СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе_ «Сон Обломова- увертюра ко всему роману

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе_ «Сон Обломова- увертюра ко всему роману»

Урок литературы в 10 классе « Сон Обломова- увертюра ко всему роману»

Ход урока

1.На доске запишем тему урока «Сон Обломова»… Может это заглавие отражать основное содержание урока? Вернемся к теме в конце урока. А теперь попробуйте определить те проблемы, которые нам предстоит решить в ходе урока. ( Какова роль эпизода в раскрытии идейного замысла романа? Какую роль играет глава в раскрытии характера персонажа? Почему только эта глава имеет заглавие? Почему «Сон Обломова появился раньше самого романа?)

Задачи: - Что надо вспомнить? (Роль снов)

- Что узнаем? (Какую роль играет эпизод?)

- Чему научимся? (Анализировать эпизод)

2. Предлагаю ответить на некоторые вопросы «Верите ли вы?» и обосновать своё мнение.

* что «Обломов» - это роман, родившийся из сна?

* что Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых?

* что главным воспитанием в семье Обломовых считалось приобщение ребёнка к труду?

* что в Обломовке такое изобилие перепелов, что летом при уборке хлеба мальчишки ловят их руками?

*что обрушившаяся галерея тотчас была поправлена?

* что главною заботой в Обломовке была кухня и еда?

*что полученное в Обломовке письмо тотчас было прочитано?

* что в доме Обломова считалось, что нет неодолимых преград к учению?

3. Какую роль играют сны и сновидения в русской литературе? ( Сообщение ученицы)

4. В романе мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Из скольких частей состоит «Сон Обломова»?

- Пейзажные зарисовки.

- Характеристика Илюши в 7-8 лет.

- Обломову 13-14 лет.

5. Предлагаю посмотреть фрагмент к/ф «Несколько дней из жизни Обломова», помня, что это восприятие романа режиссером С.В.Михалковым.

6. Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Предлагаю поработать в группах и составить по одной схеме на группу. Что входит в понятие «Благословенный край?» (Презентация схем)

7. В сне присутствуют образы- символы. Попробуйте определить значения этих символов. (Работа в группах)

  • Овраг ( незнакомое, страшное место)

  • Письмо (символизирует подозрительность обломовцев)

  • Пирог (символ благодатной жизни, забота о пище – главная забота обломовцев)

  • Сон (символ смерти, вечный сон)

8. В главе много образов русского фольклора, перечислите их. Как вы думаете, с какой целью Гончаров вводит такое количество персонажей фольклора в главу? (Сказки, былины формируют характер русского человека)

9. Что вы можете сказать о родителях Обломова?

10.Предлагаю заполнить каждому таблицу.



Что в обломовской жизни вызывает добрые чувства писателя?


Что писатель не принимает в обломовском укладе?

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

4. В Обломовке нет места злу.

5. Любовь матери.

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

  1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).

2. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.




11. Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке? Обсуждение

10. Какие черты характера сформировались у Обломова?

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечность

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность



11. На первом уроке по роману мы назвали роман загадочным. И действительно, на протяжении более чем 100лет читатели по-разному оценивали роман. Давайте посмотрим, какую оценку давала критика в разное время 9 главе «Сон Обломова». У вас на партах есть отрывки из критических статей разного времени. Какому взгляду отдаёте предпочтение вы? Аргументируйте.

1. А.В.Дружинин. “Обломов”, роман И.А.Гончарова. 1859.

“Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова.”

  1. А.А.Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. 1859.

“…перед вами до мелких оттенков создаётся знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия… Автор становится истинным поэтом, - и , как поэт умеет стоять в уровень с создаваемым им миром, быть комически наивным в рассказе о чудовище, найденном в овраге обитателями Обломовки, и глубоко трогательным в создании матери Обломова, и истинным психологом в истории с письмом, которое так страшно было распечатать мирным жителям “райского уголка земли”, и, наконец, эпически объективным художником в изображении того послеобеденного сна, который объемлет всю Обломовку.”

  1. В.Кантор. Долгий навык к сну. 1989.

“Писатель рисует Обломовку даже сатирически – “сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения”.

  1. Ю.Лощиц. Несовершенный человек. 1996.

Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича..



  1. А.Ранчин. Что такое «Обломовка»? 2006

Обломов не равен Обломовке, да и в самой Обломовке есть притягательно-манящие, но потому и “коварные” черты. Да, у Обломова есть достоинства, чуждые Штольцу (другой вопрос, насколько эти привлекательные свойства производны от быта Обломовки и воспитания Илюши). Но очевидно по крайней мере, что Обломовка не “рай земной”, не идиллия. Это мир благополучия и простых радостей, но мир примитивный, о котором можно вздыхать, а порою и мечтать, но вернуться в который не только невозможно. Возвращаться туда не следует. (Андрей Ранчин. «Что такое Обломовка?»)

12. Итак, давайте вернёмся к теме урока и попробуем доформулировать её. Допишите тему, отразив роль главы в романе. Гончаров назвал «Сон Обломова увертюрой к роману». Почему? (Увертюра –музыкальное вступление)

Попробуйте вставить в деформированный текст пропущенные слова.

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является …..в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования …литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в 9 главе сон во многом объясняет отношение героя к действительности, помогает понять истоки …— явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича … настоящей жизни – спокойной и сытной.



(С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Детство навсегда осталось для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытной.)

13. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь на следующем уроке и сформулируйте домашнее задание. (Обломов и Штольц) Почему столь разные по характеру люди дружат?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!