СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "цветочный код в поэзии а.а. ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "цветочный код в поэзии а.а. ахматовой»


Урок в 9классе. Тема: « Цветочный код в поэзии А.А.Ахматовой».

Цели: понять, какую смысловую нагрузку выполняют образы цветов в лирике Анны Ахматовой; выяснить, какова символика образов цветов, их метафорическое значение; узнать, какую роль играют образы цветов в раскрытии душевного состояния лирической героини; проследить, как менялось и пользование флористической символики в лирике А.А. Ахматовой на протяжении её творчества.

Задачи : понять какова семантика образов цветов; понять каково символико-метафорическое значение образов цветов.

Ход урока

I. Организационный этап. Учащиеся разделены на 2 группы (раннее и позднее творчество Ахматовой)

Учитель: Добрый день ,уважаемы гости, ребята! Я рада видеть вас в этот солнечный весенний день. А Вы? Давайте улыбнемся друг другу .Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые знания.

Звучит «Вальс цветов», танец Весны (ВИДЕО)


Учитель:1.Какие ассоциации вызвала у вас эта композиция?».

2. Назовите автора музыки и название произведения.(П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

3. Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?(цветам)

4. Чего вы ждете от сегодняшнего урока? (положительных эмоций, хорошего настроения, новых открытий, хороших оценок)

Учитель: Я надеюсь, всё это вы получите в конце урока. А нас ждет новая встреча, впрочем, сейчас вы всё сами узнаете.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Внимание на экран!(ФОТО) Вам предстоит разгадать Кроссенс - ассоциативная головоломка нового поколения (аналогия с кроссвордом),в нем зашифрована тема сегодняшнего урока.

1.Что изображено на фотографии? Какой цвет объединяет эти 4 фото (синий восприним-ся как спокойный и сильный цвет, он приносит ощущение гармонии и мира.)

2. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ученик: « Цветочный код в поэзии А.А.Ахматовой».

ОТКРЫВАЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ С ТЕМОЙ УРОКА!

3.Ребята,а каково значение слова «код»? (система условных обозначений)

4.Какие словосочетания со словом «код» сейчас популярны и вы ,наверняка, с ними встречались на уроках биологии и обществознания?

Ученик: Культу́рный код (менталитет)- это ключ к пониманию той или иной культуры. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. (наскальные рисунки передавали будущим поколениям охотничьи приемы, былины, песни)

Национальный код народа – это определённый набор ценностей, которого придерживаются люди, проживающие в данной стране. Причём, не обязательно это люди одной этнической принадлежности. (например ,культ.кодом российского народа является «Кириллица»)


Генетический код - это система записи генетической информации о порядке расположения аминокислот в белках в виде последовательности нуклеотидов в ДНК или РНК.


Учитель: Спасибо ,молодцы.

Цветочный код. Как думаете, ребята, что это?

Ученики: 1. Символическое значение цветов, 2.язык цветов, 3.значение цветка в том или ином произведении.

III. Актуализация знаний и умений:предлагаю вашему вниманию Косплей на картину- перевоплощение (на самоизоляции в России был популярен этот флешмоб «Вы сошли...с картин") (ФОТО Портрет Ахматовой 1914г.,худ.Ольга Кардовская) Юсупова Амина в роли Ахматовой А А Азнаети ли вы вы,что слово "поэтесса" Ахматова не любила и считала, что мужским и женским может и должен быть костюм, но никак не творчество, и себя называла "поэтом".

IV. Открытие новых знаний.

Учитель : Флористическую символику нужно понимать как символическое значение цветов,

упомянутых в стихотворениях А.А. Ахматовой. Поэт стала свидетелем двух революций и войн. Её семьи коснулись сталинские репрессии . Ребята ,а что такое репрессия ,в какой период осуществлялись сталинские репрессии в СССР? (конец 1920-х –начало 1950-х годов).


Анна Андреевна в полной мере ощутила на себе влияние тоталитарного режима с запретами печататься, постоянной цензурой, все это, несомненно, отразилось в её творчестве.

