Конспект урока по литературе
Класс: 10
Учитель: Семёнова Светлана Юрьевна
Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей
в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» (1830г.)
Богатство подобно морской воде, от которой жажда
тем больше усиливается, чем больше её пьёшь
Артур Шопенгауэр
(немецкий философ 1 половины 18 века)
Да неужели все сводится к деньгам?
(Дервиль, рассказывая о Гобсеке, размышляет о судьбе и характере ростовщика: «Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» и дальше: «Да неужели все сводится к деньгам?»)
Цель урока: показать на примере повести мастерство Бальзака в изображении человека и общества; воплощение беспощадного стяжательства, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все общество, содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях. Создать условия для исследования одной из вечных проблем – власти денег над человеком на примере главного героя повести «Гобсек».
Задачи:
1. образовательная – продолжить формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве;
2. воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся, продолжить формирование осознанной потребности в труде, активной жизненной позиции;
3. развивающая – развивать умение делать обобщение и выводы, умение решать проблемные ситуации и задачи.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока
Создание проблемной ситуации.
Что такое деньги?
Для чего они нужны?
Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить все?
А сколько вам нужно денег для счастья?
На что потратите?
(Одна из вечных проблем, которую пытается разрешить человечество – это власть денег над человеком. Золото притягивало людей, принося страдания, совершая преступления, войны. За золото можно получить все: власть, богатство. Эту проблему поднимали многие писатели, художники.)
Сообщение учащейся по теме «Власть денег в классической художественной литературе»
Сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который имел много денег и хотел их все больше и больше. Но счастлив ли он? Вы догадались, о ком я говорю? (Гобсек.)
- Чем необычна композиция произведения?
( это рассказ в рассказе)
О необыкновенной фигуре Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль.
Словарная работа СТРЯПЧИЙ – чиновник по служебному надзору (ходатай по делам)
- Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю?
Дервиль выносит на суд людской жизненную позицию Гобсека. Автор доверяет рассказать о нем человеку, близко знавшему его в течение более десяти лет.
«Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька… , разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали..»
- Давайте подробнее с вами познакомимся с Гобсеком.
- Каково значение его фамилии?
ЖИВОГЛОТ – беспощадный и жестокий своекорыстный человек.
(просторечное презрительное выражение)
- Какой он? Предлагаю вам игру «Подслушанный разговор».
-? Представьте, что вы оказались в Париже, проходили по улице де Гре, где проживал Гобсек, что вы о нем услышали? (работа в группах)
Его образ очень сложен и противоречив.
«В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем адвокат Дервиль.
Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами.
Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства.
Но одно не вызывает сомнений — это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума.
Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке.
Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что «в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото — вот духовная сущность всего общества».
Деньги полностью поработили его ум и мысли
-? Каков род занятий Гобсека?
Словарная работа: РОСТОВЩИК – человек, который даёт деньги в рост (в
долг) под большие проценты.
Чтобы лучше понять образ Гобсека, предлагаю вам написать литературный диктант. Я буду читать фразу, а вы должны её продолжить и ответ записать в тетрадь.
«Вот поживете с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…(золото)»
«Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя …(давили)».
«Я владею миром, а мир не имеет надо мной …(власти)»
«Человек везде одинаков: везде идет борьба между …(бедными и богатыми)»
« Переживает все наслаждения только одна утеха – тщеславие. А что может удовлетворить тщеславие? Только … (золото)»
« Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую …(совесть)»
Самопроверка.
- Какой общей мыслью объединены записанные вами слова? Что дают они для понимания образа героя?
Давайте представим себя в роли Гобсека, поиграем в ролевую игру. Приглашаю двух желающих. Один выступит в роли Гобсека, а другой в роли журналиста, который будет брать у него интервью.
Вопросы журналиста:
Почему Вы выбрали профессию ростовщика?
Почему Вы скрываете свое богатство?
Каковы Ваши развлечения?
Во что Вы верите?
Что Вы больше всего цените в людях?
Зачем Вам деньги? Ведь Вы не тратите их ни на себя, ни на других?
Чувствовали ли Вы себя счастливым и помогли ли деньги Вам в этом?
Есть ли у Вас друзья, если есть, то кто они?
Дервиль говорит о неоднозначности образа Гобсека «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов, заполните таблицу. «Неоднозначность образа Гобсека».
