Урок литературы по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе
"Я сам расскажу о времени и о себе"
Цели урока:
Начало знакомства учеников с личностью Владимира Маяковского, попытка осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений, развитие навыков анализа поэтического текста.
Задачи:
художественное осмысление роли поэзии и назначения поэта;
работать со словом;
умение находить в тексте способы выражения авторского отношения к миру;
овладение историко-литературными знаниями.
Классный кабинет превращается в артистический подвал “Бродячая собака”. Учащиеся – зрители, пришедшие на вечер Маяковского.
Оформление кабинета:
Слайд 1.
Артистический подвал “Бродячая собака”
Гениальный поэт современности
Владимир Маяковский
читает свои стихи и
отвечает на вопросы слушателей.
На доске записана тема урока, помещен портрет Маяковского и представлены обложки первых публикаций поэта: “Пощечина Общественному Вкусу” (1912г.), “Я!” (1913г.), “Дохлая Луна” (1914г.), “Облако в штанах” (1915г.)
На потолке вверх ногами висит рояль (нарисован)
Ход урока.
1.Начало урока.
Учитель: Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.
- Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт.
Утром следующего дня молодой человек – Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”. И тогда появилось “первое профессиональное” стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”. Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.
А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.
Давайте заглянем в этот артистический подвал, где уже не в первый раз шокирует своими стихами поэт Владимир Маяковский.
2. Основная часть.
В класс входят две женщины ( Бойко А., Густова К.):
I – Дорогая, вы слышали про какое-то новое течение, футуризм, кажется?
II – О, это чрезвычайно интересно!
I – Признаться, я ничего не вижу в этом интересного. Это просто какой-то балаган! И зачем они повесили рояль?! Ничего не понимаю.
II – Сядемте. Надеюсь, сегодня вы все поймете.
(Учащийся делает небольшое сообщение о футуризме как литературном течении) (Жанабергенова Жанна) слайды 3-5
Крик в зале: - Маяковский! Идет Маяковский.
Входит Маяковский. Слайд 6
I женщина – И это гениальный поэт?! Пугало какое-то.
Маяковский (встает перед публикой):
- Милостивые государыни и милостивые государи! Я – нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.
Я – циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.
Я – рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…
Я – …
Таков вот есть Владимир Владимирович Маяковский, молодой человек двадцати двух лет.
Реплика из зала (любой учащийся из класса):
- Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.
Маяковский: - Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора. А теперь я отвечу на все ваши вопросы.
(учащиеся задают вопросы, подготовленные заранее)
I – А зачем вы рояль повесили?
Маяковский:
- Потерпите до конца, узнаете.
II – Как вы себя чувствуете в русской литературе?
Маяковский: - Ничего, не жмет.
III – Маяковский, почему вы себя так хвалите?
Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
IV – Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?
Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них…
V – Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.
VI – Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!
Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.
VII – Ваши стихи мне непонятны.
Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.
VII – Нет, и мои дети их не поймут.
Маяковский: - А почему вы так убеждены, что дети ваши пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее?
VIII – Пушкин понятнее вас.
Маяковский: - Пушкина читают сто лет. Не успел еще ребенок родиться, а ему уже читают “Евгения Онегина”. Я лично очень люблю Пушкина.
IX – А часто ли вы заглядываете в Пушкина?
Маяковский: - Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть.
XII –Маяковский, кто будет читать ваши стихи после вашей смерти?
Маяковский: - Вы. А если не вы, то ваши дети. (слайд 7)
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г….
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Учитель: - Продолжите, пожалуйста, мою мысль. Человек открывается нам через его отношение к различным вещам. (к жизни, женщинам, своему труду и т. д.)
О личности поэта мы узнаем через его отношение к …
жизни
поэзии
женщине
Давайте ближе познакомимся с поэтом Маяковским через его отношение к жизни, к поэтическому труду, к своим слушателям и женщине. (слайд 8) Помогут нам в этом его стихи. Какие бы вам хотелось назвать произведения Владимира Владимировича Маяковского, раскрывающие отношение поэта к жизни. Какой он видел жизнь, себя в жизни? (слайд 9)
«А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
(Ильина, флейта.)
Учитель: Самый верный способ понять Маяковского - перевести его стихи в прозу. Каков сюжет стихотворения? Мир текста определяется предметами. Назовите эти предметы. На какие группы вы разделите эти слова?
Ученики: Вся именная лексика стихотворения легко членится на две группы: в одну войдут слова со значениями яркости, необычности и необыденности (краска, океан, флейта, ноктюрн); в другую — бытовая, вещная, обиходная лексика (блюдо студня, чешуя жестяной рыбы, водосточные трубы). На каком композиционном приеме построено стихотворение?
Антитеза: «поэтическое — непоэтическое». А поскольку тексту сразу же задана оппозиция «я — вы», то сама собой напрашивается интерпретация этого противопоставления: набросайте предметный ряд, связанный с местоимением Я – МЫ.