Со временем поэзия Ахматовой стала откликом на главные события в истории родной страны и приобрела гражданское звучание. Какие это события? (Революция , гражд. война, ВОВ)

Учитель: Ребята, а что вам известно об символики цветов в поэзии?

Ученик: Упоминание цветов и растений в поэзии – это дань литературной традиции, корни

которой уходят в русский фольклор и развиваются на протяжении 18-19 веков.

Образ сломанного цветка в народных песнях как символ загубленной жизни. Язык цветов был популярен в жизни людей в разные эпохи среди поэтов и художников, представителей высшего сословия. Он широко использовался для тайного выражения чувств, был популярен среди молодёжи. (СЛАЙД 2)

Уч-ль: Язык цветов дает возможность выражать свои намерения и чувства. Например:

Азалия – преданность.

Василек – грация, элегантность.

Гвоздика – платоническая любовь.

Георгин – непостоянство, каприз.

Гербера – тайна.

Гладиолус - постоянство.

Лилия белая – чистота.

Лотос – счастье, здоровье, долгая жизнь.

Нарцисс – эгоизм.

Пион – богатство и слава.

Подсолнух – преклонение.

Роза – красота, любовь, сердце.

Тюльпан – взаимопонимание.

Хризантема – благодарность.

Фиолетовая сирень - первая любовь и переживания, связанные с ней.


V. УЧИТЕЛЬ: (СЛАЙД 2) В стихотворениях Анны Ахматовой наряду с темами Родины, русской земли, славы, власти прослеживается тема цветов. Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: это и нежная фиалка, и новогодняя роза, и изысканная гиацинты, и простые одуванчики.

«Цветы» освобождают автора от прямого называния переживаний и выражения чувств, которые по каким-либо причинам не могли быть высказаны вслух. Её цветы реальны, видимы, и даже создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы; они всегда имеют определённый цвет, причём каждый цвет имеет собственное значение.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сколько периодов выделяется в творчестве Ахматовой?

Ученик: Творчество Ахматовой принято делить всего на два периода – ранний (1910 – 1930-е гг.) и поздний (1940 – 1960-е). Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне (ранняя Ахматова – камерный поэт, поздняя испытывает все большее тяготение к общественно-исторической тематике).


1. Работа в группах. УЧИТЕЛЬ: Ребята, у вас на столах рабочие листы с заданиями к сегодняшнему уроку.: попробуйте найти в стихотворениях характерные черты лирики Ахматовой.

- Пусть каждая группа назовет одну особенность лирики А.Ахматовой, ту, которую смогли определить

Особенности лирики: простота, лакониз,проявление эмоций, романтизм, Связь человека с природой, душевность, стремление к сободе, минимализм, психологизм, сюжетность, диалогичность, разговорность,недосказанность


В сборнике стихотворений «Чётки» (1914 г.), имевшем большой успех у читателей и противоречивые отзывы у критиков, Ахматова вновь достаточно часто прибегает к использованию флористической символики. Из 52 стихотворений сборника содержат названия растений – 14 стих-й (27% от общего числа стихотворений).


Презентация

Символика цветов как изображение внутреннего мира в поэзии Анны Ахматовой

1.Роза.

Образ розы в поэзии А.Ахматовой неоднозначен.

Ранняя  лирика.(Слайд 4)

    -«Сухие, розовые губы.»  («Не будем пить из одного стакана…» 1913)

   -«Чёрных ангелов крылья остры,

      Скоро будет последний суд,

      И малиновые костры,

Словно розы, в снегу цветут.»    («Как ты     можешь смотреть на Неву…» 1914)


-«Новогодний праздник длится пышно,

     Влажны стебли новогодних роз,

     А в груди моей уже не слышно

    Трепетания стрекоз»        («После ветра и мороза было…» 1914)

   С одной стороны, она символизирует красоту, любовь, страдания  и страсть. Но эта любовь безответна, поэтому в стихотворениях есть доля грусти и тоски.