Гобсек богатый человек. (всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств) | Влачит жалкое существование. Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой) |
Мизантроп. Ненавидит всю свою родню. | Поддерживает дружеские отношения с Дервилем |
Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя») | При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи |
Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»; «человек – вексель»; «золотой истукан». | Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни |
«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини). | Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени) |
Ростовщик. | «Гобсек – человек честный» |
В нём живут «скряга он «старик «подлое существо «старый | В нём живут и философ» и ребёнок» и возвышенное» младенец» |
(Дервиль говорит о Гобсеке, что «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов.
Но так ли однозначен образ Гобсека? Какими положительными качествами наделяет его автор? (Гобсек умен, наблюдателен. Его отличает безупречная честность в ведении дел. Дервиль говорит, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей.)
Дервиль замечает: «Никогда еще в своей юридической практике я не встречал такого удивительного сочетания скупости со своеобразием характера». «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное».
Гобсек, по словам Дервиля, ненасытный удав, а «если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убежден, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности…».
Сам Дервиль ценил и уважал Гобсека. Видел в нем и положительные качества. Это проницательный ум, порядочность, честность, сочувствие к бедным, доверие клиентов, способность разглядеть социальную структуру общества, увидеть принципы взаимоотношений между людьми, осознать законы и мораль эпохи. Это и способность оценить красоту драгоценных камней. И в то же время неспособность понять смысл и назначение жизни, прежде всего, своей собственной.
- Какие качества преобладают в характере героя? Перечислим эти качества.
Низкие качества (холодность, неподвижность, скупость, бездушие, хитрость, эгоистичность) превалируют в Гобсеке, заглушают остатки человеческого тепла.
Жадность на пороге смерти превращается в сумасшествие. Скупость становится причиной деградации личности. С годами Гобсек исхудал, высох, почернел.)
- На каких литературных героев похож Гобсек?
До последнего момента своей жизни Гобсек играл, накапливая золото, и незаметно для себя самого он становится рабом своих миллионов. Он боится за них, у него начинаются приступы сумасшествия, когда он воображает, будто по его убогой комнате катятся золотые монеты.
Просмотр сцены «Смерть Гобсека» из фильма «Гобсек» (3 минуты)
- Какое впечатление производит сцена смерти Гобсека?
Выразительное чтение описания его богатств.
- О чем заставляет задуматься описание несметных богатств и его кладовых?
Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием его богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека “достоин кисти Рембрандта”.
И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.
- Как бы сейчас вы ответили на вопрос Дервиля: «Да неужели все сводится
к деньгам?» (обоснуйте свой ответ)
- Есть ли в повести ответ на эти вопросы? (Вспомните историю самого
Дервиля, Фанни Мальво, Анастази, Камиллы и Эрнеста де Ресто.
- Насколько актуален в наши дни герой Бальзака?
- Помогла ли вам повесть в поисках ответов на вопросы современной действительности, о чем заставила задуматься? (Прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.)
Подведение итогов урока. Дискуссия.
- Завершая наш урок, мы должны ответить на самый главный вопрос: - Можно ли оставаться человеком, имея деньги?
- Какие общечеловеческие проблемы подняты в повести?( размышления учеников)
- Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными и интересными сегодня?
(- Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу.
- Актуально ли данное произведение сегодня? (дискуссия)
- Как губительно и разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, т. к. ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы повести запоминаются надолго, хотя написаны они так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня. Сегодня мы часто забываем о своей душе. Душа – это частичка нашего собственного я. Душа и тело должны составлять одно единое целое, жить в гармонии.
Если погибает душа, то погибнет и тело. Так давайте очистим нашу душу от жадности, стяжательства, злобы, ненависти.
И пусть у каждого она станет доброй, светлой, чистой и прекрасной.
« Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю в совершенствование самого человека».( О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии»)
Слово учителя:
Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу. Закончить наш урок я хотела бы следующими словами из проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Не собирайте себе сокровищ на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».
Рефлексия. «Свободный микрофон»
Предлагаю вам поделиться своим мнением.
Сегодня на уроке для меня было новым...
Я удивлен (-на), что...
Мне было интересно ...
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (миниатюра)на тему: «В чём ценность человеческой жизни?»
Словарная работа: МИЗАНТРОП – нелюбовь, ненависть к людям,
отчуждение от них