СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей в повести Оноре де Бальзака "Гобсек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит план-конспект урока и презентацию с видеофрагментом.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей в повести Оноре де Бальзака "Гобсек"»

Конспект урока по литературе

Класс: 10

Учитель: Семёнова Светлана Юрьевна


Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей

в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» (1830г.)

Богатство подобно морской воде, от которой жажда

тем больше усиливается, чем больше её пьёшь

Артур Шопенгауэр

(немецкий философ 1 половины 18 века)


Да неужели все сводится к деньгам?

(Дервиль, рассказывая о Гобсеке, размышляет о судьбе и характере ростовщика: «Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» и дальше: «Да неужели все сводится к деньгам?»)


Цель урока:       показать на примере повести мастерство Бальзака в изображении человека и общества; воплощение беспощадного стяжательства, олицетворение безжалостной и всемогущей власти денег, под власть которых попадает все общество, содействовать формированию представлений учащихся об истинных жизненных ценностях. Создать условия для исследования одной из вечных проблем – власти денег над человеком на примере главного героя повести «Гобсек».


Задачи:
1. образовательная – продолжить формировать умение активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве;
2. воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся, продолжить формирование осознанной потребности в труде, активной жизненной позиции;
3. развивающая – развивать умение делать обобщение и выводы, умение решать проблемные ситуации и задачи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока

Создание проблемной ситуации.

Что такое деньги?

Для чего они нужны?

Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить все?

А сколько вам нужно денег для счастья?

На что потратите?

(Одна из вечных проблем, которую пытается разрешить человечество – это власть денег над человеком. Золото притягивало людей, принося страдания, совершая преступления, войны. За золото можно получить все: власть, богатство. Эту проблему поднимали многие писатели, художники.)

Сообщение учащейся по теме «Власть денег в классической художественной литературе»

Сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, который имел много денег и хотел их все больше и больше. Но счастлив ли он? Вы догадались, о ком я говорю? (Гобсек.)

- Чем необычна композиция произведения?
( это  рассказ в рассказе)

О необыкновенной фигуре Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль.

Словарная работа СТРЯПЧИЙ – чиновник по служебному надзору (ходатай по делам)

- Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю?

Дервиль выносит на суд людской жизненную позицию Гобсека. Автор доверяет рассказать о нем человеку, близко знавшему его в течение более десяти лет.

«Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька… , разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали..»


- Давайте подробнее с вами познакомимся с Гобсеком.

- Каково значение его фамилии?

ЖИВОГЛОТ – беспощадный и жестокий своекорыстный человек.

(просторечное презрительное выражение)


- Какой он? Предлагаю вам игру «Подслушанный разговор».

-? Представьте, что вы оказались в Париже, проходили по улице де Гре, где проживал Гобсек, что вы о нем услышали? (работа в группах)

  • Его образ очень сложен и противоречив.

  • «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о нем адвокат Дервиль.

  • Прошлое героя довольно неопределенно: возможно он был корсаром и избороздил все моря и океаны, торговал людьми и государственными тайнами.

  • Полна загадок также и его настоящая жизнь. Неизвестны истоки его несметного богатства.

  • Но одно не вызывает сомнений — это личность исключительная, сильная, наделенная глубоким философским складом ума.

  • Гобсек способен подмечать мелкие детали и с уникальной проницательностью судить о мире, жизни и человеке.

  • Однако, к сожалению, свой ум и проницательность Гобсек направляет в неправильное русло. Исследуя законы мира, он приходит к выводу, что «в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото — вот духовная сущность всего общества».

  • Деньги полностью поработили его ум и мысли

-? Каков род занятий Гобсека?

Словарная работа: РОСТОВЩИК – человек, который даёт деньги в рост (в

долг) под большие проценты.


Чтобы лучше понять образ Гобсека, предлагаю вам написать литературный диктант. Я буду читать фразу, а вы должны её продолжить и ответ записать в тетрадь.

  • «Вот поживете с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…(золото)»

  • «Лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя …(давили)».

  • «Я владею миром, а мир не имеет надо мной …(власти)»

  • «Человек везде одинаков: везде идет борьба между …(бедными и богатыми)»

  • « Переживает все наслаждения только одна утеха – тщеславие. А что может удовлетворить тщеславие? Только … (золото)»

  • « Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую …(совесть)»

Самопроверка.

- Какой общей мыслью объединены записанные вами слова? Что дают они для понимания образа героя?

Давайте представим себя в роли Гобсека, поиграем в ролевую игру. Приглашаю двух желающих. Один выступит в роли Гобсека, а другой в роли журналиста, который будет брать у него интервью.

Вопросы журналиста:

    1. Почему Вы выбрали профессию ростовщика?

    2. Почему Вы скрываете свое богатство?

    3. Каковы Ваши развлечения?

    4. Во что Вы верите?

    5. Что Вы больше всего цените в людях?

    6. Зачем Вам деньги? Ведь Вы не тратите их ни на себя, ни на других?

    7. Чувствовали ли Вы себя счастливым и помогли ли деньги Вам в этом?

    8. Есть ли у Вас друзья, если есть, то кто они?


Дервиль говорит о неоднозначности образа Гобсека «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов, заполните таблицу. «Неоднозначность образа Гобсека».

Гобсек богатый человек.

(всего пять человек в Париже могут сравниться с ним по степени богатств)

Влачит жалкое существование.

Боится афишировать своё богатство (не поднял золотой)

Мизантроп.

Ненавидит всю свою родню.