«И крапива запахла, как розы…» - сорняк прикинулся розой. Это также означает предчувствие чего-то неладного в чувствах автора.


Поздняя  лирика.(Слайд 5)

-«Бессмертные розы»   («Луна в зените» 1942-1944)

-«Взамен могильных роз»   (памяти М.А.Булгакова.)

-«Всё возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить»  («Последняя роза» 1962)

-«А умирать поедем в Самарканд,

На  родину предвечных роз…» (1941)

 

С другой стороны, поэт  упоминает её, говоря о жизни и смерти, следовательно, и окраска всего произведения меняется. В стихотворениях мы видим, что этот цветок несет в себе признак любви, а с другой стороны боль, утрату.

2.Сирень.

Ранняя  лирика.

  -«Подстригаю на кустах сирени

     Ветки те, что ныне отцвели»(«Стал мне реже сниться, слава Богу…» 1912)

  -«Бензина запах и сирени,

     Насторожившийся покой»(«Прогулка» 1913)

 -«Небо мелкий дождик сеет

     На зацветшую сирень»(1916)


Поздняя лирика.

-«О, кто бы мне тогда сказал,

     Что я наследую всё это:

   …И покаянную рубаху,

      И замогильную сирень»

(«Наследница» 1958) 

 

   -«И кладбищем пахла  сирень..»

( «Поэма без героя» 1940-1962) 

Ахматова характеризует сирень как  угасание  вечных ценностей не только в раннем творчестве, но и  позднее. Отличие заключается лишь в том, что сначала угасает чувство любви в человеке, а потом и самое дорогое – человеческая жизнь.

 

3.Фиалка.

Ранняя  лирика.

-«Горы парижских фиалок в апреле –

И свиданье в Мальтийской Капелле,

Как проклятье в твоей груди».  

(«Поэма без героя» 1913)

 

-«Только глаза подымать не смей,

Жизнь мою храня,

Первых фиалок они светлей,

А смертельные для меня.»

(«9 декабря 1913 года»)


Поздняя лирика.

-«Персик зацвел, а фиалок дым

Всё благовонней» («Луна в зените» 1942-1944)

 

-«Привольем пахнет дикий мёд…

Пыль – солнечным лучом,

Фиалкою – девИчий рот…

Но мы узнали навсегда,

Что кровью пахнет только кровь»

(1933)

Основное различие в образе фиалки в том, что в ранней лирике читатель  воспринимает её зрительно, а в поздней  она открывается нам через мир запахов и ощущений.

4.Мак.

Ранняя  лирика.


 «Сразу стало тихо в доме,

   Облетел последний мак. (1917)

 

                            Поздняя лирика.


«Как в доме, где душистый мрак

И окна заперты от зноя

И где пока что нет героя,

Но кровлю кровью залил мак.»   (1943)


«В садах впервые загорелись маки,

И лету рад, и вольно дышит город

Приморским ветром свежим и солёным» (1950)

 

В раннем творчестве Ахматовой мак уводит её в мир спокойных воспоминаний, в мир снов.

В позднем эти воспоминания вызывают более яркие ассоциации, так как в них присутствует некая доля драматизма.

 

5.Хризантема.

Ранняя  лирика.


«Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе,

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет старое саше.»

(«Вечерняя комната» 1910)

В данном стихотворении отдельные слова помогают создать целостную картину  вечерней комнаты, которая «хранит и помнит старину». Так, глаголы «жужжит», «пахнет»   и прилагательное «белой» передают звук, запах и цвет.

Поздняя лирика.


-«И была для меня та тема,

Как раздавленная хризантема

На полу, когда гроб несут.»

