Урок литературы в 10 классе по теме «Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Цели урока:
продолжить работу над анализом романа Л.Н.Толстого; показать значение семьи в формировании личности человека;
продолжить работу по развитию у обучающихся умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
продолжить работу по воспитанию чувства уважения, любви к близким, чувства долга перед семьёй, ответственности за совершаемые поступки.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке одна из интереснейших тем литературы: «Семья в романе «Война и мир». Семейная тема была и остаётся актуальной.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг. Первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
2. Семья в романе.
Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – в любимой работе, для других – в богатстве. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.
Сегодня мы поговорим о толстовском идеале счастливой семьи.
Эпиграфом нашего урока будут слова писателя: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».
- Каково значение слова «семья»?
Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами.
Итак, в словарях говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий.
Именно такая семья была у Льва Толстого в детстве, и такую семью он постарался создать в зрелом возрасте с Софьей Андреевной Берс.
Идеалом женщины для Толстого были мать, тётушка, Татьяна Ергольская, те, кто полностью отдавал себя семье, воспитанию детей.
В романе «Война и мир» тема семьи нашла яркое отражение в судьбе центральных героев.
В центре внимания Толстого семьи Ростовских, Курагиных, Болконских. Одинаково ли автор к ним относится?.. Почему, как вы думаете?
Среди любимых героев Толстого: Ростовы (граф и графиня, Наташа, Николай, Петя); Болконские (князь Николай Андреевич, Андрей, Марья).
А к нелюбимым можно отнести Курагиных (князь Василий, Элен, Анатоль, Ипполит).
Любимые герои Толстого: Наташа и Николай Ростовы, Андрей и Марья Болконские – принадлежат к разным семьям, со своим укладом, традициями, но общее в них одно – они любят друг друга, заботятся друг о друге, и поэтому не чувствуют себя одинокими,
Нелюбимые герои живут собственными интересами, ими движет эгоизм.
- Какие детали в романе показывают единство в семьях любимых героев? (Близость матери и дочери Ростовых подчёркивается одним именем Наталья. «У Ростовых были именинницы Натальи – мать и меньшая дочь…»)
Следуя народным идеалам, Толстой считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства. Именно в рождении и воспитании детей видят смысл своей жизни графиня, её дочь Наташа, княжна Марья. По мнению Толстого, воспитание детей в семьях должно основываться на следующих принципах:
- «как можно раньше научить ребёнка в семье довольствоваться малым»;
- сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать»;
- поощрять в раннем возрасте любознательность и желание учиться.
Именно так воспитывают детей и Ростовы, и Болконские.
- Как вы думаете, почему Николай Андреевич Болконский давал нетрадиционное образование дочери: сам преподавал ей алгебру и геометрию? Ведь в те времена девушек – дворянок предпочитали обучать языкам, музыке, рукоделию и танцам.
(Ответ в его словах: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень не хочу»)
В дальнейшем в воспитании своих детей Марья будет так же требовательна, поощряя их за добрые поступки и наказывая за дурные.
- Автор показывает, что, наверное, самым действенным в воспитании оказывается пример родителей.
Деятельность Андрея так же неустанна, как и его отца: он работает в комиссии Сперанского, пытается составить и утвердить свой план расположения войск у Шенграбена, улучшает жизнь своих крестьян.
- Кто, на ваш взгляд, воплощает идею автора о назначении женщины?
- Наташа Ростова.
Мы видим, как изменяется Наташа, как она духовно растёт: от беззаботной девочки до матери семейства, хранительницы домашнего очага. Проследим за развитием этой героини, её отношением к семейным ценностям.
3. Работа с эпизодами, связанными с образом Наташи Ростовой:
Наташа во время именин;
отношения с матерью;
бал;
сватовство Болконского;
после разрыва с князем Андреем;
отъезд из Москвы;
любовь к Петру;
семейная жизнь Безуховых.
4. Работа с художественной деталью.
- Какие детали передают в портретах женских персонажей представление автора об истинной и ложной красоте женщины?
Портреты Элен, Веры, Наташи, Марьи.
Для Толстого, писателя и человека, истинная красота – в душевной наполненности, а глаза отражают работу души. Поэтому автор в эпилоге, показывает жизнь Наташи с Пьером, подчёркивает, что истинное счастье героиня приобрела тогда, когда смогла отдавать всю свою любовь мужу и детям, она не стремится понравиться, быть модной, важнее – любить и быть любимой. Неизведанное дотоле счастье любви к мужу и детям делает княжну Марью счастливой: «никогда, никогда не поверила бы, что можно быть такой счастливой…» Любимые герои обрели счастье в семье, через них Толстой утверждает свой идеал семьи.
5. И вновь о семье:
- Как доказывает Толстой свою мысль: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях»?
- На примере семьи Курагиных. Василий Курагин – отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук.
- Отношение к браку в семьях Ростовых, Болконских и в семье Курагиных разное. У первых держится на взаимной любви, уважении, Курагины же ищут подходящую партию и не способны на верные, самоотверженные чувства.
- Вспомните, какие эпизоды показывают отношение родителей к выбору своих детей.
(Князь Николай Андреевич Болконский, желая счастья дочери, не одобряет сватовства Анатоля Курагина, видя его глупость и бессердечие. Мать Наташи, чувствуя разность Андрея и Наташи, страшится их брака, тогда как в Пьере сразу увидела близкого Наташе по характеру и душевному настрою человека.)
И Ростовы, и Болконские – достойные семьи, но в их традициях есть существенная разница. Покажите это.
- Чем же похожи семьи Ростовых и Болконских?
- Чувством семьи.
- Духовным родством.
- Верностью семейным традициям.
6. Итог урока.
Именно в семейной жизни видел Толстой залог человеческого счастья.
К истинным семейным ценностям относит писатель способность к самопожертвованию, заботу старших о младших и младших о старших, воспитание детей на примере родителей.
Рассказывая Наташе о своей жизни, о Каратаеве, Пьер испытывает «редкое наслаждение, которое, по словам Толстого, «дают настоящие женщины, одарённые способностью вбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины», а не те «умные женщины» которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же, или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своём маленьком умственном хозяйстве».
7. Домашнее задание.
Написать сочинение по одной из тем:
«Взгляды Толстого на смысл жизни»;
«Семья Ростовых»;
«Толстой и его отношение к героям романа «Война и мир».