СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы " Первая и последняя любовь в лирике Ф.И.Тютчева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:познакомить с любовной лирикой Ф.Тютчева, изучить факты биографии,совершенствовать навыки анализа лирического произведения

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы " Первая и последняя любовь в лирике Ф.И.Тютчева"»

Урок литературы в 10 классе

Тема: Первая и последняя любовь в лирике Ф.И.Тютчева

Цель: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

Планируемые результаты:

- готовить сообщение о поэте,

- записывать основные положения по ходу занятия,

- выразительно читать, в том числе наизусть,

- выявлять художественные особенности стихотворений Тютчева,

- производить сопоставительный анализ ранней и поздней лирики о любви,

- проводить комментарий прослушанного романса.

Класс делится на 2 группы. Каждой нужно приготовить сообщение, прочитать выразительно по шесть предложенных стихотворений, проанализировать их, выучить одно из стихотворений.

Ход урока.

  1. Слово учителя. Мотивация.

  2. Работа в группах. Обсуждение.

1 группа. «Твой милый образ, незабвенный…»

  1. Сообщение о поездке Тютчева в Мюнхен, о встрече с 15-летней красавицей Амалией Лерхенфельд в 1823 году.

  2. Чтение и анализ стихотворений: «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…», «К Нисе», «Cache-cache» («Игра в прятки»)

  3. Встреча с Амалией в 1836 году. Стихотворение «Я помню время золотое» .

- «…полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира-неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение»,-писал литературовед Вадим Кожинов. Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте ответ, обращаясь к тексту стихотворения.

- Какова роль пейзажа в изображении человеческих переживаний?

- В основе композиции лежит скрытая антитеза. Раскройте смысл этого приёма.

4. Ещё одна встреча с Амалией в 1870 году на курорте. Знаменитые стихи «Я встретил вас- и всё былое..» Прослушивание романса. Конкурс на лучший комментарий



2 группа «О ты, последняя любовь!» Стихотворения «денисьевского цикла»

  1. Сообщение «История любви Тютчева и Елены Денисьевой»

  2. Чтение и анализ стихотворений: «Я очи знал…»,«Не раз ты слышала признанье», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Чему молилась ты с любовью…», «Весь день она лежала в забытьи…». Проследить драму их любви, прошедшей через суровые жизненные испытания.

  1. Выступления групп. Итог 1 группы: В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Дружба-любовь длилась всю жизнь. Итог 2 группы: Лирический герой с горечью признается самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи, поэтому его преследуют укоры совести. Подчеркивая духовное богатство и нравственную чистоту любящей женщины, поэт поднимает ее до уровня мадонны.В ряде стихотворений видна драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Горькую чашу пришлось испить до дна героине(отторгнута отцом, обществом)

  2. Вывод: характер переживаний лирических персонажей Тютчева в «денисьевском цикле» существенно изменился по сравнению с ранней лирикой поэта.

  3. Чтение стихотворений 1865 года, составляющих своего рода реквием по ушедшей возлюбленной: «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…», «Есть в моем страдальческом застое…», «Вот бреду я вдоль большой дороги…»

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание. Читать и анализировать стихи, посвященные своим жёнам: Элеоноре Петерсон и. Эрнестине Дернберг(«Ещё томлюсь тоской желаний…», «Люблю глаза твои, мой друг…».



Использованная литература

Кожинов В. Тютчев. М., 1994

Харитонова О.Н. Любовная лирика Тютчева. Журнал «Литература в школе»,№1, 1998 г, стр.118-124




Скачать

© 2018 334 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!