(«Решка» 1941)

-«Но сколько предо мной ночных аллей-то,

И сколько в сентябре прощальных хризантем.» (1963)


Хризантема обычно обозначает приветливость, но в поздней лирике  она  помогает  поэту выразить всю боль и разочарование жизни. В вечерней комнате лирическая героиня испытывает чувства «гордости, спокойствия» за

свои чувства. Ведь хризантема - цветок долголетия, радости, покоя, изобилия. К тому же эти чувства подкрепляют и георгины. КСТАТИ, В Японии этот цветок национальный. Он является символом солнца, дающего жизнь всему на земле.


 


6.Тюльпаны и гвоздики.

Ранняя  лирика.

Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.»

(«Смятение» 1913)

 

« И дал мне три гвоздики,

Не поднимая глаз,

О милые улики,

Куда мне спрятать вас?» (1913)

 


В символике цветов тюльпан и гвоздика характеризуют выражение любви, олицетворяют некую непорочность.  Влюбленная героиня не видит ничего перед собой и поэтому впоследствии может оказаться обманутой. Тюльпан благодаря лексическому повтору и цветовому эпитету становится самой яркой деталью, притягивает внимание читателя

 

 Поздняя лирика. 

«Над Азией весенние туманы,

И яркие до ужаса тюльпаны

Ковром заткали много сотен миль…»

(«Какая есть. Желаю вам другую…» 1942)

«В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Своё бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.»

(Из цикла «Ташкентские страницы» 1959)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В позднем  творчестве читатель  может заметить, что поэта с домом разлучают сотни миль. Запах гвоздик и ковер из тюльпанов  помогает Ахматовой мысленно погрузиться в воспоминания  о прошлом.


 

 

 

 


VI. (СЛАЙД13) Для того чтобы  проследить за изменениями, происходящими в глубине человеческой души, А. А. Ахматова использует символику цветов.  Они помогают ей  проникнуться во  всю гамму чувств, ощутить отдельно каждый оттенок и донести эмоции до читателя.

Каждый  цветок  в  её  лирике пронизан  определёнными  чертами: либо  это  жалость  и  беспомощность, либо  страсть и  гордость. Нельзя  не  найти  такого  чувства, которое  она  не  смогла  бы  передать  через  образы  цветов, помогающих  передать  психологизм  поэзии  А.А. Ахматовой.

Непорочность

Смирение

Любовь

Страдания

Успокоение

Скорбь

ВИДЕО  Авторское исполнение стихотворения “ИЗ ПАМЯТИ ТВОЕЙ…”

Из памяти твоей я выну этот день,

Чтоб спрашивал твой взор

Беспомощно-туманный:

Где видел я персидскую сирень,

И ласточек, и домик деревянный?

О, как ты часто будешь вспоминать

Внезапную тоску неназванных желаний

И в городах задумчивых искать

Ту улицу, которой нет на плане!

При виде каждого случайного письма,

При звуке голоса за приоткрытой дверью

Ты будешь думать: «Вот она сама

Пришла на помощь моему неверью».

Описание произведения.

В стихотворении «Из памяти твоей...» Анна Ахматова обращается к теме любви.

Автор использует особый ритм — разностопный(2-3 стопный) ямб УЧИТЕЛЬ: напомните, что такое ямб? (2-стопный размер с ударенными четными слогами УЧИТЕЛЬ: ребята, вспомните, в каком произведении, нам встречалась ямбическая стопа «Мой дядя самых честных правил…», « У Лукоморья дуб зеленый..»), чтобы обратить внимание на противоречивость чувств в душе поэтического субъекта, прототипом которого является художник Борис Анреп.

Лирическая героиня берёт обратно когда-то дарованный герою день и желает, чтобы память его стала пуста от этого важного дня их любви и жизни: «Из памяти твоей я выну этот день...». Герой оказался не достоин дара. Потеря этого дня — невосполнимая утрата, заставляющая поэтическую личность метаться в противоречивых чувствах. Герой безуспешно старается вспомнить, где видел он: «персидскую сирень, / И ласточек, и домик деревянный». Его одолевает тоска «неназванных желаний», однако источник и смысл их потерян, затерялся на несуществующих улицах «задумчивых городов».

