СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке проведена работа по определению алгоритма сравнительной характеристики героев произведения и использование его как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»

Тема: «Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина»

Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Задачи:

  1. формировать умения и навыки сравнительной характеристики персонажей для более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла;

  2. развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

  3. воспитывать духовно-нравственную личность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки, портрет Толстого.

ХОД УРОКА

Сам погибай, а товарища выручай.


Пословица

1.Организационный момент

(звучит музыка, на экране демонстрируются виды Кавказа)

Учитель: Кавказ – одно из самых красивых мест на земле: величественные горы, сияющие ледниковыми вершинами, изрезанная линия горизонта, пропадающая иногда в облаках, бурлящие горные реки и зеркальные озера. Это хребты Большого Кавказа, где сходятся и расходятся друг с другом небо и земля. Но так случилось, что именно это прекрасное место стало, так называемой, горячей точкой, где 150 лет назад шла Кавказская война.


2. Актуализация знаний

- слайд 7

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые годы 19 века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку и вошел рассказ «Кавказский пленник», но он оказался столь значителен, что вышел за рамки азбучного текста.

- слайд 8

Л.Н.Толстой определил жанр произведения - «рассказ-быль». Что означает слово «быль?» (Быль - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии)

- слайд 9

Ребята, мы с вами прочитали рассказ «Кавказский пленник», вы его пересказывали, а сегодня мы попытаемся разобраться в вопросах, которые возникли после прочтения. Мы поговорим о героях этого рассказа, попытаемся разобраться в их характерах и причинах тех или поступков. Скажите, для того, чтобы лучше узнать двух героев, что мы должны сделать? Правильно, сравнить их и тема нашего урока: «Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина». (2)

Но прежде я предлагаю вам провести небольшую проверочную работу.

Проверка знания текста.

Тестирование. Если вы считаете тезис правильным – хлопок.

                                             ТЕСТ

1 «-» События происходили осенью.

2. «+» Жилин был невелик ростом, да удал.

3. «+» Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил.

4. «-» Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. «+» Жилин написал неправильный адрес на конверте.

6. «-» Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.

7. «+» Во время первого побега Костылин показан слабым человеком.

8. «+» Во второй раз Жилин бежал один.

9. «+» Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

10. «+» После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.


Узнайте героя по описанию:

  • «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю. С широкими рукавами и без пояса, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина) слайд 10

  • Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик Хаджи) слайд 11

  • Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда) слайд 12

  • Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин) слайд 13

  • Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин) слайд 14 (5)


Проверка домашнего задания


3. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд 15

- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» - Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. А чтобы решить эту задачу нам необходимо сравнить этих двух героев и выявить авторскую позицию в рассказе.

- Что значит сравнивать героев художественного произведения?

  • Находить общее и отличительное. Понаблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в трудные жизненные ситуации; Мы должны найти средства, которые использует автор для создания художественного образа (конверт на доску)

Запишите в тетради тему урока. Средства создания художественного образа


4. Систематизация знаний. Работа с текстом.

- слайд 16

- Итак, что же общего у героев?

  • Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

- В представлении окружающих офицеры русской армии должны иметь военную выправку - выглядеть подтянутыми, стройными. Как выглядят Жилин и Костылин? Вспомним портреты героев. Слайды 17,18

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Жилин: «…невелик ростом, а удал был».

- На основании этих портретов, какое отношение к Жилину и Костылину возникло у читателя? Почему?

  • Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуются сила и мужество. Недаром придумал народ пословицы о людях неброских, но духовно сильных: «Мал, да удал; мал золотник, да дорог».

Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа. (На доску)


- Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте. (стр.253, 2-3 абзацы)

Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»

Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги…а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»


А Костылин, вместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

- Почему у Костылина нет внутреннего монолога?

  • Автор обращает внимание на отношение Жилина к лошади. Он любит её, видит в ней близкого друга, жалеет, называет её доброй, матушкой, сердечной.

  • Костылин же не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого, поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу», «ожаривает лошадь». Такое поведение вызывает неодобрительную оценку читателей.

Делаем вывод: Речь героев, в данном случае монолог, помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение. (На доску)


- А теперь, ребята, понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в трудных жизненных ситуациях. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?


  • Пленение;

  • Выкуп;

  • Жизнь в плену;

  • Первый и второй побег из плена;

Слайд 19

«Пленение Жилина и Костылина» Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте словесную картину. (стр. 253, предпоследний и последний абзацы) и

( стр.259, 3 абзац со слов: Костылин рассказал)

- Почему Толстой сцену пленения Жилина описывает подробно, а о том, как Костылин попал к татарам, мы узнаём позже, Костылин рассказывает об этом Жилину уже в плену?

Толстой восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Примечательно, что только пятеро татар смогли скрутить Жилина, да и то уже бывшего в беспамятстве.

Пленение Костылина Толстой представляет читателю одной строкой: «Костылин рассказал, что лошадь под ним стала, и ружье осеклось, и что этот самый Абдул нагнал его и взял». Ни слова о военной доблести.

Костылин совершает предательский поступок, какой?– оставил Жилина без ружья и не помог, как подобает настоящему офицеру.

слайд 20

- Вспомните сцену требования выкупа. (пересказ ученика) Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выход. Он смелый, не боится татар и их угроз.

Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

Делаем вывод: Поступки - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев.(На доску)


Для того, чтобы проанализировать пункты «жизнь в плену» и «первый и второй побег из плена», я прошу вас поработать в группах. Но перед этим предлагаю отдохнуть.

(физ. минутка)

На столах у каждой группы лежит вопрос, вам даются 2 минуты для того, чтобы сформулировать ответ. (22)



Карточки


Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

1.Чем герой занимался в плену?

- слайд 21,

Вывод слайд 22


Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

2. Отношение к герою татар. - слайд 23, Вывод слайд 24

К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Его называли «джигит». Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.

Костылина же татары называли «смирный».


3.Как герой готовился к побегу?

слайд 25, Вывод слайд 26


Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает

Ни в чём участия не принимает


4. Первый побег, поведение героя.

- слайд 27, Вывод слайд 28

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин род стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху». Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

5. Второй побег. Почему Костылин отказался бежать? - слайд 29, Вывод слайд 30

Жилин и говорит:

— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят — казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: — Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.


Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, стремится к освобождению. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Татары называют его джигитом. Герой не озлобляется, мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию своей смелостью, великодушием, мастерством, умением чувствовать чужую боль, приходить на помощь при любых ситуациях. Он ценит слово офицера, способен на великодушный поступок. Жилин любит и понимает природу.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный»

Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики. (37)

- слайд 31

- Есть еще одно средство, используемое Толстым для характеристики героев - Говорящие фамилии. (на доску) (40)


- Почему Толстой противопоставляет героев?

  • Автор выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем.

7. Решение проблемного вопроса

- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

- слайд 32

  • Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим, силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
    Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

8. Домашнее задание. Слайд 33

1 уровень - Подготовить для пересказа характеристики героев.

2 уровень - Ответьте на вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание? Докажите примерами из текста».





Кто идет вперед, того страх не берет.

Велик телом, да мал делом.

Нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.

Перед настойчивым и горы преклоняются.

Под лежачий камень вода не течет.

--------------------

  1. Чем герои занимались в плену?



  1. Каким было отношение к пленным офицерам татар?



  1. Как пленники готовились к побегу?



  1. Как вели себя герои во время первого побега?



  1. Второй побег. Почему Костылин отказался бежать во второй раз?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!