СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по рассказу М. Зощенко "Баретки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок по рассказу М.. Зощенко "Баретки" в рамках ТРКМ может быть проведён в любом классе. Он помогает детям разобраться в смешном и серьёзном в произведении писателя.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу М. Зощенко "Баретки"»

Урок литературы по рассказу М.М. Зощенко «Баретки»



Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Формируемые действия

Преобла-дающий тип обучения

Организационный

Проверка готовности

Установление эмоционального контакта

- Здравствуйте, садитесь.

На сегодняшнем уроке мы вновь постараемся пройти творческий путь к неизвестному произведению.


Включение в ситуацию урока


Личностные - понимание познавательных задач


2.

Актуализация знаний и собственного опыта

Организует работу учащихся по составлению кластера «Баретки».

- А начнём нашу работу не с загадочного слова «баретки».

Вспомните и скажите мне громко по секрету, что вы знаете о слове, написанном на доске. Желающий записать кластер, выйдите к доске.

- Откуда вы всё это знаете?







- Посмотрите значение этого слова в словарях. Что нового, может быть, неожиданного добавляется?

Составление, расширение кластера («гроздь»)















Баретки-




Известное нам привели в систему (порядок).

Фрон-тальная

Познавательные работа с информацией разных видов

Коммуникативные – умение слышать мнение других

Регулятивные – соотнесение разных точек зрения

Личностные – стремление к совершенствованию речи

Предметные – совершенствование речи

ФГОС

3.

Постановка / принятие учебно-познавательной задачи

(Вызов,

применение знаний и умений в новой ситуации)

Ставит учебно-познавательную задачу.

- Довожу до вашего сведения, что есть произведение с таким названием. Попробуйте задать вопросы к этому произведению.

Создание игровой ситуации.

- А сейчас мы с вами поиграем в своеобразный «литературный колхоз». Вам надо придумать в группах проект истории под названием «Баретки». Помните, что на эту работу дается 5-7 минут. Когда будете готовы, дайте мне знать. А гости могут подойти к любой группе, послушать или помочь.

- Кто автор? Герои? Каков сюжет? Место и время действия в произведении? Время написания произведения?


Принимают учебно-познавательную задачу. Актуализируют познавательный и собственный опыт (с чего начинается история, как развивается, какие человеческие отношения затрагивает) в процессе создания проекта истории

Фрон-тальная




Груп-повая

Познавательные понимание познавательных задач

Коммуникативные – работа в группе (умение понимать партнера, обмениваться мнениями)

Регулятивные – планирование работы

Личностные – формирование «стартовой» мотивации к обучению

Предметные – учатся составлять проект к художественному произведению

ФГОС

4.

Представление написанных проектов рассказов

Слушает, организует оценку работ:

-Чей проект рассказа больше понравился?

Представляют написанные истории.

Оценивают работы.

Индиви-дуальная, групповая

Познавательные уметь осмысленно создавать текст по обозначенной теме

Коммуникативные – умение обмениваться мнениями

Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных действий и умственных усилий

Личностные – формирование мотивации к индивидуальной и творческой коллективной деятельности

Предметные – научиться представлять собственное произведение

ФГОС

5.

Постановка /принятие новой учебно-познавательной задачи

(Шаг к авторскому пониманию текста через героев)

- А теперь представьте, что в вашем рассказе есть такие действующие лица: Трофимыч, его дочь-подросток Нюша, продавцы (трое). Введите их в своё повествование.

Актуализируют познавательный и собственный опыт в процессе изменения проекта рассказа.

Груп-повая

Познавательные трансформировать текст в изменившихся условиях

Коммуникативные – умение обмениваться мнениями

Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных умственных действий

Личностные – формирование мотивации к индивидуальной и творческой коллективной деятельности

Предметные – научиться кратко представлять видоизмененное произведение

ФГОС


6. Прогнозирование ситуаций в художественном произведении (Шаги к пониманию авторского замысла)

-А теперь сообщаю вам, что у Михаила Михайловича Зощенко есть рассказ с таким названием. Вам интересно будет сравнить то, что получилось у вас , с тем, что написано у автора?

(Чтение текста с остановками:

первая остановка – ,

вторая остановка – последний абзац:

После каждой остановки предлагается ответить на три вопроса:

  1. Оправдались ли ваши предположения насчет героя?

  2. Что, вы думаете, произошло дальше?

  3. Интересно ли вам то, что произошло дальше в авторском рассказе?

Сравнивают написанное в группе с рассказом М.М. Зощенко. Прогнозируют развитие сюжета в рассказе «Баретки».











Отвечают на вопросы.

Груп-повая

Познавательные прогнозировать развитие событий

Коммуникативные – умение работать в группе, приходя к одному мнению

Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных умственных действий

Личностные – формирование мотивации к творческой коллективной деятельности

Предметные – прогнозировать развитие сюжета, сохраняя стиль писателя

ФГОС

7.

Обобщение и систематизация знаний

Организует работу учащихся по составлению сравнительной таблицы.

- Давайте попробуем дать поведенческий анализ героев, составив сравнительную таблицу.













- Какие вопросы при знакомстве с авторским текстом у вас возникли?









Попробуйте теперь в качестве отзыва на рассказ написать синквейн на одного из героев по своему выбору.

А теперь зачитайте свои работы.

Составляют сравнительную таблицу.


















На задаваемые учениками вопросы отвечают сами же ученики, по желанию.

- Почему ?

- Какова позиция автора?

- Кто же главный герой?

- Какие проблемы подняты в рассказе?

- Найдите характерные для описания каждого из героев слова.

- На основе какого приема строится повествование?



Читают, оценивают.

Фрон-тальная

















Индиви-дуальная

Познавательные систематизировать информацию

Коммуникативные – умение работать в коллективе

Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные – формирование нравственно-этической ориентации

Предметные – сопоставление поведения героев

ФГОС

8.

Домашнее задание и подведение итогов урока

Использует провокацию к творчеству, воспитывающий анализ текста.

- На дом будет дано задание следующее: написать эссе-нравственную оценку случившегося с точки зрения разных персонажей. Можете воспользоваться пунктами, обозначенными на ваших листках оценивания.

- Оцените свою работу на уроке, заполнив оценочные листы

Записывают домашнее задание.











Заполняют оценочные листы.

Фрон-тальная










Индиви-дуальная


ФГОС

































Поведенческая таблица

Герой


Чего хотел добиться?

Что делал?

Что получил?


Трофимыч










Нюша










Первый продавец










Второй продавец










Третий продавец

















Фамилия, имя


Оценка

Фамилия, имя


Оценка





































Фамилия, имя


Оценка

Фамилия, имя


Оценка




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!