История создания. (ФОТО АНРЕПА)

Произведение «Из памяти твоей...» написано 4 апреля 1915 года и посвящено Борису Анрепу, художнику-мозаичнику и литератору. Первая встреча художника и поэта состоялась в 1914 году перед отправкой Анрепа на фронт. В дальнейшем они виделись только во время отпусков или командировок с фронта.

О встречах с Анной Андреевной Борис Анреп вспоминает так: «Мы катались на санях, обедали в ресторанах, и все время я просил её читать мне стихи; она улыбалась и напевала их тихим голосом. Часто мы молчали и слушали всякие звуки вокруг нас. Во время одного из наших свиданий в 1915 году я говорил о своём неверии в Бога. Анна Андреевна строго меня отчитывала, указывала на путь веры как на залог счастья. “Без веры нельзя”».

Борис Анреп остался убеждённым атеистом, в чём А. Ахматовой пришлось вскоре убедиться. Цинизм его предательства был столь зауряден и некрасив, что глубоко поразил её болью, которая и вылилась в стихах «Из памяти твоей...»


Сирень в этом стих-ии как угасание чувства любви в человеке.

(СЛАЙД14Частота употреблений цветов в лирике А.Ахматовой



число стихотворений

название цветов

10

роза

5

тюльпан

8

хризантема

3

нарцисс

7

астра

1

левкоя

4

маргаритка

6

фиалка

2

василёк



Заключение. Рефлексия: В начале урока я спрашивала, чего вы ждете от урока? Оправдал ли он ваши ожидания?

Ребята, удалось ли нам сегодня разгадать цветочный код поэзии А.А.? Какие выводы сделать .

УЧЕНИК ВЫВОД: Во- первых, творчество А. Ахматовой неразрывно связано с жизнью автора, в своих стихотворениях она очень открыто пишет о том, что ее волнует, пытается поделиться своим душевным состоянием.

Тема цветов является одной из главных в лирике А. Ахматовой. Все стихотворения Ахматовой проникнуты любовью к природе .Функции используемых названий цветов в стихотворениях различны. Это и детали пейзажа, и детали окружающего вещного мира. Цветы наделяются и символическим значением. Анализ стихотворений свидетельствует, что их выбор не случаен. Поскольку Ахматова знала символическое значение растений, она использовало это в своих стихотворениях..

По словам К.И. Чуковского: «Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью».

Учитель: Пока мы говорили о цветах ,Алина подготовила небольшой сюрприз Икебана -японское искусство создания цветов ИКЭ- жизнь, ХАНА –цветок. Цветы гостям!

Учитель : Оценивание ответов уч-ся

Учитель: Спасибо за внимание ! Я предлагаю оценить сегодняшний урок ,посадив цветы на 3-х ярусную клумбу ,где нижний ярус- Остались вопросы.

Второй ярус-третий ярус- Всё понятно, продолжу дальше изучение .

Верхний ярус- Материал урока усвоен на 100%

3. Домашнее задание. Не забываем о предстоящем ОГЭ по русскому языку! Перейдя по QR-КОДу ,вы увидите текст Б.П.Екимова ,русского прозаика и публициста «Про цветы». Прочитайте его и напишите свой комментарий к проблеме (по сочинению 9.3 ОГЭ)

Рабочий лист

Ф.И.класс_________________________________

Тема: « Цветочный код в поэзии А.А.Ахматовой».

1.Особенности лирики:

2.«Сводная таблица» ЗАДАНИЕ . А. Указать класс и семейство данных цветов, выбрать «5-й лишний» (обосновать ответ).

Б. Раскодировать значение данных цветов в раннем и позднем периодах творчества А.А.Ахматовой.

Сравнение цветов

Ранний период

Поздний период

1. Роза Класс цветов (двудольные)



2. Сирень (двудольн.семейство маслиновые)



3. Мак (двуд.лютикоцветные)



4. Тюльпан (однодольные семейство лилейные)



5. Хризантема (двудольные сем. астровые)



Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.






Скачать

© 2023, 254 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!