Лерхенфельд в 1823 году.
Чтение и анализ стихотворений: «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…», «К Нисе», «Cache-cache» («Игра в прятки»)
Встреча с Амалией в 1836 году. Стихотворение «Я помню время золотое» .
- «…полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира-неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение»,-писал литературовед Вадим Кожинов. Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте ответ, обращаясь к тексту стихотворения.
- Какова роль пейзажа в изображении человеческих переживаний?
- В основе композиции лежит скрытая антитеза. Раскройте смысл этого приёма.
4. Ещё одна встреча с Амалией в 1870 году на курорте. Знаменитые стихи «Я встретил вас- и всё былое..» Прослушивание романса. Конкурс на лучший комментарий
2 группа «О ты, последняя любовь!» Стихотворения «денисьевского цикла»
Сообщение «История любви Тютчева и Елены Денисьевой»
Чтение и анализ стихотворений: «Я очи знал…»,«Не раз ты слышала признанье», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…». Проследить драму их любви, прошедшей через суровые жизненные испытания.
Выступления групп. Итог 1 группы: В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Дружба-любовь длилась всю жизнь. Итог 2 группы: Лирический герой с горечью признается самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи, поэтому его преследуют укоры совести. Подчеркивая духовное богатство и нравственную чистоту любящей женщины, поэт поднимает ее до уровня мадонны.В ряде стихотворений видна драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Горькую чашу пришлось испить до дна героине(отторгнута отцом, обществом)
Вывод: характер переживаний лирических персонажей Тютчева в «денисьевском цикле» существенно изменился по сравнению с ранней лирикой поэта.
Чтение стихотворений 1865 года, составляющих своего рода реквием по ушедшей возлюбленной: «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…», «Есть в моем страдальческом застое…», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»
Рефлексия.
Домашнее задание. Читать и анализировать стихи, посвященные своим жёнам: Элеоноре Петерсон и. Эрнестине Дернберг(«Ещё томлюсь тоской желаний…», «Люблю глаза твои, мой друг…».
Использованная литература
Кожинов В. Тютчев. М., 1994
Харитонова О.Н. Любовная лирика Тютчева. Журнал «Литература в школе»,№1, 1998 г, стр.118-124