Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Формируемые действия | Преобла-дающий тип обучения |
Организационный | Проверка готовности Установление эмоционального контакта - Здравствуйте, садитесь. На сегодняшнем уроке мы вновь постараемся пройти творческий путь к неизвестному произведению. | Включение в ситуацию урока | | Личностные - понимание познавательных задач | |
2. Актуализация знаний и собственного опыта | Организует работу учащихся по составлению кластера «Баретки». - А начнём нашу работу не с загадочного слова «баретки». Вспомните и скажите мне громко по секрету, что вы знаете о слове, написанном на доске. Желающий записать кластер, выйдите к доске. - Откуда вы всё это знаете? - Посмотрите значение этого слова в словарях. Что нового, может быть, неожиданного добавляется? | Составление, расширение кластера («гроздь») Баретки- Известное нам привели в систему (порядок). | Фрон-тальная | Познавательные – работа с информацией разных видов Коммуникативные – умение слышать мнение других Регулятивные – соотнесение разных точек зрения Личностные – стремление к совершенствованию речи Предметные – совершенствование речи | ФГОС |
3. Постановка / принятие учебно-познавательной задачи (Вызов, применение знаний и умений в новой ситуации) | Ставит учебно-познавательную задачу. - Довожу до вашего сведения, что есть произведение с таким названием. Попробуйте задать вопросы к этому произведению. Создание игровой ситуации. - А сейчас мы с вами поиграем в своеобразный «литературный колхоз». Вам надо придумать в группах проект истории под названием «Баретки». Помните, что на эту работу дается 5-7 минут. Когда будете готовы, дайте мне знать. А гости могут подойти к любой группе, послушать или помочь. | - Кто автор? Герои? Каков сюжет? Место и время действия в произведении? Время написания произведения? Принимают учебно-познавательную задачу. Актуализируют познавательный и собственный опыт (с чего начинается история, как развивается, какие человеческие отношения затрагивает) в процессе создания проекта истории | Фрон-тальная Груп-повая | Познавательные – понимание познавательных задач Коммуникативные – работа в группе (умение понимать партнера, обмениваться мнениями) Регулятивные – планирование работы Личностные – формирование «стартовой» мотивации к обучению Предметные – учатся составлять проект к художественному произведению | ФГОС |
4. Представление написанных проектов рассказов | Слушает, организует оценку работ: -Чей проект рассказа больше понравился? | Представляют написанные истории. Оценивают работы. | Индиви-дуальная, групповая | Познавательные – уметь осмысленно создавать текст по обозначенной теме Коммуникативные – умение обмениваться мнениями Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных действий и умственных усилий Личностные – формирование мотивации к индивидуальной и творческой коллективной деятельности Предметные – научиться представлять собственное произведение | ФГОС |
5. Постановка /принятие новой учебно-познавательной задачи (Шаг к авторскому пониманию текста через героев) | - А теперь представьте, что в вашем рассказе есть такие действующие лица: Трофимыч, его дочь-подросток Нюша, продавцы (трое). Введите их в своё повествование. | Актуализируют познавательный и собственный опыт в процессе изменения проекта рассказа. | Груп-повая | Познавательные – трансформировать текст в изменившихся условиях Коммуникативные – умение обмениваться мнениями Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных умственных действий Личностные – формирование мотивации к индивидуальной и творческой коллективной деятельности Предметные – научиться кратко представлять видоизмененное произведение | ФГОС |
6. Прогнозирование ситуаций в художественном произведении (Шаги к пониманию авторского замысла) | -А теперь сообщаю вам, что у Михаила Михайловича Зощенко есть рассказ с таким названием. Вам интересно будет сравнить то, что получилось у вас , с тем, что написано у автора? (Чтение текста с остановками: первая остановка – , вторая остановка – последний абзац: После каждой остановки предлагается ответить на три вопроса: Оправдались ли ваши предположения насчет героя? Что, вы думаете, произошло дальше? Интересно ли вам то, что произошло дальше в авторском рассказе? | Сравнивают написанное в группе с рассказом М.М. Зощенко. Прогнозируют развитие сюжета в рассказе «Баретки». Отвечают на вопросы. | Груп-повая | Познавательные – прогнозировать развитие событий Коммуникативные – умение работать в группе, приходя к одному мнению Регулятивные – использовать речь для регуляции собственных умственных действий Личностные – формирование мотивации к творческой коллективной деятельности Предметные – прогнозировать развитие сюжета, сохраняя стиль писателя | ФГОС |
7. Обобщение и систематизация знаний | Организует работу учащихся по составлению сравнительной таблицы. - Давайте попробуем дать поведенческий анализ героев, составив сравнительную таблицу. - Какие вопросы при знакомстве с авторским текстом у вас возникли? Попробуйте теперь в качестве отзыва на рассказ написать синквейн на одного из героев по своему выбору. А теперь зачитайте свои работы. | Составляют сравнительную таблицу. На задаваемые учениками вопросы отвечают сами же ученики, по желанию. - Почему ? - Какова позиция автора? - Кто же главный герой? - Какие проблемы подняты в рассказе? - Найдите характерные для описания каждого из героев слова. - На основе какого приема строится повествование? Читают, оценивают. | Фрон-тальная Индиви-дуальная | Познавательные – систематизировать информацию Коммуникативные – умение работать в коллективе Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Личностные – формирование нравственно-этической ориентации Предметные – сопоставление поведения героев | ФГОС |
8. Домашнее задание и подведение итогов урока | Использует провокацию к творчеству, воспитывающий анализ текста. - На дом будет дано задание следующее: написать эссе-нравственную оценку случившегося с точки зрения разных персонажей. Можете воспользоваться пунктами, обозначенными на ваших листках оценивания. - Оцените свою работу на уроке, заполнив оценочные листы | Записывают домашнее задание. Заполняют оценочные листы. | Фрон-тальная Индиви-дуальная | | ФГОС |
| | | | | |