Поддерживает дружеские отношения с Дервилем

Сосредоточил в своих руках власть над миром («…я владею миром, не утомляя себя»)

При этом сам ходит по клиентам и унизительно собирает платежи

Герой, лишённый каких бы то ни было человеческих чувств: «человек – автомат»;

«человек – вексель»; «золотой истукан».

Великодушный человек: испытал «чувство жалости» при виде надвигающейся нищеты, грозящей графине де Ресто; Гобсек «почти умилился», увидев комнату белошвейки Фанни

«Дикарь» (испытал «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками» после приобретения бриллиантов графини).

Образованный человек: знает все тонкости юриспруденции, хорошо разбирается в политике, искусстве (не случайно автор сравнивает его со статуей Вольтера – одного из самых образованных людей своего времени)

Ростовщик.

«Гобсек – человек честный»

В нём живут

«скряга

он «старик

«подлое существо

«старый

В нём живут

и философ»

и ребёнок»

и возвышенное»

младенец»


  • (Дервиль говорит о Гобсеке, что «в нем живут два существа: скряга и философ, существа подлое и возвышенное». Докажите примерами из текста правоту его слов.

  • Но так ли однозначен образ Гобсека? Какими положительными качествами наделяет его автор? (Гобсек умен, наблюдателен. Его отличает безупречная честность в ведении дел. Дервиль говорит, что в случае безвременной кончины не побоялся бы сделать Гобсека опекуном своих детей.)

  • Дервиль замечает: «Никогда еще в своей юридической практике я не встречал  такого удивительного сочетания скупости со своеобразием характера». «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное».

  • Гобсек, по словам Дервиля, ненасытный удав, а «если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убежден, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности…».

  • Сам Дервиль ценил и уважал Гобсека. Видел в нем и положительные качества. Это проницательный ум, порядочность, честность, сочувствие к бедным, доверие клиентов, способность разглядеть социальную структуру общества, увидеть принципы взаимоотношений между людьми, осознать законы и мораль эпохи. Это и способность оценить красоту драгоценных камней. И в то же время  неспособность понять смысл и назначение жизни, прежде всего, своей собственной.


- Какие качества преобладают в характере героя? Перечислим эти качества.

Низкие качества (холодность, неподвижность, скупость, бездушие, хитрость, эгоистичность) превалируют в Гобсеке, заглушают остатки человеческого тепла.

Жадность на пороге смерти  превращается в сумасшествие. Скупость становится причиной деградации личности. С годами Гобсек исхудал, высох, почернел.)


- На каких литературных героев похож Гобсек?

До последнего момента своей жизни Гобсек играл, накапливая золото, и незаметно для себя самого он становится рабом своих миллионов. Он боится за них, у него начинаются приступы сумасшествия, когда он воображает, будто по его убогой комнате катятся золотые монеты.

Просмотр сцены «Смерть Гобсека» из фильма «Гобсек» (3 минуты)

- Какое впечатление производит сцена смерти Гобсека?

Выразительное чтение описания его богатств.

- О чем заставляет задуматься описание несметных богатств и его кладовых?

  • Автор завершает свой рассказ о жизни и смерти ростовщика абсолютно закономерной сценой – описанием его богатства. Это описание достойно кисти фламандских живописцев, подобно тому, как образ самого Гобсека “достоин кисти Рембрандта”.

  • И все-таки итог жизни героя плачевен. Мы вслед за Дервилем можем лишь пожалеть старика, который поставил на карту своей алчности все ценности мира: дружбу, любовь близких, благополучное существование. Итог жизни старика не утешителен: все нажитое им добро пришло в негодность или осталось невостребованным.

- Как бы сейчас вы ответили на вопрос Дервиля: «Да неужели все сводится

к деньгам?» (обоснуйте свой ответ)

- Есть ли в повести ответ на эти вопросы? (Вспомните историю самого

Дервиля, Фанни Мальво, Анастази, Камиллы и Эрнеста де Ресто.

- Насколько актуален в наши дни герой Бальзака?

- Помогла ли вам повесть в поисках ответов на вопросы современной действительности, о чем заставила задуматься? (Прочитав произведение Бальзака, убеждаешься, что в мире существуют и другие ценности. Здоровье, любовь, дружбу не купишь ни за какие деньги.)



Подведение итогов урока. Дискуссия.

- Завершая наш урок, мы должны ответить на самый главный вопрос: - Можно ли оставаться человеком, имея деньги?

- Какие общечеловеческие проблемы  подняты в повести?( размышления учеников)

- Какие мысли Гобсека вы считаете актуальными и интересными сегодня?

(- Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу.

- Актуально ли данное произведение сегодня? (дискуссия)

- Как губительно и разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, т. к. ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы повести запоминаются надолго, хотя написаны они так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня. Сегодня мы часто забываем о своей душе. Душа – это частичка нашего собственного я. Душа и тело должны составлять одно единое целое, жить в гармонии.

Если погибает душа, то погибнет и тело. Так давайте очистим нашу душу от жадности, стяжательства, злобы, ненависти.

И пусть у каждого она станет доброй, светлой, чистой и прекрасной.

« Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю в совершенствование самого человека».( О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии»)

Слово учителя:

Богатство, скупость, фантастическое поклонение золоту разрушает человеческую душу. Закончить наш урок я хотела бы следующими словами из проповеди Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Не собирайте себе сокровищ на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».

Рефлексия. «Свободный микрофон»

Предлагаю вам поделиться своим мнением.

  1. Сегодня на уроке для меня было новым...

  2. Я удивлен (-на), что...

  3. Мне было интересно ...

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (миниатюра)на тему: «В чём ценность человеческой жизни?»


Словарная работа: МИЗАНТРОП – нелюбовь, ненависть к людям,

отчуждение от них


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!