я
поэзия
яркость —
вы
быт
пошлость
Учитель: Но сам лирический герой связан с этим бытом, он не вне, а в толще бытовых значений. «Океан» как символ поэзии найден в студне, а в чешуе жестяной рыбы прочитаны «зовы новых губ»Так о чем стихотворение? Может быть, эти строки написаны человеком, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе?
- С помощью какой способности человек может превратить обычные предметы в чудесные образы?
( Способности к воображению.)
- В какой сфере человеческой жизни эта способность является основополагающей? (В сфере творчества, искусства.)
- Так о чем же стихотворение? (Стихотворение о преобразующей силе искусства.)
Кадр из фильма. «Есенин и Маяковский. Поединок» (2.35-2.59) ( Слайд 10)
Учитель: - Какие ещё произведения раскрывают образ Маяковского-человека? (Слайд 11)
Поэма «Хорошо»
Я
земной шар
чуть не весь
обошел, —
И жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей, —
и того лучше.
Вьется
улица-змея.
Дома
вдоль змеи.
Улица —
моя.
Дома —
мои.
Окна
разинув,
стоят магазины.
В окнах
продукты:
вина,
фрукты…
Грудью
у витринных
книжных груд.
Моя
фамилия
в поэтической рубрике.
Радуюсь я —
это
мой труд
вливается
в труд
моей республики…
А моя
страна —
подросток, —
твори,
выдумывай,
пробуй!
Радость прет.
Жизнь прекрасна
и
удивительна.
Лет до ста
расти
нам
без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.
1927
Учитель: Каким вам видится человек, написавший эти строчки? (слайд 12)
- Поэт - бунтарь, испытывающий величайшую радость от самой жизни, от того, что является частью истории. Для него важно не просто жить, а жить полной грудью, не плыть по течению, а самому создавать течение.
Кадр из фильма. «Есенин и Маяковский. Поединок» (2.02) (слайд 13)
Учитель: - Продолжите фразу. Поэт Маяковский видел свое назначение…
Докажите свою мысль словами самого Маяковского. (слайд 14)
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
[1913]
Учитель: Маяковский прочитал стихотворение на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.
- В чём смысл названия стихотворения? (Эпатаж, дерзость, вызов.)
- Что можно сказать о форме этого слова? К какому стилю оно относится? (К разговорному стилю, просторечию, чувствуется неуважительное отношение произносящего его к своему адресату.)
- Каково пространство первой строфы? (Закрытое грязное помещение, возможно, кафе или столовая.)
- Назовите предметный ряд стихотворения. (чистый переулок, обрюзгший жир, стихов шкатулок, мот и транжир, мужчина, капуста, недоеденных щей, женщина, устрица из раковин вещей, на бабочку поэтиного сердца, в калошах, толпа, ножки стоглавая вошь, грубому гунну)
- На какие группы вы разделите эти слова? Какой прием используется автором? Антитеза – толпа - поэт. Какова тема стихотворения? (Поэт и толпа.)
- В чём смысл метафоры «обрюзгший жир»? Какой образ рисуется вашему воображению? (Что-то противное, грязное, липкое, рыхлое, бесформенное; обрюзгший - усиливает впечатление бесформенности, рыхлости; это отталкивает.)
Поэт толпа
стихов шкатулок обрюзгший жир
мот и транжир мужчина, в усах капуста
поэтино сердце женщина – устрица
бабочка сердца грязные, в калошах и без калош
грубый гунн озверевшая толпа
стоглавая вошь
- Почему появляются шкатулки? Что в них хранится? (Самое дорогое, что скрыто от других, тайное, драгоценное.)
- Проанализируйте предметный ряд, связанный с образом поэта.
- Стихи – шкатулки? (В стихах – душа поэта, это самое дорогое. Он открывает её людям.)
- Почему называет себя мотом и транжиром? (Транжир и мот - человек, неразумно тратящий деньги, т.е. ценности, но здесь нет снижения. Для поэта слова дороже денег, он их щедро отдаёт людям.)
- Почему сердце сравнивается с бабочкой? (Она красивая, нежная, трепещущая, легко ранимая, требует защиты; сердце поэта такое же.)
- Кто такие гунны? (Монгольский народ, дикари.)
- Почему лирический герой так себя называет? Чью точку зрения он выражает? (Так считает толпа, для них он дикарь, потому что не такой, как они, «культурно-утончённые».)
- О чём говорит эпитет грубый? (Это его реакция на толпу – грубость.)
- Обратимся ко второму образному ряду. Дайте его характеристику.
Мы видим здесь не отдельные лица людей, а бесформенную массу, которую иначе как толпой не назовёшь. Автор выхватывает из толпы отдельные персонажи и разглядывает их.
- К кому обращается герой в первой строке? (К мужчине.)
- Какая часть туловища показана? (Голова.)
- Почему капуста в усах? (Объелся, больше не лезет.)
- Почему дважды используется приставка недо-? (Указание на неполноценность: недочеловек.)
- Какова женщина? (Она набелена, истинное лицо скрыто, как бы спряталась.)
- С кем сравнивается женщина? Почему? (С устрицей; примитивное животное, слизкое, бесформенное, сознание отсутствует, есть только инстинкты.)
- О чём говорит метафора «раковина вещей»? (Человек прячется в своём узком мирке, это само замкнутость, ущербность, отсутствие здоровых интересов.)
- Обратите внимание на слово грязные. Дайте его морфологическую характеристику. (Прилагательное перешло в существительное). Почему прилагательное выполняет роль существительного?
- Как усиливается неприятное впечатление в словах «грязные, в калошах и без калош»? (калоши – обувь для грязной погоды.) Назовите прием – градация.
- В чём смысл сравнения со стоглавой вошью? (Вошь – примитивное, абсолютно бесполезное кровососущее насекомое. Толпа, состоящая из множества людей, представляется одним стоглавым животным.)
- Почему толпа озвереет? (Проявятся звериные черты, ожесточится.)
Учитель: - Картина ужасная. Бабочка и грязная толпа несовместимы.
Конфликт достиг своего апогея. Как он разрешится? Кто победит?
- Что подразумевается под словом кривляться? (Герой отказывается подчиняться требованию толпы писать на заказ; он не шут для развлечений, не намерен угождать их пошлому вкусу.)
- «Я захохочу» - говорит герой. Над чем или почему он смеётся? (Это защитная реакция, как у Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова.)
- Почему герой плюёт в толпу, причём дважды: делает акцент, переносит с одной строки на другую? (Наплевательское отношение – выражение безразличия к мнению толпы, к её интересам. У Маяковского расплеваться – значит раздружиться.)
Учитель: Таким образом решается конфликт. Поэт одинок. Но он с гневом и презрением, прямо, открыто бросает в лицо обывателям свой стих. Не случайно повторение последней строки первой строфы. Он – поэт, волшебник, у него есть бесценные сокровища – стихи, которые никто не отнимет.
В стихотворении “Домой” 1925г. Маяковский писал:
Я хочу
Быть понят моей страной,
А не буду понят,-
Что ж,
По родной стране
Пройду стороной,
Как проходит косой дождь!
Учитель: - На ваш взгляд, мог ли Маяковский быть в стороне от жизни страны? Какими строчками вы можете это подтвердить?
Жизненная позиция лирического героя Маяковского - созидающая и одновременно бунтарская. Он художник, творец красоты, новых отношений, мыслящий человек. Активная творческая позиция героя – гуманиста находит выражение в социальной активности, в нежелании смириться с существующим порядком вещей и перерастает в социальный протест. В основе всего творчества Маяковского - острая боль за человека.
(Звучит стихотворение “Послушайте!” в исполнении учителя).
Учитель: “ Послушайте!” Это не обращение к вам, это название стихотворения - “Послушайте”
- Что это? Призыв, просьба, приказ…
Кадр фильма Маяковский и Лиля Брик. (слайд 15)
– Что значит для поэта любовь? (Что значит для Маяковского любить?)
Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Во весь голос» (Горшков Алексей)
(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.
– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? Прокомментируйте эти строки.
Маяковский, как он пишет о самом себе, — “сплошное сердце”. Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на “несгораемом костре немыслимой любви”. Предчувствие любви, ее ожидание — “Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?” — вот что наполняет монологи героя. Его душа ищет любви, и потому он пишет: “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”. Его чувство остается невостребованным:
Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье — мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:
Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны,
Считая
своим соперником…
(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)
Маяковский: - Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.
XIII – Позвольте, но зачем же вы рояль повесили?
Маяковский: - Так чтобы заинтересовать вас и заставить высидеть всех до конца нашего вечера.
XIV – Маяковский! Вы что, полагаете, что мы все идиоты?
Маяковский: - Ну что вы! Почему все? Пока я вижу перед собой только одного… Всего хорошего. (уходит)
Диалог двух женщин:
I – Нет, это просто неслыханная наглость, хулиганство! Да он отъявленный хулиган. Что он себе позволяет?!
II – Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях. Слышала, что он тяжело пережил любовную драму. Влюбился с первого взгляда в молодую девушку и даже посвятил ей целую поэму.
Учитель: Сегодня Маяковский попытался “шагнуть через лирические томики” и “сам рассказать нам о времени и о себе”. Ему это удалось?
(учащиеся высказываются, изменилось ли их мнение о Маяковском, что поразило, что привлекло внимание)
Учитель: И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”
(В предсмертной записке Маяковский напишет: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Чтобы избежать кривотолков, поэт рассказывает «о себе сам».
Домашнее задание: 1. Подготовить сообщение о биографии поэта.
2. Выучить одно стихотворение В. В. Маяковского наизусть.